В прошлые выходные я вернулся с паломничества на Нордшляйфе. Был там первый раз, но мечтал съездить уже давно. Чтобы не ехать на своем Elise, а по трассе все же покататься - появился хитрый план - ехать без своей машины, не тратить деньги на бензин, а на них взять в аренду 260-сильный Lotus Exige на пару дней. Хотелось устроить полноценный тест-драйв одной из самый быстрых заводских машин Лотус. В результате я бросил в Москве Элиз и красавицу-жену, и сел на хвоста Московскому клубу владельцев классических Порше, которые выбираются на НШ ежегодно на майские.
Впечатлений масса !
Первое впечатление создал я себе сам, осознанно поздно ночью перед отъездом выложив права из бумажника, "чтобы не потерять". Про аренду тачки на НШ как то в этот момент голова совсем не думала ) В результате о правах я вспомнил уже по приезду, пытаясь арендовать без них прокатные машины. Единственными парнями, которым было все равно на мои права оказались RSR Nurburg - крутая местная контора. В ней руководят и учат ездить бритиша, при этом колониально эксплуатируя в ремонтных боксах "глупых немецких механиков" :) (по их же словам). После помахивания айфоном, в котором светилась фотография оригинала моих прав в Москве, мне совершенно спокойно выдали ключи от небесно-голубого Exige S Cup! И проводили на сейфети-брифинг.
Надо сказать, что Лотусы Эксидж, 2-11 и мощную BMW M3 E92 эти ребята не выдают напрокат, пока ты не пройдешь обязательный инструктаж и не проедешь один круг с инструктором. Логично, потому что на Лотусе есть незнакомые многим нюансы управления, которые кратко на русский язык можно переложить как "ДЕРЖИ БЛЯТЬ ГАЗ!!!" (мотоциклисты меня поймут - для них зажать очко и держать газ - это жизнь) и если ими пренебрегать, выход жопой в отбойник обеспечен.
В общем выезжаем на первый круг с инструктором... И тут начинается просто такой кайф, не описать словами - многие повороты на НШ хитрые, и при входе вам часто не видно ни апекса, ни траектории, а из низкого Лотуса особенно, и естественно, не зная толком точек и поворотов ты ссышь и едешь на 20% - и тут инструктор( с чопорным британским акцентом, как будто мы с ним чай сидим пьем) НАЧИНАЕТ ЧИТАТЬ ЛЕГЕНДУ - и мы начинаем неплохо уже так ехать - "FAST RIGHT...HOLD GAS...ACCELERATE HERE...KEEP RIGHT OVER CREST...BRAKE LIGHTLY, SPEED OK..."
Ребята, как будто я включил поиграть Richard Burns Rally, у тебя британский штурман, и он читает тебе легенду! Это нечто ! В шлеме уже некуда улыбаться стало, я еду и тащусь.
Рекламная пауза - если вы фанатеете по НШ и "изъездили ее всю" за плейстешн или в Rfactor'е - поздравляю, вы потратили кучу своего времени зря. Я был точно таким же, ездил "по ней"(как на работу) почти два года за компом и приставкой. Думал, что запомню хотя бы связки поворотов основные. В общем нет НИЧЕГО, никакое видео, никакая игра вам не покажет насколько же эта сука трехмерная, это такие холмы, перепад высоты на крайних точках трассы около 300-т метров! На спусках СТРАШНО по незнанию. Кроме прямиков, весь этот 21 км зеленого ада ты практически постоянно или поднимаешься, или спускаешься вниз, и блин когда я ехал по ней первые четыре круга я вообще ничего из головы не смог достать! Был как в первый раз. Настолько тебя перегружает, что глаза вообще не узнают "знакомую" трассу. Уж лучше учить её с нуля, но в живую. Инструктора советуют просто - год проводишь здесь, катаешься сам, катаешься с другими, и смотришь и смотришь, и начнет потихоньку получаться...
Важнейшая особенность - которую я совершенно не знал - так как эта трасса дефакто является меккой автоспорта, и на ней ежегодно стремится прокатиться огромное количество людей - в асфальт там втерто столько резины, что даже обычно шипящий полуслик там начинает рано-рано попискивать и повизгивать, но держак офигенный. Это посуху. А вот когда идет дождь получается нечто вроде езды по салу - резина по резине, промеж прослойка из воды - а это ОЧЕНЬ скользко.
Периодически ринг закрывают и чистят старый афсальт абразивом или перекладывают новым некоторые секции. Глаза на это все мне открыл Борис Шульмейстер, с которым мы случайно познакомились на Porsche Cup днем ранее, буквально столкнувшись друг с другом на питлейне.
Боря, если бы не твой совет - поехал бы я в первый день в ливень, на переднем приводе, и еще непонятно что бы со мной было.
В результате чтобы ехать в дождь - надо ехать вне сухой траектории, всегда с супер поздним входом, и всегда сверху(внешняя сторона) в профилированных поворотах - потому что там не скапливается вода.
Вывод - в дождь начинающим ездить лучше не стоит, на НШ и без него хватает проблем, а шансы убраться или быть убранным "за так" увеличиваются в разы. Мотоциклисты там конкретно двинутые - видел как в дождь чувак катался с пассажиркой(!), спустя пару кругов они убрались, сильно разбив мотик, и выглядывали в лесу из-за барьеров, ожидая эвакуатор. Трассу закрыли потом минут на 30, убирали масло.
И насчет убраться - да, и это мне тоже удалось осуществить! Второй день, за мной закрепили уже "мой" Exige. Взял на борт покатать хорошего парнишку, едем, снимаем, пишем звук. Осталось два круга, наконец я более-менее запомнил все, пошел азарт, начал прибавлять и поехали веселее. Кончилась флешка в камере, выключили звукописалку, едем балдеем. Мы "валим" но "местные" опели кадетт, свифты, и даже дизельная 120d проходят нас как сынков, а на прокатной тачке пытаться висеть за ними и страшно и опасно - мы так трассу не знаем. Сглатываем и "валим" дальше ;) За счет своего мощного движка мы начали создавать им проблемы - на прямиках и в быстрых секциях такие машинки сильно отстают от нас, а потом в поворотах достаточно парочки, и уже надо пропускать этот тошнотный переднепривод вперед. Еду круг, подошли к повороту Aremberg, перегазовка, хороший выход, замечаю в зеркале что вдалеке на хвосте 4 машины быстрых идут паровозом, заходим в поворот "лисья нора"(это ПИКЕ!), вижу они уже близко на хвосте, показываю правым поворотником, что готов буду пропустить их, смещаюсь правее, нора заканчивается и начинается подъем, скорость высокая, дорога там профилированная, мы идем быстро, и для хорошего входа надо смещаться левее, чтобы собственно профилированный поворот "работал", времени выключать поворотник нет, (все описанное выше произошло секунд за 3-5) захожу по нормальной спортивной траектории на вход "подъема" и тут слева сзади - !!!ШАРАХ!!!??
Времени на традициоонное БЛЯ! не было, жопу после удара моментально выставляет вправо, я не помню как, на автомате отлавливаю машину, поймав первое колебание с рулем в центре, и на рефлексах растормаживаюсь, уже не глядя в зеркала.
Ну здравствуй, сука, новый год! нас оказывается по внутреннему в наглую пытался пройти бмв в 36-м кузове! А места для этого слева не было вообще, я и не ожидал, что кто-нибудь додумается туда сунуться !
Давно не получал эффект "замедленного времени", даже на мотоцикле когда падал, пугаться просто не успевал. Кажется что удар и последующие движения длились около минуты :). Быстро успокаиваюсь - все уже произошло, все целы, а главное, что я поймал машину и мы не ушли на 200 машиной в отбойники. Сразу вспомил рассказ про среднюю стоимость краша на Лотусе в моей прокатной конторе - 12000 евро... Это потому, что они часто бьются и передом и задом сразу...
За рулем бехи - англонеговорящий фашист, быстрый конечно, но куда он лез!? - я не понимаю и пытаюсь ему это объяснить. Места проскочить ему там не было вообще. Он не вдупляет.
Дальше идут неинтересные разбирательства - и еще один шок - оказывается что во всем виноват только я. Так как НШ официально работает по правилам для дорог общего пользования, выходит что я "из медленного правого ряда" сместился в быстрый левый, со включенным в другую сторону поворотником... По спортивным правилам пилот бехи не мог идти на обгон, по нашим дорожным правилам он "был сзади и не соблюдал дистанцию" но по немецким виноват я.
Так как я без прав, (но никто об этом еще не знает, ха-ха), и приезд полиции мне совершенно не нужен, то я спокойно разобрался с ситуацией и не стал качать права. В результате прокатная контора чинит ему бмв, а я плачу за покраску и ремонт Лотуса. В финансовом плане водитель бмв сука такая, :) оказался большой молодец - ибо он не ткнул меня в дорогой задний кламшелл, а аккуратно попал своим колесом в мое колесо и порог, а на Лотусах эта кузовная деталь единственная стоит на раме ОТДЕЛЬНО. Вообще по калькуляции бехе досталось больше - дверь и крыло распаханы, нет молдингов, задран диск BBS, еще какие-то мелочи. Сумма ремонта у меня оказалась небольшой - нужен новый воздухозаборник и покраска порога и диска. Дай Аллах здоровья людям, которые выклеивают такие прочные кламшеллы на заводе в Хетеле !
Таким вот образом на последнем оставшемся в этот день круге Нордшляйфе выдала мне подзатыльник, чтоб не заигрался. )
По машине - Эксидж это все же что-то не моё. Подвеска понравилась, да. Держит отлично, причем по "тряскость" даже меньше чем у Элиза. Клаустрофобия в кабине, потому что крышу не снять, обзор назад совсем никакой, а на стоянке Нюрбургинга тесно, булыжники эти повсюду накиданы, и постоянно приходится парковаться, когда трассу закрывают из за очередного краша. Приходилось выпускать штурмана и он рулил меня.
Коробка - вот этого я не ожидал - переключалка Тойоты после моего Ровера оказалась еще более невнятной, сев в машину в первый раз я с непривычки искал нейтраль секунд 30. На включенной передаче рычаг болтается почти как на нейтрали. Потом на трассе постоянно не мог воткнуть вторую после перегазовки, и как дурак прокатывал входы в повороты с выжатым сцеплением, пытаясь найти передачу, когда уже давно пора было быть на газу - ощущение не из приятных...
И так было подряд два дня.
Выводы очень простые :
0. Слова инструктора - Парни, вы не переживайте вообще. Если ездишь на Нордшляйфе то не стоит вопрос, попадешь ты в аварию или нет, вопрос только в том, как скоро ? и насколько сильно ?
1. На НШ надо начинать ездить на дешевых старых заднеприводных тачках. Как раз трешки Е30 и Е36 это оптимальный вариант, простые, прочные машины, которые там стоят копейки - около 1,5 тысячи евро. Разбил - оплатил ремонт отбойника и эвакуатор, и поехал покупать следующую.
2. Ты едешь справа, тебя обгоняет быстрая машина, впрыгивая перед тобой на траекторию - он может резать тебя как хочет, а виноват будешь ты, и скорее всего будешь вынужден оплачивать ремонт обеих машин. То есть пропускать надо всех, а потом наваливать, но никак не чередовать одно и другое.