В процессе разговора снова пришлось вспомнить великого Г-Х. Андерсена.
На сей раз про "Новый наряд короля" (сказка опубл. в 1837 г, сюжет заимствован из новеллы Хуана Мануэля, опубликованной в 1335 году ) в связи с тем, что люди не видят собственную глупость.
Кроме того, вспомнилось про прочитанные в далёкие годы материалы о "полях Бродмана". (Отделы коры больших полушарий головного мозга, отличающиеся по строению на клеточном уровне.
Выделяется 52 цитоархитектонических поля. Поля Бродмана являются самыми известными и наиболее часто цитируемыми при описании нейрональной организации коры головного мозга и её функций. Корбиниан Бродман - немецкий невролог.)
Попросту говоря, речь идёт о том, что оценки поступка самого человека и точно такого же поступка, который совершил другой человек, могут отличаться как чёрное от белого. И ничего с этим не поделать, ибо процесс происходит неконтролируемо. Собственно, как и классическое :
" И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь ?"
А тут прислали мне заметочку, которую опубликоовал человек, являющийся, можно сказать, наглядным примером разделения функций своего мозга)), не допускающий абсолютно никакой критики в свой адрес и с вовсе отсутствующей способностью к самокритике. И, как я теперь понимаю (и как ранее замечала), с полной неспособностью к уважению.
См. сам текст заметки :
Андрей Битов (много читанный мною в своё время ) сформулировал это в свои тридцать лет:
"Если бы мне дали задачу определить в двух словах, что такое культура, не та культура, которая высшее образование и аспирантура, ибо и образованный человек может оказаться хамом, а та культура, которой бывает наделён и неграмотный человек, я бы определил её как способность к уважению.
Способность уважения к другому, способность уважения к тому, чего не знаешь, способность уважения к хлебу, земле, природе, истории и культуре - следовательно, способность к самоуважению, к достоинству. И поскольку я не был бы удовлетворён этой формулировкой, мне бы показалось, что она неполна, я бы ещё добавил - способность не нажираться. Обжирается и пресыщается всегда нищий, всегда раб, независимо от внешнего своего достояния. Обжирается пируя, обжирается любя, обжирается дружа… Выбрасывает хлеб, прогоняет женщину, отталкивает друга… Грязь. Пачкотня. Короткое дыхание, одышка. Такому положено ничего не иметь - голодать, только голодный он ещё сохраняет человеческий облик и способен к сочувствию и пониманию. Он раб. Сытый, он рыгает и презирает всё то, чем обожрался, и мстит тому, чего жаждал, алкал. Алкал и налакался. Такая мнимая свобода от мирского, когда уже сыт, такая якобы духовность… Поводит мутным взором, что бы ещё оттолкнуть, испачкать и сломать. Он исчерпал своё голодное стремление к свободе, нажравшись. И теперь его свобода - следующая ступень за сытостью - хамство. Потому что опять он не имел, не владел, дорвавшись, и теперь, чтобы убедить себя в своей свободе, он должен плевать на всё то, к чему так позорно оказался не готов, - к обладанию. С изобилием справляется только культура. Некультурный человек не может быть богатым. Богатство требует культуры. Некультурный всегда разорится, а потом будет разорять".
А. Битов "Уроки Армении"