или вторая жизнь подвесных топливных баков.
История о том, как обычные парни без спонсоров пробивали барьер скорости в 200 миль/час на самоделках, собранных своими руками из списанных авиационных топливных баков и деталей от старых Фордов моделей А и Т.
В послевоенные годы в Америке стремительно возрождалось движение хот-роддеров, которые ставили новые и новые рекорды на плоской, как стол, соляной поверхности озера Бонневиль.
Среди хот роддеров, вернувшихся домой после войны, был некий Билл Берк, служивший рулевым на патрульном катере. До войны, в 30-е и 40-е годы он гонялся на озерах центральной Калифорнии, и вернувшись, решил продолжить любимое им дело.
Во время войны, в порту на Гуадалканале он наблюдал за разгрузкой с корабля груза подвесных баков для армейских Р-51, и тут его посетила интересная мысль. Впечатленный их аэродинамической формой, он подобрался поближе, чтобы попробовать снять с них размеры.
По памяти он смог легко прикинуть, что внутрь точно поместятся двигатель и задний мост от Форда, а значит можно использовать готовый бак, чтобы построить машину чрезвычайно выгодной аэродинамической формы.
Правительство США и авиационные инженеры потратили много денег и времени, совершенствуя форму и упрочняя и облегчая конструкцию самолетных подвесных баков. После войны они, никому не нужные, продавались на свалках по 35 долларов за штуку.
Это была очень малая доля тех затрат, которые могли потребоваться на постройку с нуля аэродинамически просчитанного стримлайнера.
Затраченное инженерами время сторицей вернулось хотроддерам.
Первый бэллитанк лейкстер Берка был построен из 165-галлонного бака для Мустанга, точно такого же, как он увидел в войну. Машина выступала в 1946 году, и с двигателем V8 от Меркьюри показала скорость 131 миля в час(210 км/ч). В следующем году Билл решил построить машину на основе более крупного 315-галлонного бака от Р-38.
Наиболее известен танк рейсер Алекса Ксидиаса, владельца мастерской So-Cal Speed Shop.
Он принял у Берка эстафету, и в 1951-м году построил свой аппарат, очень похожий по компоновке на машину Берка. С 4.4-литровым двигателем флэтхэд V8 она сразу же установила рекорд в 145 миль/час(233 км/ч).
Механики So-Cal, демонстрируя чудеса изворотливости, вечером того же дня прямо на стоянке перед мотелем заменили двигатель на 7.33 литровый флэтхэд от Меркьюри, и на следующий день машина выступила в старшем классе, снова установив рекорд в 181 милю в час(291 км/ч).
И вновь проведя вечером оперативную замену двигателя на такой же, но большего объема(8.38 литра) они на следующий день показали рекордый результат в 198.340 миль/час(320 км/ч).
К вечеру того же дня этот рекорд был побит Мэлом Хупстером, который показал более высокую среднюю скорость(она считается из двух заездов, которые обязательно должен проехать болид).
Тем не менее, этот рекорд для безнаддувного флэтхеда не побит до сих пор.
Для сравнения, победитель Инди 500 1952-го года проехал свою гонку со средней скоростью в 128.9 миль в час(207 км/ч).
Мало того, что Алекс Ксидиас показал среднюю скорость на 100 км/ч больше, так он сделал это в машине, собранной своими руками из деталей, найденных на свалке, с двигателем флэтхед, построенным до начала второй мировой. Своего рекорда он достиг без какой-либо спонсорской поддержки.
_____________________________________________________________________________________________
ТТХ:
Участвовали в постройке: Билл Берк, Вик Эдельброк, Дик Флинт, Ричард Френч, Киф Болдуин.
Танк: бак от Р-38 на 1135 литров, 3 отсека - спереди водительский, двигательный в центре, в хвосте - топливный.
Несгораемые переборки разделяют отсеки.
Подвеска: жесткая, сзади пружин нет вообще, спереди поперечно установленная рессора для передней "подвески".
Задний мост: От Форда 1932 года, главная передача 4.11-1
Рулевая: от Форда 32го года, колонка повернута на 90 градусов для увеличения дорожного просвета.
Амортизаторы: не установлены
Тормоза: установлены только на задней оси
Двигатель: Форд 1939-го года, V8 60. Объем 156 кубических дюймов/4.4 литра
Приборы: Тахометр от Стюарта Варнера, температура масла, температура воды
Колеса: Стандартные колеса от Форда,
перед 500*16, Firestone с насечкой
зад 600*18, Firestone Indianapolis
Бак: авиационный бак для противообледенительного состава, объем 14 литров
помпа для ручной накачки топливного бака