Айртон Сенна (Айртон Сенна да Силва, здесь да Силва - фамилия отца).
Будущий трехкратный Чемпион мира в гонках Формула-1 сел за руль карта в 4 года. С 13 лет участвовал в соревнованиях по картингу. В 17 лет (1977 год) выигрывает чемпионат Южной Америки по картингу. Принимает участие также и в чемпионате мира, занимает в нем призовые места. В следующем году сходу выигрывает британский чемпионат Формулы Форд-1600. Следующий успех приходит в 1982 году, Сенна (именно с этого года он выступает под этой фамилией) выигрывает европейский и британский чемпионаты Формулы Форд-2000.
Следующий год (1983) переломный для гонщика. Айртон одерживает 13 побед в 20 гонках британского чемпионата Формулы-3. В течении года он тестирует машины Формулы-1 ("Вильямс", "Макларен", "Брэбем" и "Тоулман"). Итогом этих тестов является резервирование места боевого пилота в "Тоулман" на следующий год.
1984 год.
Дебютная гонка (Бразилия) для Сенны не задалась. Он сходит на 8 круге из-за технических проблем.
А вот во второй гонке (ЮАР) Сенна набирает первое очко, финишируя 6-м с отставанием в 3 круга.
Третья гонка (Бельгия). Вновь 6-е место (после дисквалификации Тиррелла) и еще одно очко.
Четвертая гонка (Сан-Марино). Полная неудача. Сенна не проходит квалификацию.
Пятая гонка (Франция). Вновь сход из-за технических проблем на 35-м круге.
Шестая гонка (Монако). Дождь! Сенна стартует лишь 13-м. Но человек дождя стремительно обгоняет всех, кроме Проста и выходит на вторую позицию. При этом впервые в карьере ставит лучший круг гонки. Дело шло к победе, но на 31-м круге гонку останавливают и раздают всем половинные очки (Сенне за второе место 3 очка). Справедливости ради надо сказать, что самого Сенну также стремительно догонял Штефан Белофф, так что победа Сенны могла и не состояться. Но результат Белофф в любом случае был бы аннулирован в конце сезона за нарушение регламента командой Тиррелл-Форд.
В остальных 10 гонках сезона Сенна занимает 7 место в Канаде, дважды поднимается на подиум на третье место в Великобритании и Португалии. Во всех остальных гонках сходы в основном по техническим причинам. Итоги сезона: 13 очков и 9 место.
1985 год.
Сенна переходит в "Лотус". "Тоулман" это не понравилось, конечно, ибо контракт был еще на год и отпускать явно талантливого гонщика команда не хотела.
Первая гонка (Бразилия). Сход на 48 круге из-за проблем с электрикой.
Вторая гонка (Португалия). Дождь! Сенна побеждает в квалификации, устанавливает лучшее время круга и побеждает! Первая победа и первый Большой шлем!
Дальше дела не заладились. Сходы по техническим причинам, места вне очков. Два вторых и два третьих места и победа в Бельгии принесли суммарно 38 очков и 4-е место в чемпионате.
1986 год.
В первой гонке сезона, а это вновь Бразилия, Сенна наконец-то доезжает до финиша. И это второе место.
Вторая гонка сезона (Испания) получилась эпичной. Сенна завоевывает поул и побеждает. На финише он опередил Найджела Мэнселла на 14 тысячных секунды! Разница в очках между 1-м и 2-м местом - 3 очка. Именно их впоследствии не хватило Мэнселлу для победы в чемпионате этого года. А Сенна становится лидером чемпионата. Но "Лотус" того года ехал далеко не всегда. В оставшихся гонках шесть сходов, несколько подиумов и одна победа в Детройте. Вновь 4-е место и 55 очков. А чемпионом становится Ален Прост, опередивший Мэнселла на 2 очка (вот они три недостающих очка испанского второго места). Интересно, что в этом сезоне Сенна завоевывает 8 поул-позиций из 16 возможных. Но побед только две.
1987 год.
В этом году "Рено" уходит из Формулы-1 (традиция такая) и "Лотусы" получают двигатель от "Хонды". В начале сезона два схода и второе место в Сан-Марино с поула. Затем две подряд победы в Монако (первая победа Сенны на этой трассе) и Детройте и Сенна вновь, как и годом ранее, лидер чемпионата. А дальше... А дальше "Лотус" не едет (но по крайней мере доезжает до финиша). Зато едут "Вильямсы". В итоге после гонки в Мексике Сенна теряет шансы на чемпионство и завершает сезон на 3-м месте с 57 очками. И это был заключительный его сезон в "Лотусе".
1988 год.
Сенна переходит в "Макларен". И "Макларен" на движках от "Хонды" в этом сезоне неудержим. На пару с Аленом Простом выиграны 15 гонок из 16. Из них 8 выигрывает Сенна, 7 - Прост. Наконец-то в пятом своем сезоне Сенна получает машину, на которой можно выигрывать. Впрочем "Лотус" прошлого года шансы на чемпионство тоже давал, но в комплекте к нему нужно было еще и везение. Итог сезона - первое место. Интересно, что Прост набрал очков больше (105 против 94 у Сенны), но в зачет шли результаты 11 лучших гонок и Сенна побеждает (90 против 87).
1989 год.
Вновь гонщики "Макларен" впереди всех, но это явно не год Сенны. Прост сходит в трех гонках из 16, во всех остальных набирает очки. Сенна сходит в шести гонках, в двух финиширует вне очков и в одной получает дисквалификацию. Впрочем, с учетом того, что в зачет идут очки только 11 лучших гонок, то ситуация становится не такой однозначной. За две гонки до конца чемпионата у Сенны 60 очков, у Проста 81, но зачетных только 76. За две оставшихся гонки Сенна при двух победах может получить 18 и выиграть чемпионат. Прост при финише вторым в обоих гонках может добавить только два очка. Таким образом у обоих пилотов оказывается по 78 очков, но у Сенны больше побед и он чемпион. Такая вот хитрая арифметика. В предпоследней гонке в Японии Сенна идет вторым, первый Прост. За несколько кругов до финиша Сенна пытается обогнать партнера по команде, в результате оба вылетают. Прост сходит, Сенна после замены антикрыла финиширует первым, но получает дисквалификацию, за неправильное возвращение на трассу после вылета. Прост - чемпион, заключительная гонка в Австралии ничего уже не решает. Впрочем оба пилота "Макларен" в до финиша не доезжают.
1990 год.
Еще один сезон противостояния Сенны и Проста. Теперь они не партнеры, Прост от греха подальше уходит в "Феррари". Результаты гонщиков словно качели - то один наверху, то другой. После трех побед в начале сезона Сенна отрывается на 17 очков. Затем также после трех побед Прост восстанавливает равновесие и даже выходит вперед с преимуществом в 2 очка. Сенна вновь начинает выигрывать и отрывается на 18 очков. Но сход Сенны и выигрыш Проста в Испании сокращают отрыв до 9 очков. До конца чемпионата две гонки. Вновь Япония, вновь Судзука и ... Сенна на поуле. Прост на второй позиции. Прост выигрывает старт, но Сенна в первом же повороте умышленно идет на таран... Оба гонщика вылетают, Сенна чемпион, гонка в Австралии ничего уже не решает (Прост может сравняться по очкам, но проигрывает по другим показателям).
1991 год.
Сезон доминирования Сенны. Хотя... Выиграв первые 4 гонки Сенна отрывается от занявшего по итогам чемпионата Мэнселла из "Вильямс" на 34 очка. Однако в дальнейшем удача сопутствует Мэнселлу, отрыв в середине сезона сокращается до 8 очков. Далее идет более-менее равная борьба и к предпоследней гонке (а это вновь Япония и Судзука) расстояние между гонщиками всего лишь 16 очков. При 10 очках за победу сократить разрыв вполне возможно. Однако Мэнселл сходит и Сенна становится трехкратным чемпионом.
1992 год.
"Макларен" никуда не едет (ну как не едет? Второе место в Кубке конструкторов), зато едет "Вильямс" и Мэнселл. Мэнселл становится чемпионом с почти двукратным отрывом от занявшего второе место Патрезе (108 и 56 очков соответственно). Сенна становится четвертым, пропустив вперед Михаэля Шумахера. Три победы и семь сходов это явно не то, на что рассчитывал трехкратный чемпион мира.
1993 год.
В предсезонье массовая миграция гонщиков. В "Вильямс" приходит Прост, Мэнселлу (чемпиону!) не гарантируют место первого пилота, и он уходит в американский Индикар. У Сенны нет контракта на этот год ни с одной из команд. У "Макларен" начинаются проблемы - мотористы "Хонда" сваливают из Ф1 (традиция!), переход на клиентские двигатели от "Форд" не гарантирует быстрой машины, поскольку "Форд" устанавливает на "Макларен" обрезанный по мощности мотор (на "Бенеттон", понятное дело, ставится мощная версия). Сенна пытается заключит контракт с "Вильямс", но Прост категорически против (ответочка, однако!). В итоге Сенна остается в "Макларен", но без контракта на весь сезон - на каждую гонку подписывается отдельный контракт.
Первую гонку выигрывает Прост (Сенна второй), зато две следующих выигрывает Сенна. Еще две победы Проста, зато Сенна традиционно выигрывает Монако. Казалось бы нас ждет увлекательная борьба. Но... Прост выигрывает четыре гонки подряд. Отрыв в чемпионате достигает 27 очков и более практически не сокращается. За две гонки до конца сезона (а это опять Япония) отрыв достигает уже 34 очков. Чемпионство Проста уже обеспечено и две победы Сенны гарантируют ему только вице-чемпионство. Разрыв на финише чемпионата 26 очков. Интересно, что Деймон Хилл на третьем месте всего лишь в 4-х очках от Сенны.
1994 год.
Второй год подряд из "Вильямс" уходит чемпион прошлого года. И как раз на место Проста приходит Сенна. У него вновь машина на которой можно побеждать. Однако...
Первая гонка сезона. Бразилия. Сенна выигрывает квалификацию. Стартует первым. Однако на 21-м круге на пит-стопе его обходит Шумахер, а на 55-м Сенна вылетает с трассы и заканчивает гонку. Шумахер первый, у Сенны очков нет.
Вторая гонка сезона. Гран-при Тихого океана (Япония). Сенна выигрывает квалификацию. Стартует первым, но его сразу же обходит Шумахер, а Сенна попадает в аварию и сходит. Шумахер первый, у Сенны очков нет.
Третья гонка сезона. Сан-Марино (Имола). Сенна выигрывает квалификацию, стартует первым.... Ну а дальше все знают, что было...
Сенна был пилотом от бога. Он пилотировал на грани и за гранью. Шел к цели не замечая препятствий. Сюда же и столкновения с конкурентами, включая явно умышленные. Человек дождя и мастер квалификаций. Первую победу он мог одержать в Монако в 1984 году (первый сезон в Ф1), но дождевую гонку останавливают после 31 круга. Зато годом позже в Эшториле именно в дождь Сенна одерживает первую свою победу. А еще была эпичная гонка в Доннигтон-парке в 1993 с проездом по пит-лейну (с лучшим кругом гонки!) и несменой сликов на дождевую. Квалификации. Сенна выиграл подиумы 65 раз, проведя 162 гонки. Побед при этом всего лишь 41. В квалификациях Сенна выкладывался пожалуй даже больше, чем в гонках. Н гран-при Монако в 1988 году Сенна круг за кругом улучшал время. При этом у него уже был гарантированно выигранный поул. По тем правилам, гонщикам давалось лимитированное количество кругов и все его конкуренты свои круги уже проехали. Но Сенна ехал круг за кругом, в итоге он привозит своему напарнику (Просту) 1.4 секунды, а остальным более двух. В гонке он, впрочем, тогда не победил - вылет на 67 круге.
Вот как-то так. Таких Чемпионов больше наверное уже нет. За 11 сезонов в Ф1 сочетание лучшей машины и лучшего гонщика с тотальным доминированием было наверное только один раз. При этом выиграно три титула и в двух сезонах Сенна второй. Кроме сезона явного доминирования в 1991 году (да и то с оговорками), два других титула выиграны в борьбе до заключительных гонок. Аналогично и в 1989 году, когда титул был вполне возможен. но проигран.