Мечта: "Тысячи раз я думала: если бы мой дед не был гением ! Я хотела жить в нормальной семье "
- ( Марина, внучка художника, рассказывает в своей книге о тех ужасах, через которые он заставил пройти всю семью ).
-
Мы были для него отбросами его искусства.
Марина признается, что на протяжении многих лет она не могла смотреть на произведения Пикассо. "Они были связаны с моими воспоминаниями и членами нашей семьи, которые все время подвергали себя саморазрушению, находясь среди них. Они были символом моих детских страданий, поэтому я отрицала искусство вообще".
Однажды Марина Пикассо (Marina Picasso) потеряла сознание прямо за рулем, в тот момент, когда отвозила своих детей в школу. Причина - нервный срыв. За тем днем последовали четырнадцать лет сеансов психоанализа и только что выпущенная издательством Plaza & Janes книга "Пикассо, мой дед", в которой она раскрывает чудовищную личность своего деда, художника Пабло Пикассо, гениального мастера, но, кроме того, человека, способного людей, скажем - близких ему, унижать до немыслимого состояния. "Молоко, которым нас вскормили, было отравлено, это яд сверхчеловека, который мог позволить себе все и давил на нас".
Марина преувеличивает? Не похоже: "Мой брат Паблито, игрушка его садизма и безразличия, покончил жизнь самоубийством в 24 года, выпив хлорку. Это я его нашла, захлебнувшегося своей кровью, с сожженной гортанью и пищеводом, разорванным желудком и остановившимся сердцем".
Еще пострадавшие:
"Моя бабушка, балерина Ольга Хохлова. Многие биографы повторяли ту ложь, которую рассказывал о ней Пикассо, о том, что она плохо танцевала и была истеричкой. Как не находиться в кризисе, когда ее муж постоянно говорил при других людях такие слова: "Ольга раздражает меня, я нахожу ее глупой, назойливой, полным ничтожеством", или, когда он однажды пришел к ней в дом с Мари-Терез Вальтер (Marie-Therese Walter), держащей на руках ребенка, и ударил ее фразой: "Этот ребенок - произведение Пикассо"". Страдал и отец Марины. "Он брал меня за руку, и мы день за днем совершали патетическое паломничество к дому деда. Портье спрашивал отца: "Вам назначено?". "Да". "Я спрошу у маэстро сможет ли он принять вас" (иногда он называл Пикассо "солнце" или "его светлость"). И чаще всего он не мог". В книге содержатся размышления о тех "вещах, что действительно имеют значение Я тысячи раз думала о том, что, вот, если бы мой дед не был гением. Я мечтала о нормальной семье!".
Отец Марины жил в бедности, в то время как Пикассо купался в достатке. "Когда после нескольких попыток, отцу удавалось увидеть его, он просил у него деньги. Я стояла перед отцом. Мой дед доставал пачку купюр, а отец точно вор брал их. Внезапно Пабло (мы не могли называть его "дедушка") начинал кричать: "Ты не в состоянии сам позаботиться о своих детях. Ты не можешь заработать себе на жизнь! Ты ничего не можешь сделать сам! Ты всегда будешь посредственностью". "Я не хочу скандала, - уверяет Марина, - я лишь говорю: это наша жизнь. Парадоксально, но много лет спустя, я использую славу и деньги Пикассо, чтобы дать то, чего была лишена: любовь. Я трачу часть своего огромного состояния на гуманитарные проекты, например на деревню юношества в Хо Ши Мине. Вьетнамские власти очень облегчили мне мою работу, за то, что я внучка "товарища Пикассо"".
"Однажды, - вспоминает она, - мне тогда было девять лет, а я была совсем худая от истощения, меня повели к врачу. Доктор удивился, что внучка Пикассо находится в таком состоянии написал ему письмо с просьбой отправить меня в медицинский центр. Мой дед не отвечал очень долго┘. У него были другие проблемы. А затем - столько мук, чтобы он оплатил счета!".
Марина, кроме того сурово описывающая свою мать, одержимую несбыточной мечтой совратить Пикассо, считает, что "все было разрушительным. Мой дед платил за шикарные банкеты, лишь поставив свою подпись на салфетке, и похвалялся, что может покупать себе дома "за три дерьмовые картинки, намалеванные вчера", а это не совсем педагогично". "Он никогда не рисовал нас - ни моего брата, ни меня", - продолжает она, - "но детей от других своих союзов - да. Он дарил свои рисунки друзьям, даже посвятил одну тарелку своей собаке┘, а своим внукам - ничего".
цитаты из книги о Пикассо ("El Mundo"):
"Я не раздумывая, употребляю некоторые сильные выражения, но я только рассказываю о своей жизни так, как ее пережила. Я никогда не хотела извлекать выгоду из разрушения имиджа своего деда, я только хотела дать доказательства нашей реальной семейной жизни и потому отважилась потревожить миф. Если бы мой дед не был гением, возможно, к нему отнеслись бы как к убийце и извращенцу".
Марина вспоминает, что Пикассо ни во что не ставил женщин, с которыми делил свою жизнь. "Относился к ним плохо и использовал в качестве материала для своих творений. Он унижал и оскорблял мою бабушку, оставил Мари-Терез Вальтер, которая повесилась после его смерти и, если он принял от Жаклин Рок, своей второй супруги, отдаленность от всех, в которой она держала его, то только потому, что уже был стар и нуждался в этом".
Марина признается, что на протяжении многих лет она не могла смотреть на произведения Пикассо. "Они были связаны с моими воспоминаниями и членами нашей семьи, которые все время подвергали себя саморазрушению, находясь среди них. Они были символом моих детских страданий, поэтому я отрицала искусство вообще".
"Мы были для него отбросами его искусства, кроме того, он довел моего отца до состояния нищенства и рабства". Для Марины быть внучкою Пикассо было "настоящей мукой".
"Я ни в чем не упрекаю его. Он великий художник, хотя на уровне человеческих отношений, я не могу испытывать к нему никакого уважения".
http://inosmi.ru/untitled/20020130/140039.html