С улицы Дворянской в сквер Соловецких Юнг

Feb 07, 2012 20:59


«Рабочая комиссия по рассмотрению предложений по наименованию улиц, площадей, наименованию (переименованию) иных муниципальных объектов и установлению мемориальных досок в городе Оренбурге» - название не самое завораживающее, что уж там говорить.
Тем не менее решения, которые она принимает, оставляют след на века, по ним наши потомки будут ориентироваться в истории города. Да и сами решения становятся историей.

***
С октября прошлого года комиссия значительно обновила свой состав. Но не только: за два прошедших заседания очевидно, что сменились и методы ее работы. Я был на обоих ее заседаниях и свидетельствую: они стали более открытыми и демократичными. По новому положению теперь не только организации, но и любой оренбуржец или группа жителей могут проявить инициативу, обратившись в горсовет со предложением, заслуживающим, на их взгляд, внимания. Ходатайство рассмотрят и не исключено, что примут - и уже есть тому подтверждения…

Вот на первом же заседании прошлой осенью рассмотрели три новые мемориальные доски нашим землякам: Борису Кандаленцеву, «главному пожарному» области с 1972 по 1992 годы, профессору Зинаиде Забегальской, завкафедрой госпитальной хирургии ОГМА, и профессору, заслуженному деятелю науки Григорию Генделю.

Утвердили одну, и то во многом потому, что она уже занимает свое место. Проекты двух других отправлены на доработку. Забегая вперед: на втором заседании, в январе, утвердили еще одну - после того, как все замечания, высказанные комиссией ранее, были учтены.

Помимо всего прочего, за работой комиссии журналисту просто очень интересно наблюдать. Сопоставляешь свое мнение с мнением профессионалов - архитекторов, художников, историков, краеведов. Потом, всегда интересна живая дискуссия по принципу «аргументом на аргумент». Наконец, узнаешь немало нового о своем городе.
Например: утвердили присвоить скверу по Парковому проспекту от Госпитального переулка до улицы Орлова имя Соловецких юнг.

Как так, какие юнги в Оренбурге? В годы Великой Отечественной войны многие патриоты-подростки стремились попасть на фронт. Отдавая должное патриотизму молодежи, Нарком Военно-Морского флота СССР Николай Кузнецов в 1942 году издал приказ о создании на Соловецких островах в Белом море Школы юнг для получения корабельных специальностей и направления на корабли для замены ушедших в морские бригады и погибших моряков.

Из Оренбургской (Чкаловской) области в нее было направлено 60 15-16 летних мальчишек. За три выпуска Школа юнг дала флоту свыше 4000 специалистов. Каждый четвертый не вернулся домой…

Во многих городах России - Москве, Казани. Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре. Архангельске, Перми, Мурманске. Петербурге. Владивостоке и других поставлены памятники, мемориальные доски, названы улицы, скверы и площади в намять о самых молодых участников войны Соловецких юнг.

Многие ли в Оренбурге знали об этом? А ведь первым начальником Школы был капитан второго ранга Николай Иванович Иванов, родившийся в Оренбургской области в 1904 году. Вот теперь узнают. У входа в сквер установят камень (стела), на котором про это будет рассказано.

***
Две новых улицы в строящихся районах города получат имена двух замечательных оренбуржцев, наших современников. Та, что идет на северо-запад от Салмышской до Загородного шоссе, станет улицей Карпова - писателя, разведчика, дважды Героя советского Союза. Та, что идет на северо-восток от Авторемонтной до Загородного шоссе, станет улицей Гаранькина - кем был для Оренбурга Юрий Дмитриевич и сколько он для него сделал, никому объяснять не надо, надеюсь. Никаких споров по этим поводам не могло и возникнуть.





А вот надо ли назвать одну из новых улиц поселка Мирного Дворянской спор возник, и еще какой! Несмотря на то, что с просьбой об этом обратилось собрание застройщиков, ходатайствовала администрация Северного округа и комитет по градостроительству совместно с управлением градостроительства и архитектуры города. И на то, что докладчик, главный архитектор Оренбурга Сергей Бренев призвал отдать дань уважения одному из загубленных классов российского общества.

Впрочем, в конечном итоге историческая справедливость восторжествовала, и пятью голосами «за» (при четырех «против» и двух воздержавшихся) комиссия решила: улице Дворянской быть!

***
Вообще ситуация с утверждением / неутверждением названий улиц, которые предлагаются самими застройщиками - то есть теми, кто ими же выстроенными домами улицу создает и сам собирается на ней жить - довольно деликатная.

С одной стороны: вот земельный участок новой застройки поселка Ростоши. Все собственники. Сами построили, сами заселились, больше жить безымянным образом нельзя, собрали собрания и - тоже не без споров, конечно - договорились: дать получившимся улицам имена европейских столиц: Пражская, Римская, Женевская, Люблянская, Софийская, Белградская, Братиславская, Финская и Миланская (два последних названия к столицам отношения не имеют, но безусловно в том же духе). Да, и еще Венский бульвар.

Казалось бы: какие проблемы? Построили - живите, называйте, получайте письма по звучным адресам! Но некоторые члены комиссии предлагали взглянуть на вопрос под иным углом: а не слишком ли громко звучат новые названия? Не обидим ли пражан или римлян, назвав именами их столиц маленькие улочки из стандартных, в общем-то, домиков в малоизвестном, прямо скажем, для них далеком городке? И не лучше ли дать новым улицам имена достойных земляков - кстати, неужели до сих пор не составлен у нас реестр имен тех, кто мог бы претендовать на высокую честь?

Но, наверное, более весомые аргументы высказал Александр Агафонов, главный архитектор Оренбурга с 1980 по 1990 годы: название обязывает жителей! Живя на Венском бульваре, никак невозможно не поддерживать на нем порядок, не стараться и далее обустраивать его, и уж никак не наполнять стандартными кубиками безликих зданий. Тем более живя с сознанием, что это ты сам дал ему такое название, или твои предки - ведь поселку стоять здесь десятилетия, если, как знать, не века…

К слову, и мнение двух представителей застройщика, специально прибывших на заседание комиссии, нельзя было не учесть. Ведь это им жить на Софийской и Миланской, а не тем, кто здесь заседает. И я рад, что просьбу застройщиков учли - да и все остальные, как мне показалось, тоже были довольны.

Да, ведь и постановка вопроса «а не обидим ли мы» - по сути своей, очень правильна! Совершая шаги, которые будут иметь отдаленные последствия, об этом надо думать отнюдь не в последнюю очередь.

Давая оренбургским улицам имена большевистских главарей Войкова, Володарского, Баумана, Цвиллинга, цареубийцы Желябова, душегубов Разина и Пугачева, прежняя власть абсолютно не думала о том, будут ли обижены потомки тех, чьих близких вычеркнули из списка живых эти и им подобные создания. И как можно было тогда вообще оперировать категориями «обидеть/не обидеть» тем, чьими стараниями до сих пор, спустя почти столетие, сама мысль о том, что улицу можно, оказывается, назвать Дворянская, во многих умах вызывает почти смятение…

Одним словом, ждите, оренбуржцы появления на карте города звучных, красивых, восстанавливающих историческую справедливость названий - улиц, скверов, аллей и проездов. Они обязательно появятся: Оренбург растет, строительство не прекращается.

Главное, чтобы новых площадей Революции и проспектов Павших Борцов За Свободу нигде больше не появлялось.

Оренбург. История

Previous post Next post
Up