Неспроста, наверное...
Он всегда считал себя гением (каковым и был), но в то же время говорил, что боги дали ему самый минимум из того, что могли бы дать. И то и другое, мнится мне, соответствует истине. Тут может быть долгий разговор.
Иоганн Вольфганг был всеяден к знаниям, но крайне чувствителен к мелочам- они могли буквально выбить его из колеи. Фобии, болезнь постоянно давали о себе знать. Он не переносил запаха чеснока, табачного дыма, людей в очках, лая собак и вообще всякого шума, предпочитал работать исключительно в закрытых помещениях без доступа свежего воздуха, невероятными усилиями воли преодолевал проблемы со сном и патологический страх высоты.
Из всего из этого выросли запрещённый в своё время роман "Страдания молодого Вертера", принёсший гибель многим молодым людям в реальности, Фауст, увлёкший Гёте с юных лет, безконечные любовные романы...
Но за счёт чего он осуществлял равновесие между этими столь различными весовыми категориями ?
Творчество, конечно. Кажется, для людей с таким двойственным отношением к самому себе, это единственное спасение. Лишись он возможности использовать свой дар в повседневной жизни, попадись ему в зрелые годы какая-нибудь амбициозная дама вместо простолюдинки Кристианы, Гёте так и остался бы с минимумом вместо гениальности.