Или как я перестал волноваться, и начал любить этот холодильник(с).
Почему-то М5 в народе считают провальной, самой неудачной моделью камер системы Leica M.
Посмотрим, что в ней плохого:
а) размер, вес
б) внешний вид - многие считают ее страшной
в) нельзя использовать с ней некоторые широкоугольные не-ретрофокусные объективы - замерная штанга может повредиться о корпус линзблока( к примеру Super-Angulon 21 ранних серий, девятилинзовый 28 Elmarit 1й версии)
г) часть аксессуаров от М-системы к М5 не подходит, по понятным причинам (чехлы, боковые ручки, ремни, итд)
д) ранние (2-lug) камеры - можно носить на ремне только вертикально. Позже появились 3-lug
е) нет рамки 28мм - правда 28мм на видоискателе 0,72 - крайне неудобная рамка.
Даже если рамка на 28мм у вас есть, все равно лучше использовать внешний видоискатель(так я и делаю)
ж) для М5 нет вайндера вроде leicavit, или мотора
з) длинный ход спусковой кнопки - так как она механически связана с замерной штангой, то каждое нажатие на кнопку убирает штангу при нажатии на спуск. Зато удобно - в такой цепочке нечему сломаться.
А теперь о хорошем:
а) Благодаря большому и прочному корпусу М5 - одна из самых тихих камер м-системы, она звучит тише обычных МР М6 и классики. Еще тише только MDa - потому что у нее вообще нет окон дальномера в верхней крышке, и она отлично изолирует звук
б) в окне видоискателя всегда видны выбранная выдержка и полоска экспозамера:
в) выбирать скорости удобно глядя в видоискатель - для этого на верхней крышке есть крупное нависающее колесо выдержек. Спусковая кнопка находится в центре этого колеса, те перенос пальца минимален. На других м-камерах - перенос около 4 сантиметров. Большой плюс, если снимать в высоком темпе при меняющемся свете.
г) настоящий спот-замер - зона замера дополнительно обозначена в видоискателе для рамки 50мм,
для всех остальных у 35-мм - замер производится внутри маленькой рамки 135мм, и у 90мм - по пятну дальномера:
д) Ранние (2-lug) камеры - можно носить на ремне вертикально! Это очень удобное положение - левое плечо,
камера прячется под руку, поднимается из этого положения одним простым движением вверх-вправо.
е) Удобный хват - Помните Дядю Володю, который спиливал и снимал на своих М2 антабки для ремня?
Всё это не просто так, а во имя гладкой правой стороны камеры. Для стрит-фотографа, носящего её весь день в своей ладони - это действительно важно.
Но недолго радовались, у М5 это было только сначала, а позже, из-за всяких нытиков вышла неудобная версия 3-lug - теперь ладонь вашей правой руки режет новая антабка ремня, которую добавили для тех, кто хотел "как обычно".
ж) У М5 работают все промежуточные выдержки. Абсолютно везде, кроме положения 1/50(синхронизация со вспышкой), то есть у нее безшаговый затвор. Этого добились благодаря плавной, а не ступенчатой форме вала выбора скоростей, он без отдельных выемок. А сделано это для возможности снимающему точно следовать аналоговому бесступенчатому замеру.
Также, как у обычных М-камер, вы скажете ? Ага, уже. Берем руководство от М6 или МР - у них черным по белому написано, что промежуточные скорости "не поддерживаются". То есть выбрать вы их можете, часто они сработают, но иногда - нет, камера просто дефолтится на соседнее положение барабана.
То есть кнопку-то вы нажимаете, а дальше за вас решает техника.
з) Точные рамки - только ради этого стоит купить и использовать классические М4 и М2. У них в видоискателе отображается "более честное" поле для 35 и 50мм фокусных. Когда в 0,72 видоискатель решили засунуть рамку 28, для этого пришлось поджать поля у 35 и 50мм, чтобы они не выглядели слишком близко друг к другу. Этот факт легко проверить, взяв М6 или МР и сравнив с М2-М4-М5. Разница довольно большая. На 28мм вообще невозможно точно снимать, потом обнаруживаешь в кадре много неожиданного по краям.
Ну и заодно добавлю сюда же, вне отдельного пункта - огромный плюс по сравнению с современными камерами - это то, что рамка на 50мм одиночная, и не совмещена с 75(это ужасно неудобно) и точная(по размерм) рамка для 35мм, тк эти два фокусных являются основными - уже ради этого можно захотеть М5.
и) Нет засветки дальномера, как у М4-Р, М6 - еще не убран конденсер из видоискателя, чтобы снизить стоимость производства. (Началось с М4-2, М4-Р)
к) Перемотка пленки - вороток спрятан на дне камеры, и оборудован трещоткой, не дающей пленке разматываться назад при отпущенном рычажке. Этой фишке может позавидовать любая другая тушка м-серии.
Система быстрой зарядки тоже немного усовершенствована по сравнению с М4.
л) Экспонометр полностью аналоговый, и при желании его можно полностью перенастроить на батарейки 1,5 Вольт, вместо штатных ртутных 1,3, которые нынче не производятся нигде, кроме нашей страны и Китая.
В Японии М5 носит статус культового прибора, ее уважают даже больше, чем обычные камеры м-системы, так же как Nikon F3 там предпочитают всем другим моделям линейки. Именно японским коллекционерам мы обязаны высоким нынешним цен на эту модель. В конце восьмидесятых М5 были никому не нужны, а в середине девяностых хорошие экземпляры начали скупать японцы, открывшие для себя эту интересную, отошедшую от классических концепций модель.
М5 - это последняя камера, собиравшаяся в Вецларе вручную, по старой схеме "установить и подогнать", нежели чем модульной "снять и заменить" по которой сделаны М4-Р, М4-2, М6, М7, МР.
Сегодня, предположим вы - начинающий стрит-фотограф - вам нужна надежная камера м-системы, черного цвета(не надо снимать стрит на хром, поверьте), стоимостью чем меньше, тем лучше (600-650 долларов в Штатах за рабочий экземпляр М5 - не найдете дешевле), но при этом - с рабочим экспозамером(вы - новичок) - то у М5 как бы и нет конкурентов. Ближайшей альтернативой по цене, качеству и удобству будет только М4-2 с внешним экспонометром.
За М5 еще факт редкости - их было всего выпущено около 10 тысяч, это меньше, чем любой другой модели м-системы, не считая конечно лимитед эдишн и мелкосерийные варианты.
Ирония модели Leica M5 такова - задыхавшийся от натиска зеркалок завод Leica вложил в нее все доступные на тот момент технологии, чтобы спасти продажи. Компания полностью пересмотрела и низвергла многие установившиеся каноны, и изменила ради этого привычным пропорциям классических камер м-системы.
Но в Штатах после войны начался кризис, который вскоре стал топливным, после моратория стран OPEC.
Покупательная способность потенциальной клиентуры упала до нуля. Эта инновационная модель с треском провалила продажи, а в 80-х за бесценок медленно распродавалась дилерами.
Единственный, кто с теплотой вспоминает М5 - это не лейка-снобы, воротившие от гадкого утенка нос, а реальные фотографы, зарабатывавшие в те непростые годы себе на жизнь фотографией. Подтверждение этому простое - М5 на рынке можно найти двух видов - первые - как новые из коробки, часто как раз с ней же в комплекте. Куплены когда-то с полки у дилеров и так толком и не послужили владельцам, а вот другие - тертые-перетертые, прошедшие огонь и воду, таких тоже очень много, и это как раз камеры тех самых фотографов, которым она приносила хлеб на стол.
М5. Камера, чтобы снимать(с)