"Идиот" в вопросах и ответах. Часть 2

Nov 11, 2022 22:28


Суммируя сказанное в предыдущей части ревью: князь Мышкин не идиот в медицинском смысле и он любит не только христианской любовью. Он действительно всех прощает, однако видит недостатки и извлекает выводы. Настасья Филипповна - не проститутка и не блудница, а из трех следующих утверждений

а) князь всем отпускает грехи и поэтому прощает Настасью Филипповну;

б) Лев Николаевич Мышкин никого не судит, не судит он и главную героиню романа;

в) князь Мышкин не видит в прошлом молодой женщины ее вины

верно только последнее, третье утверждение. Отпустить грехи, значит, сказать: "Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши" (стало быть, вина все-таки есть и Он ее признает, но великодушно дает шанс исправиться). Это как "ты разбила чашку, но ничего, со всеми бывает, веди себя аккуратнее" vs "чашку разбила не ты, но ты настолько запуталась, что теперь ты зачем-то берешь вину на себя".

По мнению Мышкина, Настасья была наложницей Тоцкого не по своей воле. Здесь много страдания, но нет греха, поэтому "отпускать" нечего. Только такая оценка для современного человека звучит разумно и справедливо, иначе получается бессовестный виктимблейминг.

В других случаях Мышкин без стеснения критикует Настасью Филипповну. Никакой идеализации ее образа у Мышкина нет.

Но продолжим дальше.

7. Настасью Филипповну устраивали отношения с Тоцким, пока он не вздумал жениться на другой женщине. Вообще у Настасьи Филипповны врожденные проблемы с психикой.



Как будто отец Насти Барашковой, после непрерывной череды проблем и трагедий, закончил жизнь в сумасшедшем доме. Но Ф.М. Достоевский не был приверженцем дискурса "наследственной деградации" и "вырождения". Легко предположить, что у Настасьи Филипповны была слабая нервная система и это как бы было наследственно. Скорее всего у нее был также экзальтированный темперамент (по классификации Карла Леонгарда). Однако в обычной ситуации это вариант нормы, а не приговор.

- Как вы думаете, Афанасий Иванович, - наскоро успел шепнуть ему генерал, - не сошла ли она с ума? То есть, без аллегории, а настоящим медицинским манером, - а?

- Я вам говорил, что она и всегда к этому наклонна была, - лукаво отшепнулся Афанасий Иванович.

Конечно, Тоцкий - лицо заинтересованное. А что значит "всегда", с какого момента?

Примерно в 12 лет Тоцкий впервые обратил внимание на свою воспитанницу, которая росла в семье его немецкого управляющего, и увидел "резвую, милую, умненькую и обещавшую необыкновенную красоту" девочку, после чего в воспитании Насти "произошла значительная перемена: приглашена была почтенная и пожилая гувернантка, опытная в высшем воспитании девиц, швейцарка, образованная и преподававшая, кроме французского языка, и разные науки". Замыслив превратить Настасью в любовницу, Тоцкий за 4 года осуществляет свой план (что говорит о цинизме и расчете, но никак не о чувствах с его стороны). Несмотря на прежние утраты, в 12 лет маленькая Настя не похожа на трудного ребенка. Ничего не говорится о проблемах и в последующие 4 года, а что не сказано, того нет. Зато потом Настасья живет в состоянии постоянного стресса на грани самоубийства. Тогда же она "зарабатывает" и комплекс вины, который мучает ее во взрослом возрасте.

<...> думаешь-думаешь, бывало-то, мечтаешь-мечтаешь, - и вот всё такого, как ты воображала, доброго, честного, хорошего и такого же глупенького, что вдруг придет да и скажет: «Вы не виноваты, Настасья Филипповна, а я вас обожаю!» Да так, бывало, размечтаешься, что с ума сойдешь… А тут приедет вот этот: месяца по два гостил в году, опозорит, разобидит, распалит, развратит, уедет, - так тысячу раз в пруд хотела кинуться, да подла была, души не хватало <...>

Уже в Петербурге, “превратившись” из Насти в Настасью Филипповну, она прямо заявляет своему покровителю, что никогда не имела "к нему в своем сердце ничего, кроме глубочайшего презрения, презрения до тошноты, наступившего тотчас же после первого удивления" (т.е. совращения - Достоевский использовал эвфемизм для того, чтобы обойти цензуру).

Прежде это была только очень хорошенькая девочка, а теперь… Тоцкий долго не мог простить себе, что он четыре года глядел и не разглядел. <...> Он припоминал, впрочем, и прежде мгновения, когда иногда странные мысли приходили ему при взгляде, например, на эти глаза: как бы предчувствовался в них какой-то глубокий и таинственный мрак. Этот взгляд глядел - точно задавал загадку. В последние два года он часто удивлялся изменению цвета лица Настасьи Филипповны; она становилась ужасно бледна и - странно - даже хорошела от этого.

К 20 годам Настасья Филипповна "давно уже перестала дорожить собой", будучи "в состоянии <...> себя погубить, безвозвратно и безобразно, Сибирью и каторгой, лишь бы надругаться над человеком, к которому она питала такое бесчеловечное отвращение".

Таким образом "спокойно и счастливо, со вкусом и изящно" эти четыре года прошли только для Афанасия Тоцкого, но никак не для его юной любовницы. Для Настасьи Филипповны растление опекуном (в неполных 16), безвыходность ситуации, одиночество, моральные переживания и физический дискомфорт в отношениях с "любовником", которые как умный и чувствительный подросток она переживала особенно тяжело, стали главной причиной ее психологических проблем в будущем.

Достоевский, Литература, Роман "Идиот"

Previous post Next post
Up