Караваджо. Ужин в Эммаусе. Фрагмент. 1601 г. Холст, масло, темпера. 141 × 196,2 см
Эрнст Гомбрих, чья книга «
Тени в западном искусстве» вышла на русском языке и рассказывает, какую роль играла светотень в живописи разных времен и культур.
Рембрандт. Портрет Яна Корнелиса Сильвиуса. 1646 г. Офорт
После того как в XVII веке «запрет» на изображение резко очерченных теней был снят, они в изобилии появились на полотнах самых разных жанров.
Обеденный стол на картине кисти Микеланджело Меризи да Караваджо «Ужин в Эммаусе» почти не уступает в этом отношении римской мозаике, а Хармес Ван Рейн Рембрандт на офорте с портретом Яна Корнелиса Сильвиуса дерзко использует этот прием там, где казалось бы, возможность создания оптической иллюзии исключена.
Геррит Беркхейде. Рынок и Гроте-Керк в Харлеме. 1674 г. Холст, масло. 51,8 × 67 см
Франческо Гварди. Арсенал. Венеция. 1755-1760 гг.
Яркие горизонтальные тени на картинах Беркхейде и Гварди не только добавляют изображению глубины, но и позволяют создать ощущение залитого солнечным светом пространства.
Это подталкивает к мысли, что нужно рассматривать картины, с разных точек зрения, поскольку среди возможностей падающей тени едва ли не главная - усиливать ощущение света.
Мадонна с младенцем в интерьере. Мастерская Робера Кампена (До 1432 г). Дерево (дуб), масло. 18,7 × 11,6 см
Художник изобразил тени, падающие на трон, тем самым передав ощущение света, который заливает пространство картины, тщательно выстроенное в прямой линейной перспективе. Особенно восхищает та свобода, с которой живописец использует новаторский прием, что мы наблюдали также и в работе мастерской Робера Кампена.
Мужчина, читающий за столом. 1628-1630 г. Дерево, масло. 55 × 46 см
Приверженцы стиля «
тенебризм», связанного с именем Караваджо и получившего распространение в XVII веке, зачастую доводили использование светотеневых контрастов до предела, дабы подчеркнуть яркость освещения.
Живописное изображение затворника или ученого за столом кисти ученика или последователя Рембрандта отлично иллюстрирует этот эффект.
Яркий луч света, бьющий в оконное стекло и открытый проем, едва не слепит смотрящего, скрывая фигуру и изображенные на полотне предметы.
Джованни Доменико Тьеполо. Шествие троянского коня в Трою. Около 1760 г. Холст, масло. 39 × 66 см
На картине Джованни Доменико Тьеполо с троянским конем подобных разительных контрастов нет, но четкие тени на земле также усиливают ощущение яркого солнечного света.
Клод Лоррен. Морской порт. 1644 г. Холст, масло. 103 × 131 см
Жан-Батист Камиль Коро. Около 1840-1845 г. Холст, масло. 27 × 39 см
Жан-Батист Камиль Коро напротив, смягчает тени от упавшего дерева и гуся, отчего возникает эффект вечернего или рассеянного утреннего света. Его полотно - пример создания определенного настроения с помощью теней, как и сцена в порту кисти Клода Лоррена, где тени удлиняются в лучах солнца, восходящего или заходящего.
Фра Анджелико. Мадонна с младенцем. Фрагмент. Около 1450 г. Фреска. Монастырь Сан-Марко, Флоренция
Не только форма, но и цвет, и характер написания внешнего края тени могут рассказать очень многое об освещении.
И вновь яркие примеры, иллюстрирующие подобное наблюдение, мы можем найти в живописи начала XV века. Ранее уже упоминалось мастерство итальянца Фра Анджелико в использовании сфумато для изображения скользящего света.
В коллекции лондонской Национальной галереи хранится еще один не менее блестящий образец - работа Антонелло да Мессины «Святой Иероним в келье». Здесь особенно примечательна тень от хвоста павлина на ступени, написанная в технике сфумато.
Антонелло да Мессина. Святой Иероним в келье. Фрагмент. Около 1475 г. Дерево (липа), масло. 45,7 × 36 см
Картина Антонелло да Мессины напоминает нам о том, сколько мастерства требовалось от художника, чтобы изобразить тень на рельефной поверхности. Давайте взглянем на образец живописи того же периода - картину Сассетты «Стигматизация святого Франциска»: парящий в небе серафим излучает мягкий свет, а на земле изображен коленопреклоненный святой, который отбрасывает на скамью и скалу тень сложной формы.
Сассетта. Стигматизация святого Франциска. 1437-1444 гг. Дерево (тополь), темпера. 87,8 × 52,5 см
Карло Кривелли. Благовещение со святым Эмидием. Фрагмент. 1486 г. Холст, темпера. 207 × 146,7 см
Того же эффекта достигает Карло Кривелли в картине «Благовещение со святым Эмидием», где изображены ангел и епископ, чьи тени падают на пол и стену.
Такие ффекты чаще можно увидеть при изображении резких теней, возникающих при искусственном освещении. На картине «Концерт» Хендрика Тербрюггена в центре композиции находится музыкант, на щеке которого четко вырисовывается тень от флейты, отбрасываемая в свете свечи.
Хендрик Тербрюгген. Концерт. Около 1626 г. Холст, масло. 99 × 116 см
Голландские художники пейзажисты XVII века знали, как передать ощущение широкого простора, изобразив, как тени от готовых пролиться дождем туч ложатся на поверхность земли. Интерьер церкви, написанный Эмануэлем де Витте, демонстрирует нам, что тени могут также показывать то, что скрыто от зрителей.
Эмануэль де Витте. Интерьер старой церкви в Амстердаме во время службы. 1660г. Холст, масло. 51 × 56 см
На стене напротив мы видим нарисованные тенью очертания невидимых для нас окон на противоположной стороне нефа, через которые проходит солнечный свет.
Уильям Коллинз. Untitled. 1833 г. Холст, масло. 71 × 92 см
Британский живописец XIX века Уильям Коллинз обращается к воображению зрителя, показывая на своем полотне «Надвигающиеся события» только тень невидимого персонажа. Здесь деревенский мальчишка только открыл ворота и почтительно приветствует кого-то. Но кого? Судя по всему, всадника, чья тень изображена на переднем плане.
В применении к живописи подобные приемы могут показаться надуманными, но в объектив фотографа, снимающего против света, часто попадают выразительные тени от того, что находится вне его поля зрения.
Едва ли найдется более яркий пример, чем фотография Анри Картье-Брессона, сделанная в Индии и запечатлевшая усталого мужчину, уснувшего в причудливой тени храма.
Анри Картье-Брессон. Индия, Ахмедабад. 1967 г. Фотография