"..В силу естественного развития человечества молодёжь быстрее понимает, воспринимает и осознаёт достаточно глубокие вещи быстрее, чем это требовалось прошлым поколениям."
____________________________
Ответ
stariy_khren на коммент в моём журнале
https://viplissa.livejournal.com/1615876.html Это факт !
Но есть в этом и большая опасность. Не в том, что молодежь "быстрее понимает, воспринимает и осознаёт достаточно глубокие вещи", но в том, как именно она это делает.
В силу обозначенных ..обстоятельств, молодежь воспринимает информацию как бы минуя этап ее педантичного осмысления, интеллектуального "пережевывания". Некий факт или целый концепт "вынужден" сначала получить краткое символическое обозначение, а уже потом лечь на свою полку в сознании. Символ - всегда есть своеобразный ярлык, иероглиф, смайлик того, что он обозначает, что символизирует.
И когда символ-смайлик есть продукт длительного осмысления исходной информации, то он крепко связан со своим первоисточником - является образом первообраза. И связь - вся система связей - между символами формируется и базируется на глубинных связях первообразов, а не обозначающих их символов.
Но когда поток символов ложится в память, в систему миропонимания без предварительного осмысления, то связи между объектами формируются, в первую очередь, на уровне символов, а не их первообразов. И именно это и опасно.
Большинство таких символов-концептов, символов-понятий так никогда и не получают должного времени и внимания на осмысление обозначаемых ими первообразов... Но носитель этого уже не замечает, поскольку по формальным признакам символ полноценно связан со всеми остальными, лежит спокойно на своей полке и каши не просит...
У носителя такого способа мышления отпадает сама потребность в возвращении к первообразу. Отпадает потребность и навык "копаться в том, что и так понятно". В результате в сознании формируются ложные поверхностные цепочки взаимосвязей между явлениями окружающего мира, хотя многие конкретные явления и имеют достаточную глубину понимания.
В частности, например, теряется умение поверять химией физику, физикой астрономию, биологией эмоции и т.д. Молодой человек может, например, легко усвоить концепцию "матрицы" (на которую раньше уходили годы), но не сопоставляет ее с усвоенными им же концепциями астрофизики, хотя они основаны на совсем ином исходном базисе. Или (хотя это уже клиника) сочтет одинаково верными и "теорию плоской Земли", и "теорию смены полюсов".
Мировоззрение, основанное на таком способе усвоения информации, неизбежно носит мозаичный характер, теряет нюансировку, теряет многоплановость, в определенном смысле становится "плоским" и неглубоким. В пределе - это библиотечная картотека, за которой по факту нет самой библиотеки...
Конечно, за многими символами в таком способе усвоения стоит полноценный первообраз, но доля ярлыков с полноценными первообразами со временем неизбежно уменьшается, а привычка работать только с "картотекой" - укрепляется....
В графике компьютерных игр "реальность" воспроизводится таким образом, что компьютер детально прорисовывает только то, что на первом плане перед глазами игрока, а на остальном "экономит" ресурсы. При смещении картинки компьютер восполняет пробелы. В результате формируется иллюзия глубины проработки... Но разница в том, что человеческий мозг поступить аналогичным образом уже не может - на "восполнение" картинки ему нужны те часы, которые в свое время были сэкономлены в пользу скорости усвоения через символизацию... За соседним образом не оказывается адекватного первообраза...
В целом это процесс неизбежный, связанный с современным образом жизни, с современными темпами получения информации. Но надо отдавать себе отчет, что тотальное сокращение "человекочасов", затрачиваемых на осмысление отдельных явлений, чревато опасными последствиями для целостности мировосприятия, полноты мировоззрения. Инь-Ян распадается...