В этой статье я опишу основные принципы и методы, позволяющие сделать
суд с банком максимально долгим и максимально неприятным для банка.
Для начала определимся, как проходит судебный процесс в суде первой инстанции. Его течение делится на 2 стадии - предварительное рассмотрение дела и судебное (по сути исковых требований). В предварительном заседании судья готовит дело к рассмотрению - проверяет доказательную базу, принимает возражения и встречные иски, решает вопрос заключения мирового соглашения между сторонами или передачи дела в третейский суд и т.п. В судебном заседании (при рассмотрении дела по сути) суд решает судьбу заявленных исковых требований с вынесением решения. Помимо этого, в ходе судебного процесса могут происходить переносы заседаний (без их проведения) и назначаться перерывы в рассмотрении дела.
Задача ответчика - организовать максимальное количество перерывов и переносов судебных заседаний. При этом, риски вынесения решения возникают только тогда, когда рассмотрение дела находится в стадии уже судебного заседания - «в сути». Это означает, что нужно как можно дольше не давать суду возможности завершить предварительное заседание и «выйти в суть».
Впервые получив иск от банка, необходимо на него написать какие-нибудь возражения - даже если возразить нечего, всё равно пишите (страницы на 3 мелким шрифтом). Но подадите эти возражения не сразу, а только когда вам будет казаться, что ситуация с процессом накаляется долгим бездействием, например, - когда вы не явитесь в заседание.Возражения нужны, чтоб разрядить обстановку, показать судье и банку, что вы активно работаете над делом, а не только затягиваете.
Также, впервые получив судебный иск от банка, нужно немедленно создать и подать в другой суд (не в тот, который рассматривает дело по иску банка), иск о признании кредитного договора недействительным/незаключённым - по любым основаниям, но обязательно включая права потребителей (естественно, для дел, где права потребителей уместны, т.е. для потребительских кредитов). Подсудность выбираем, руководствуясь одновременно п. 2 ст. 109 ГПК Украины и п. 5 ст. 110 ГПК Украины. К этому иску прилагаем заявление об обеспечении иска, в котором просим, в качестве обеспечения, запретить банку начислять проценты и пени в период рассмотрения дела (в отношении такого обеспечения иска есть положительная судебная практика и по первой инстанции, и по апелляции). О факте подачи этого иска заявляем судье, который рассматривает иск банка к вам, только тогда, когда у вас уже имеется определение суда об открытии производства по вашему иску.
Рассмотрение другим судом дела о признании кредитного договора недействительным, является обстоятельством, при наличии которого суд вынужден приостановить рассмотрение дела по иску банка к вам, до решения вопроса о недействительности договора (п. 4 ст. 201 ГПК Украины), либо объединить два дела в одно производство. Для того, чтоб не произошло второе, сообщите судье, что там заявлены несколько свидетелей и третьи лица, и если объединять это в одно производство, то дело получится очень громоздким, а у судьи появится куча дополнительной работы; а также заявите, что в этом процессе вы и так собираетесь подать встречный иск, который сейчас готовите, поэтому нет смысла загромождать дело.
При нормальном стечении обстоятельств данный ход даст возможность остановить рассмотрение иска банка к вам на неопределённый срок - на срок рассмотрения вашего дела, где вы - истец и, соответственно, контролируете ситуацию - т.е. растягиваете рассмотрение, пользуясь методами, изложенными в этой статье.
Поскольку это только временная передышка, возвращаемся к нашей ситуации - итак, вы получили иск банка, подали свой иск против банка (ни одного заседания, ни по одному делу ещё не было) - что делать дальше?
Начинаем мы с того, что внимательно изучаем сам иск (который получили по почте) и прилагаемые к нему документы. По Закону (п. 1 ст. 120 ГПК) истец обязан предоставить суду копии иска и прилагаемых к нему документов в количестве, соответствующем количеству сторон в деле. Это подразумевает, что изначально в вашем распоряжении должен оказаться такой же комплект документов, что и в судебном деле.
При изучении иска, сверяем перечень приложений (указывается в конце искового заявления) с теми документами, которые фактически приложены. Очень часто бывает так, что банки для заёмщиков/поручителей не докладывают документы - т.е. они указаны в перечне приложений, а фактически их нет. Или копии этих приложений настолько некачественны, что их невозможно прочитать.
Это станет причиной первого отложения предварительного судебного заседания. В заседании вы возражаете против предварительного рассмотрения дела и просите суд отложить заседание и обязать банк предоставить вам качественные копии всех приложений, указанных в иске. Естественно, просите в письменной форме.
Конечно, могут быть попытки возражений, на этот счёт, представителя банка или суда, но их нужно жёстко пресекать. Например, если представитель банка говорит, что у вас имеется ваш экземпляр кредитного договора (или чего либо ещё) и то, что в иске плохая копия вам никак не мешает, говорите, что этот факт никаким образом не отменяет требования ст. 120 ГПК Украины и вы настаиваете на соблюдении законности. Или, если судья вам говорит, что недостающие документы имеются в деле, и вы сможете ознакомиться с делом и сделать копии, отвечайте, что возможность ознакомиться с делом - это ваше право, а предоставить копию иска с приложениями -этообязанность истца. И вы не желаете реализовывать свои права, тратить время и деньги, чтоб избавить банк от выполнения его процессуальных обязанностей. Любые претензии к вам в затягивании процесса парируйте тем, что не вы, а банк затягивает процесс, безалаберно готовя документы в суд.
Обратите внимание, это должен быть именно перенос заседания, а не проведение предварительного заседания с назначением судебного (и одновременным предписанием банку предоставить документы). Если будет такая попытка, говорите, что проводить предварительное нельзя, т.к. вы собираетесь подавать встречный иск (он подаётся только в предварительном) и вам необходимо полноценно ознакомиться с доказательной базой истца, чтоб сформулировать собственные встречные исковые требования.
На следующее заседание вы приходите без встречного иска, но с заявлением об истребовании доказательств (п. 1 ст. 137 ГПК), в котором просите до подачи вашего иска (с целью обеспечения доказательств), истребовать из банка определённые документы. Вы просите копию устава, банковской лицензии, разрешения на проведение банковских операций с приложением, и главное - уведомление об условиях кредитования, предусмотренного п. 2 ст. 11 ЗУ «О защите прав потребителей». Поясняете суду, что просили предоставить это вам добровольно, но в банке кассирша отказала, а вы не можете, без этих документов, написать встречный иск.
Это достаточное основание для отложения проведения предварительного заседания и истребования доказательств.
На следующее заседание вы не являетесь, но звоните судье или секретарю/помощнику (запаситесь предварительно мобильным телефоном секретаря/помощника, т.к. городской не всегда берут) и говорите, что вы на больничном, или на приёме у врача, или в командировке. Накануне в суд приходит представитель (с доверенностью), который через канцелярию подаёт соответствующее заявление об отложении заседания. Не забудьте запастись соответствующим документом (больничным листом, справкой от врача или командировочным листом), чтоб предъявить его на следующее заседание. В это заседание, заодно, можно подать возражения на иск банка.
Обратите внимание, что у стороны по делу, в соответствии с новым законодательством, есть возможность только один раз перенести заседание, по уважительной причине (ч. 2 п. 1 ст. 169 ГПК). Поэтому, если в вашем судебном процессе фигурируют другие ответчики (поручители, например), не подавайте несколько таких заявлений одновременно - их право на отложение заседания можно будет использовать позже.
На следующее заседание вы являетесь, получаете от представителя банка истребованные документы, подтверждаете суду, что теперь всё что необходимо у вас есть, и вы готовы идти писать встречный иск.
Естественно, для этого потребуется ещё одно отложение.
Вы создаёте встречный иск о разрывании кредитного договора или признании его мнимым (вариант недействительности/незаключённости мы считаем уже использованным) - предмет и основания иска не имеют значения (это ведь статья о затягивании процесса, а не о том, как выиграть дело). В вашем иске важно количество сторон в деле - их должно быть очень много, с кучей третьих лиц и заявленных свидетелей.
Например, в иске вы - истец, банк - ответчик, ваши поручители - третьи лица.
Дополнительно, в числе третьих лиц можно заявить управление по защите прав потребителей (как субъект, обладающий специальными знаниями, касающимися договоров потребительского кредитования); страховую компанию, где вы страховались (как субъект правоотношений, возникающих вследствие реализации существенных условий кредитного договора); автосалон или агентство недвижимости/строительную компанию (как поставщика продукции, приобретаемой за счёт потребительского кредита) и т.д.
В качестве свидетелей можно вызвать кредитного инспектора, выдававшего ваш кредит (для подтверждения версии о том, что преддоговорная работа, предусмотренная п. 2 ст. 11 ЗУ «О защите прав потребителей», с вами не проводилась или что вы просили гривну, а вам настойчиво предлагали валюту); управляющего областным подразделением банка (для подтверждения версии о том, что в банке вообще не имелось уведомлений о кредитных условиях, для преддоговорной работы); председателя правления банка (для подтверждения версии о том, что правлением не утверждались соответствующие уведомления, ранее даты принятия Постановления НБУ №168) и т.д. - проявляйте креатив.
Такое обилие третьих лиц и свидетелей нужно для того, чтоб неявку (или случайное неуведомление) кого-либо из них вы могли назвать препятствием для рассмотрения дела, и основанием для очередного отложения (п. 1 ст. 170 ГПК). Помимо этого, беспокойство такого количества госучреждений (вызываемых в качестве третьих лиц) и сотрудников, особенно руководителей, банка (в качестве свидетелей) окажет позитивное влияние на ситуацию в целом, поскольку не явиться в суд они не могут (ст. 185-3 КУпАП), а являться по прихоти заёмщика статус не позволяет.
Если каждый заёмщик будет просить допросить директора филиала банка в суде, в качестве свидетеля, то банкир будет всё рабочее время проводить в судах, что, согласитесь, вскоре научит его, что проще договориться с заёмщиком без суда (исключение - если банкир-свидетель уже уволен).
Далее следует интересный и познавательный процесс с банком - в суде первой инстанции. Предположим, что он закончился принятием решения в пользу банка. Тогда вам следует обжаловать решение в апелляции.
Апелляционный процесс
Обратите внимание, что новым ГПК сокращены сроки - подать апелляционную жалобу на решение можно в течении 10 дней с момента оглашения решения (если вы были в заседании, на котором оно оглашалось) или в течении 10 дней с момента получения текста решения по почте (если не были) - п. 1 ст. 294 ГПК.
Эту апелляционную жалобу нужно будет сделать, но не вписывать в неё просительную часть (ниже объясню зачем).
Одновременно с апелляционной жалобой, нужно сделать заявление о разъяснении решения (ст. 221 ГПК). В заявлении нужно указать 10 - 20 правовых вопросов к суду, касающихся непосредственно решения (например, просьбу разъяснить некоторые формулировки). Оба документа отправляются в суд, который принял решение, одновременно или с разрывом во времени 1-2 дня (сначала - заявление о разъяснении, потом - жалоба), но в пределах 10 дневного срока обжалования. Апелляционная жалоба отправляется без оплаты и только в одном экземпляре (для суда).
Последствия проделанных процедур следующие: суд, получив апелляционную жалобу, должен отправить дело в апелляцию, но поскольку есть заявление о разъяснении решения, то перед отправкой судья обязан разъяснить решение. Законом на это отведено 10 дней, но с учётом загруженности судов, подача такого заявления может отсрочить отправку дела в апелляцию ещё на месяц.
Судья апелляционного суда, получив дело, находит, что апелляционная жалоба имеет недостатки, а именно: подана без оплаты, не содержит просительной части, не содержит копий с приложениями для сторон, т.е. не соответствует требованиям ст. 295 ГПК. В этом случае судья постановляет определение об устранении недостатков, на устранение даст 5 дней с момента получения определения почтой (п. 2 ст. 297 ГПК и п. 1 ст. 121 ГПК). Но поскольку судья не может рассчитать, когда вы точно получите отправление, то время даёт с запасом, указывая конечную дату исполнения. За день до этой даты (чтоб избежать неприятных сюрпризов), вы почтой отправляете квитанции об оплате, уточнение апелляционной жалобы с копиями для сторон, копии текста первоначальной жалобы с приложениями для сторон (все эти недостающие компоненты должны быть приготовлены заранее, чтоб вы не делали это в последний день).
За счёт указанных действий с апелляционной жалобой вы фактически получаете дополнительный месяц.
В дальнейшем в суде апелляционной инстанции можно делать всё то же, в отношении затягивания, что и в суде первой инстанции.
Кассационный процесс
В случае принятия апелляционным судом решения не в вашу пользу, вы можете его обжаловать в кассационном порядке. Обратите внимание, что решение апелляционного суда вступает в силу с момента оглашения (ст. 319 ГПК), т.е. возникают риски получения банком исполнительного листа в отношении вас, чего нельзя допустить.
На подготовку кассационной жалобы законом отведено 20 дней (п. 1 ст. 325 ГПК). К жалобе обязательно должно прилагаться ходатайство о запрете выдачи исполнительного листа до рассмотрения жалобы судом кассационной инстанции. Такое же ходатайство готовите на имя председателя суда первой инстанции.
Если исполнительный лист будет выдан (начнётся исполнительное производство) и суд кассационной инстанции не приостановит исполнение решения, можете оставлять кассационный процесс без внимания и сосредотачиваться на
затягивании исполнительного производства.
Источник