Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка

Nov 20, 2022 10:31


Впервые я прочел "Преступление и наказание", будучи школьником, в рамках школьной программы, т.е. довольно давно. Тогда мне эта книга понравилась, по крайней мере у меня осталось устойчивое впечатление, что она занимательная, полезная и вполне познаваемая.

В последние годы я увлекся Достоевским и его героями серьезно. Как следствие, я узнал многое о творчестве писателя (и о самом писателе, и обо всем, что с ним связано). Но с "Преступлением и наказанием" складывалась забавная история. С одной стороны роман как бы изначально был в моем "послужном списке", замыкая "великое пятикнижие". С другой стороны я и близко не мог рассуждать о нем так же уверенно, как о других романах Достоевского, которые я прочел "только что". Поэтому мне захотелось вернуться к "ПиН" на новом этапе. К тому же, честно говоря, я не мог быть полностью уверен в том, что раньше я все правильно понял и запомнил.

Результат превзошел ожидания. Я получил настоящее удовольствие от повторного чтения, как будто я читал заново - и от художественного строения книги (в художественном отношении она может быть лучшая у Достоевского), и от психологической точности, с которой автор изображает людей и события (здесь у "Преступления и наказания" есть "конкуренты"). Сейчас я имею возможность "по-взрослому" оценивать и сравнивать, пользуясь более мощной “оптикой”.



Закончив читать роман, я решил поделиться соображениями, которые мне не могли прийти в голову, когда я был подростком, а в настоящий момент представляются вполне очевидными (но и не настолько “избитыми”, чтобы можно было найти буквально в любом обзоре). В частности, я хочу провести параллели между "Преступлением и наказанием" и другими произведениями Федора Михайловича, как я их понимаю (параллели и произведения).

Отдельные мысли штрихами

В некоторых книгах есть “ключевые персонажи”, которые могут быть отличны от главных героев. Они обладают яркими характерами, их поведение нестандартно и требует осмысления, их судьба складывается непросто, они оттягивают внимание на себя. Они могут влиять на других героев и на сюжетные линии, даже когда находятся в тени, являясь своего рода "точками сборки". Убери "ключевого персонажа" из книги, и книга станет бесцветной, а может быть и потеряет смысл. В "Преступлении и наказании" мой ключевой персонаж - Соня Мармеладова.

Предшественница Сони - Лиза из "Записок из подполья" (ее биография, надо полагать, за пределами произведения складывается менее удачно). По сравнению с ней Соня Мармеладова - более интересный и проработанный персонаж. В следующем романе Соня частично оживает в Вере Лебедевой. Вера - очень светлая и добрая девушка. Как и Соня, она символизирует любовь, заботу и материнское начало и, конечно, украшает собой книгу. Но в ней нет Сониного трагизма. Несмотря на то, что Вера Лебедева из небогатой семьи, она явно растет в мире и любви (в отличие от Мармеладова, Лебедев - при всех недостатках - хороший отец). Вера чиста, но она не страдает, как Соня. Сонины мучения, ее вынужденная раздвоенность при цельной и сильной натуре и ее личный способ противостоять тяготам судьбы делают ее образ неповторимым и запоминающимся.

Привлекательная ли Соня девушка?

В описании внешности героини с первого раз бросается в глаза некоторое несоответствие. Сначала о ней говорится: "Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами". Но вскоре автор "исправляется": "Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою <...>". Что же "случается" с “хорошенькой Соней” и не “забывчивость” ли автора тому виной? К слову, подозрения небезосновательны - Достоевскому было иногда свойственна художественная непоследовательность. В духе создателя популярного сериала, он намекал на "секреты", которые никогда не раскрывались (и, видимо, не имели большого значения), вешал на стенах ружья, которые не стреляли в конце, обещал (по выражению Г. Морсона) "пироги", которыми затем не кормил и оставлял "свободные" промежутки времени в хронологии книги, чтобы использовать их постфактум для объяснения будущих событий.

Но в данном случае, по-моему, речь идет о следующем. При первом ее появлении на Соне Мармеладовой "боевая раскраска" и экипировка уличной проститутки (она "индивидуалка", о чем свидетельствует ее "желтый билет"). Когда же она затем приходит в квартиру к Раскольникову, она уже одета неброско и по-простому. Соня - миниатюрная худенькая блондинка с голубыми глазами, очень юная. На ее лице можно "изобразить" что угодно. Броский макияж и контрастная одежда, с преобладанием, например, красного, превращают такую девочку если не в красотку, то как минимум в сексуально привлекательную особу, что и нужно для "работы".



Соня Мармеладова в "рабочей экипировке" (сериал 2007 года)

В "обычном" состоянии Соня Мармеладова, впрочем, тоже нравится мужчинам. Пример - Андрей Семёнович Лебезятников (задуманный как пародия на социалиста, в конечном итоге он оказывается порядочным человеком и становится в нужный момент на защиту Сони). Он явно неравнодушен к девушке и стремится ее увлечь и наладить с ней более тесные отношения, плохо понимая особенности ее характера.

Однако ключ к сердцу Сони неожиданно находит Родион Раскольников.

В какой момент Соня Мармеладова влюбляется в Родиона Раскольникова?

Я полагаю, до его признания в преступлении. Раскольников не только красивый молодой человек, но он также склонен к спонтанным благородным поступкам, что не единожды подчеркивается в тексте романа. Но еще более важно здесь уважительное отношение Родиона к самой Соне. Он видит в ней не отверженную женщину, а прекрасную, достойную личность, не боясь заявить об этом вслух (определенную - в данном случае положительную - роль играет социопатия Раскольникова, его пренебрежение общественным мнением). Точно так же влюбляется на своих именинах в Мышкина Настасья Филипповна (хоть это и разные характеры). Но Соня вряд ли посмела бы признаться в своих "падших" чувствах к Раскольникову (кто она, а кто он!) и каким-то образом дать им ход до того момента, пока не убедилась в том, что он очень несчастен и она может его спасти.

Неприемлемая работа

Для Сони ее профессия ее проклятие. Она приходит в ужас от мысли, что Полечку, возможно, ждет та же судьба.

- Нет! нет! Не может быть, нет! - как отчаянная, громко вскрикнула Соня, как будто ее вдруг ножом ранили. - Бог, бог такого ужаса не допустит!..

Иногда Достоевского обвиняют в том, что его "падшие женщины" не аутентичны - то проститутка ни разу не "жрица любви", то содержанка ничем не похожа на "камелию". Секрет в том, что Федор Михайлович и не пытался в этих случаях изображать настоящих "путан" и "куртизанок". Его героини о другом, поэтому их нужно воспринимать иначе, не следуя шаблонам.



Соня Мармеладова

Соня Мармеладоваа - чистая девушка и считает себя падшей, преступившей нравственный закон: "<...> ведь я… бесчестная, я великая, великая грешница!" Она робкая с детства, ей трудно начать первой разговор с людьми, особенно с незнакомыми. Ее работа должна быть для нее немыслимым стрессом. Но она создает своего рода защитный барьер, не позволяя ее душевным переживаниям уничтожить здоровую часть ее личности. В этом ей помогает религия. Не последнюю роль играет и тот факт, что Соня всё-таки сама выбирает свой путь.

В атомизированном российском обществе 60-х годов 19 века Соня Мармеладова противопоставляет всеобщему эгоизму любовь, веру и безответную преданность. В более гуманной, ориентированной на человека социальной системе ее личный подвиг полного самопожертвования не казался бы столь удивительным и странным, да и был бы ненужным. Когда люди ценят друг друга и друг о друге заботятся, нет необходимости полностью пренебрегать собственными интересами. Конкретнее, в том случае, если бы государство взяло на себя ответственность за детей Катерины Ивановны, Соне не пришлось бы идти на панель. Себя бы она всегда прокормила. Возможно она созависима и травмирована психологическим насилием в семье, как сейчас пишут психологи, в этом есть правда. Но также справедливо и то, что Соня Мармеладова находит единственное доступное ей решение реально существующей, а не выдуманной проблемы. Она интеллектуально неразвита, но отнюдь не глупа и не питает иллюзий об окружающем мире. Ее поведение удивительно, но при этом рационально. У нее сильная мотивация - жертва во имя спасение близких.

Почти хэппи энд

Однако ее жизнь могла сложиться гораздо хуже. Я разделяю идею Бахтина о полифоничности романов Достоевского. Но в каком-то смысле последнее слово всегда остается за автором. В "Преступлении и наказании" Достоевский выбирает для Сони наилучший и может быть даже наименее вероятный исход. При ее образе жизни ее ожидали болезнь или сумасшествие (от осознания тщетности собственной жертвы), ее могли оклеветать и отправить в тюрьму. Какие мрачные перспективы ее ждут ей доходчиво объяснил при встрече Раскольников. Но в итоге - спасибо Создателю (книги) всё оказывается для Сони удачно. Федор Михайлович не мастер счастливых финалов, но в этом романе большинство сюжетных линий заканчиваются именно так, как этого хочет читатель. Детей, за которых несет ответственность Соня Мармеладова, пристраивает на личные деньги Свидригайлов. Соня встречает свою любовь, у нее появляется настоящая цель в жизни, а затем к ней приходит личное счастье и наступает катарсис. И Соня Мармеладова, и Настасья Филипповна Барашкова готовы жертвовать собой ради счастья любимого, но программа Сони Мармеладовой более позитивная. Ее самопожертвование не приносит вреда (прежде всего ей самой).

И как бы в насмешку над всеми нами в следующем романе "великого пятикнижия" писатель категорически отказывается кого бы то ни было “спасать”...

Дуня и другие



Виктория Федорова в роли Дуни Раскольниковой (1969)

Дуню Раскольникову, сестру главного героя, автор наделяет внешностью Авдотьи Панаевой, в которую он был в молодости безнадежно влюблен. Слегка выпирающие губка и подбородок - ее характерная особенность, единственная "неправильная" черта, которая ее однако не портит. На Дуню внешне похожа Настасья Филипповна, самая красивая героиня Достоевского. Но если Авдотья Романовна - красавица, то Настасья Филипповна безупречна и лишена каких-либо неправильных черт (поэтому ее трудно визуализировать). Ее образ символизирует идею "чистой красоты".

Другая героиня романа Катерина Ивановна Мармеладова напоминает по характеру Марию Дмитриевну Достоевскую, первую жену писателя. Она также экзальтирована и порывиста, горда и несчастна, имеет благородное происхождение. Как и Мария Дмитриевна, она в конце концов умирает от чахотки. Еще одним прообразом Катерины Мармеладовой исследователи считают Марфу Петровну Браун (Панину) (наст. имя - Хлебникова Елизавета Андреевна).

Темперамент Катерины Ивановны в определенной мере наследует Настасья Филипповна Барашкова, которая в "Братьях Карамазовых" "разделяется" на Аграфену Светлову и другую Катерину Ивановну (Катю Верховцеву). По иронии именно последняя и получает экзальтированные черты характера своей предшественницы.

Достоевский несколько раз в своих произведениях вводит нового героя, имея в виду прообраз, с тем же именем (это Дуня Раскольникова или Полина из "Игрока"). Сначала этот персонаж максимально похож на своего прототипа (хотя о полной идентификации не может быть и речи), но при следующих итерациях в других произведениях оригинальные черты размываются.

Мотив растленного ребенка, типичный для творчества Достоевского, в романе "Преступление и наказание" встречается несколько раз. Во-первых, это изнасилованная 15-летняя девочка на улице, которую спасает от другого потенциального насильника Родион Раскольников, затем 14-летняя утопленница (мрачный эпизод из жизни Свидригайлова). Отчасти это и Соня Мармеладова, очень юная, хрупкая девушка, которая выглядит как ребенок. Потенциально - ее сводная сестра Поля, спасенная как и другие дети по счастливому стечению обстоятельств, 16-летняя невеста Свидригайлова, которую он держит на коленях и целует. “Виртуально” - также 5-летняя девочка из его же сна. В романе "Идиот" растленный ребенок - Настасья Филипповна Барашкова, но именно этот эпизод из ее биографии оказывается ключевым как для нее самой, так и для книги в целом.

Достоевский, Литература

Previous post Next post
Up