30 августа, 12.00. Рычков возвращается!

Aug 29, 2012 22:07

Привокзальная площадь Оренбурга меняет облик. Уже сменила. В середине лета центр ее огородили по периметру, за забором появился котлован, из него стал расти постамент - примерно на том месте, где шестьдесят лет назад торжественно появился, а пятьдесят лет назад - скоропостижно исчез монумент Сталину. Новый памятник имеет куда больше оснований находиться в городе, чем тот, который десяток лет отстоял здесь прежде.



Через два с половиной века на Оренбургскую землю возвращается Петр Иванович Рычков.
30 августа, в четверг, в полдень.

***
В марте челябинский художник Евгений Варгот, завершил макет в глине, в натуральную величину. Предыдущий вариант, представленный в Оренбург для утверждения ранее, основательно переделали по просьбе заказчика. Главный архитектор Оренбурга Сергей Бренев, который ездил в Челябинск на окончательное утверждение:
- Автор учел все пожелания, высказанные на градостроительном совете. Изменилась динамика композиции. Прежде фигура находилась в движении - теперь она статична, Рычков властно осматривает окрестности, разглядывает город, который он уже представляет в воображении. Более монументальный вид фигуры Рычкова представляет его теперь как государственного деятеля великого масштаба, каким он и является на самом деле.
Плюс еще была учтена масса замечаний по деталям. Начиная с отворотов сапог - чтобы они соответствовали исторической действительности и моде тех лет. Изменены камзол, узоры на камзоле, форма шпаги, ее эфес - для этого были тщательно просмотрены образцы одежды и экипировки той эпохи.
На постаменте бронзовая табличка с надписью, которая остается прежней: "Рычков Петр Иванович, 1712-1777. Исследователю и устроителю Оренбургской губернии".

***
Увы, мы мало, непростительно мало знаем про Петра Ивановича. А ведь речь идет о первом члене-корреспонденте Петербургской Академии Наук, российском государственном деятеле, географе, этнографе и краеведе, одном из авторов проекта "О торговле России с Индией", «главном правителе оренбургских соляных дел», а при генерал-аншефе и сенаторе, его полным тезке Петре Панине - управляющем «заграничными делами и инородцами в Оренбургском крае». Он оставил интереснейшие записки, написал уникальные «Топография Оренбургская» и «Историю Оренбургскую по учреждению Оренбургской губернии».
Трехсотлетний юбилей - отличный повод возвращать долги. В довершение ко всему давно было надо наводить на привокзальной площади. Последние несколько лет ее сотрясали скандалы - таксисты, газелисты, железнодорожники выясняли, кто на ней хозяин.
А люди это место воспринимают... да, к сожалению, никак не воспринимают. Просто как "приехал - пересел на такси или автобус - уехал домой". Или "приехал на вокзал - сел в вагон - поезд тронулся"…

***
Мнение одного из предшественников Сергея Бренева, главного архитектора Оренбурга с 1980 по 1990 годы Александра Агафонова.
- Памятник П.И. Рычкову по логике и должен быть в историческом центре, в пределах бывшей крепости - как одному из участников ее основания. Либо же на одной из магистралей, имеющей прямую непосредственную связь с центром города. Такой магистралью и является Парковый проспект, Привокзальная площадь - его логическое завершение. Фоном для памятника становиться здание железнодорожного вокзала, само по себе памятник истории архитектуры и культуры.
Более чем восьмиметровое сооружение станет главной осью проспекта. Бронзовая статуя на высоком гранитном постаменте будет легко и четко просматриваться уже с улицы Рыбаковской со своей главной оси, а это 500 - 600 м. Обзор и доступность ее окружающей среде будет со всех сторон и видовых точек Привокзальной площади, что очень важно для восприятия любого памятника. С установкой памятника получим полное и логическое завершение ансамбля исторических зданий и сооружений Паркового проспекта, его прекрасной, монументальной площади.

***
Да, сегодня Привокзальная площадь имеет не очень-то приглядный вид. Хаотично заставленная легковым и пассажирским автотранспортом, опутанная проводами троллейбусных линий, застроенная временными сооружениями, мрачно-неприглядными «зубьями» торговых комплексов, кафе, киосков… А ведь Привокзальная площадь - место притяжения огромного потока людей, она может и должна стать визитной карточкой, одним из запоминающихся мест в Оренбурге для гостей города и нас, его жителей.
Конечно же, площадь необходимо реконструировать. Первое условие - потоки движения людей должны быть разграничены с потоками автотранспорта, как индивидуального, так и пассажирского. Не менее чем треть прилегающего к памятнику пространства необходимо отдать под пешеходную зону и размещения, обеспечив к нему беспрепятственный доступ со всех сторон площади.
На остальной территории площади продумать систему движение легкового и пассажирского транспорта, выделив для них отдельные зоны, посадочные площадки и автостоянки.
Иных решений, кроме сноса (ну, скажем мягче, выноса) всех временных торговых сооружений за пределы площади для упорядочивании движения и парковки транспорта и последующей ее реконструкции нет.
Конечно, следовало бы это сделать до установки памятника. Но в действие вступают существующие законы, по которым право собственника незыблемо. Но и как есть оставлять тоже плохо. Это только к памятнику Дзержинскому в Москве нельзя было подойти (да не очень и хотелось-то…) Насколько я знаю, желание и готовность решить проблему у городских властей имеется.

Оренбург. История

Previous post Next post
Up