У них уже не получилось

Aug 22, 2011 16:59

А это я писал 21 и 22 августа 1991 года в "Новом поколении", где тогда работал. по горячим следам, так сказать. В эти дни я был счастлив, как никогда в жизни - ни до, ни после.
Эти три материала, которые стоят один за другим - 20 лет спустя, 10 лет спустя, 1 день спустя - очень интересно смотрятся рядом. Вот и пусть так стоят. Думаю, и 30 лет спустя для меня лично все останется по-прежнему. Впрочем, гораздо интереснее, как тогда на события тех дней будет смотреть Россия.


У НИХ УЖЕ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
1.
У них уже не получилось так, как они хотели. Они не смогли сразу отсечь и заблокировать законно избранную власть в республике и в обеих столицах - законная власть существует и отдает распоряжения, хотя и в максимально затрудненных условиях.
Они рассчитывали, что шок народа будет длительным и смиренно-апатичным. Шок закончился довольно быстро, и последующие действия сотен и сотен тысяч россиян не оставляют надежды новоявленному советскому руководству на то, что ему приходится рассчитывать на еще что-нибудь, кроме как силу - не закона, не убеждения - а силу физическую и силу военной техники.
Но масштабное применение такой силы будет означать для них только одно: изо всех способов самоубийства выбран самый страшный и кровавый. Они рассчитывали, что остальные пять шестых частей планеты пошумят и успокоятся, вынужденные со временем так или иначе вступить с ними в цивилизованные общемировые отношения. Но радостные улыбки хусейновского Ирака и его ближайших союзников - вот и все, что они получили, плюс подчеркнутое холодное игнорирование более полутора сотен государств мира. Как говорила в прекрасном детском фильме Красная Шапочка: "Мне не страшно. Мне противно".


Тем не менее жизнь - не сказка про Красную Шапочку. В ночь на 21 августа в Москве прочилась первая кровь. И - с трудом выводит перо - боюсь, что не последняя. Дрожащие руки Геннадия Янаева на пресс-конференции ГКЧП пусть никого не обманут.
Поэтому.
Никогда еще при жизни нашего поколения судьба нашего Отечества, а с ней и наша судьба, не зависела от всех нас. Никогда еще выбор, который сегодня приходится делать, не был столь сложным - и вместе с тем столь простым.
Пусть знает каждый: у нас, живущих в России, есть ЗАКОННАЯ власть, ЗАКОННО избранные Президент и правительство, заменить которых на их постах может только тот, кто их избрал, - НАРОД.
Народ увидит и запомнит, как повел себя в тяжкий час каждый - и избранная народом власть, и ее структуры, и исполнители, и законодатели, и народные депутаты, и избиратели.
Да не звучит это кощунственно, но не так часто в столетие дается шанс выверить поступки со своей совестью по самому крупному счету.
И отвечать придется на этот раз всем без исключения. И по совести, и по Закону.
21 августа, 13.00


2.
Им было не встать уже после факта трансляции российской сессии. Только началось "Время" - и, крупно, гремящий "хунта!" Ельцин, через минуту - с нажимом, дикторское "БЫВШИЙ ГКЧП...".
Хорошо, хорошо. Но разве раньше нам всем не думалось - а что там, за ними, сначала синими, позже серыми пиджаками? Что таится за многозначительной миной под ежиком Павлова, зачесом профессионально-загадочного Крючкова, непроницаемой хладнокровностью Пуго, вечно насупленными бровями Язова, блистательной невыразительностью Янаева?
Оказалось - бездарность, элементарная бездарность, выступившая неминуемо на первый план в решительный для них момент.
А что - мы не догадывались о ней, нет? Не ее имели в виду скованные рамками приличий выступающие в печати люди поумнее, посмелее, почестнее?
Какая эта, прости, Господи, хунта... Дай Бог нам, конечно, никогда не узнать, но хунта, как мне кажется, - это что-то иное. Ну, не может ТАКОЕ называться хунтой.
Но ведь ТАКОЕ еще неделю назад называлось высшим руководством СССР без кавычек. ТАКОЕ неделю плюс годы перестройки назад могло отдавать любые приказы многомиллионной армии, руководило внутренними войсками, тайной полицией, финансами, промышленностью... да всем.
Чувствуется, в какой "безопасности" находились мы, случись что "снаружи" ("внутри" случается много лет подряд)?
ТАКОЕ - высший эшелон КПСС. Не надо обижаться, их товарищи по партии, но разве не вы принадлежите партии которой ТАКОЕ руководит? До чего умильно выглядело в первом "разрешенном" номере центральной печати Заявление Секретариата ЦК КПСС, высунувшегося под конец событий с признанием необходимости "довести свою позицию до коммунистов."
А вот вам последний пример, как выглядит "второй эшелон" партийных боссов. На президиуме Оренбургского облсовета секретарь ОК компартии Анатолий Попов, отвечая на вопрос народного депутата, как отреагировало оренбургское партруководство на то, что подвергнут наглому насилию -ну, не Президент, но Генеральный секретарь их партии, был хладнокровен: "Мы никого не одобряем, никого не осуждаем, никаких политических оценок не делаем. Отношение по Горбачеву не выразили, поскольку считаем, что речь идет не о судьбе отдельных личностей, а о судьбе государства".
Масштабные ребята, что и говорить.
Между прочим, и не забудем: чтобы ТАКОЕ нами руководило, немало постарался и перенесший жестокий удар Президент СССР, который, безусловно, заслужил наше полное сочувствие. Но есть другой Президент, заслуживший нечто большее: восхищение за личное мужество, решительность выбора и практически полную безошибочность действий в уникальной по сложности ситуации.
Очень надеюсь, что и Михаил Сергеевич понял, сколько слоев ТАКОГО его окружает и решился не только на демонтаж восьмерки путчистов, но и тех структур, которые она венчала.
22 августа, 10.00.


Уносят

Оренбург. История, ГКЧП и мы

Previous post Next post
Up