"Кальпурнию" Жаклин Келли читали на французском - вот она на русском (не знаю, зачем переводчикам потребовалась такая неудобочитаемая транскрипция имени главной героини):
Техас, 1899 год. Изнуряющая жара, тесные корсеты и тесные рамки приличий. Первые телефоны и первые автомобили. Мужчины обсуждают цены на хлопок и скандальные труды сэра Чарлза Дарвина, дамы музицируют и устраивают конкурсы домоводства. Рабства больше нет, но фермер, чья жена скрывала 1/8 своей негритянской крови, может заколоть ее вилами, и закон посмотрит на это снисходительно. А одиннадцатилетняя Кальпурния, единственная девочка из семерых детей Тейт, открывает для себя мир естествознания под руководством дедушки, натуралиста-любителя.
Почему-то я думала, что это будет книга о разных натуралистических опытах и наблюдении за природой, а юная героиня- этакое подобие Джерри Даррелла в юбке. На самом деле большая часть книги - это занятия, досуги, повседневная жизнь зажиточной семьи южан на рубеже веков. Поскольку мир этот увиден глазами девочки, то и сама книга получилась во многом "девочковой". Уроки музыки, занятия шитьем, вязанием, сердечные переживания братьев (причем "неподходящая" девушка старшего брата описана с чисто женской язвительностью)), День Благодарения, конкурс кружев, уроки кулинарии и, как глоток свободы - время, проведенное с дедушкой, исследование окрестностей, трепетное совместное ожидание ответа из Смитсоновского института: - а вдруг дедушке и вправду удалось открыть новый вид растения?.. - мечты о занятиях Наукой и об образовании... Сбудутся ли они? - у книги открытый финал: она заканчивается утром нового года и нового века; в Техасе впервые за много лет и впервые в жизни Кальпурнии выпадает снег - символ обновления, обещание грядущих перемен... Впечатления от чтения: мило, но и не более того. Как-то не хватило неожиданностей в этом гладком повествовании. Без открытий и откровений. Вот и Катя прочла, но не очень увлеченно, без восторга - книга ничем не "зацепила".
"Мой класс" Фриды Вигдоровой - мое самое теплое, самое душевное чтение за прошедший месяц. И за многие предыдущие месяцы тоже. Уже не помню, когда было так светло на душе от книги. Катюшке тоже подкинула почитать.
Молодая учительница Марина Николаевна приходит работать в школу в послевоенном 1946 году. Образование пока еще раздельное, ее ученики - мальчишки-четвероклассники; каждый со своим непростым характером, каждого в той или иной степени коснулась война. Кто-то встретит молодую учительницу с распахнутой душой, а к кому-то придется долго подбирать ключик... Книга - очень советская, в самом лучшем смысле этого слова: с щедрыми, чистыми, бескорыстными человеческими отношениями, с неприятием цинизма и четкой границей между хорошим и дурным, при полном отсутствии пафоса или идеологиии. ("Мой класс" написан в 1949г., это первая книга Ф.Вигдоровой). В повествовании немало автобиографических черт - сама Фрида Вигдорова в 18 лет поехала в Магнитогорск учительницей начальных классов.Предваряет книгу предисловие И.Грековой, в конце - статья об авторе и отрывок из повести Л.Чуковской "Памяти Фриды". [Несколько страниц]
"Принц и нищий" Марка Твена - наше совместное чтение. Когда выбирали, что бы вслух почитать (нужно, чтобы и мне было интересно, и обоим ребятам нравилось), я как-то все проходила мимо этой книги, так как помнила, что Катя ее уже читала пару лет назад. А тут Катюшка призналась, что так и не дочитала тогда ее, потому что "началось страшное" - про казни, варенье в кипятке, отрезание ушей и т.д. Ну а вместе не так страшно - так что теперь читаем Твена втроем. Я обнаружила, что порядком подзабыла повесть и открываю ее заново вместе с детьми; текст простой, увлекательный, динамичный, иногда старомодно-трогательно наивный, - когда герой начинает объяснять самому себе и читателю, что он сейчас чувствует и что собирается предпринять:)
"Толстый мальчишка Глеб" Ю.Третьякова проглочен Катюшкой быстро и с удовольствием, хотя деревенская ребячья жизнь для нее - приблизительно такая же экзотика, что и похождения Тома Кенти. Претензия к тексту была только одна: [Вот эта]
А вот "Носкоеды" П.Шрута - это разочарование месяца. Я так ждала эту книгу: прочла о ней, во-первых, Очень Одобрительный Отзыв; во-вторых, аннотацию в Лабиринте, из коей следовало, что чехи прямо-таки души не чают в этих носкоедах (особенно подкупило обещание "тонкого юмора"), в-третьих, сканы первых страниц про маленького персонажа с симпатичным именем Хихиш, живущего со своим дедушкой в обычной квартире за потайной дверцей, - и решила, что это будет добрая, веселая, волшебная современная сказка. И...увы, увы и увы. Мир носкоедов, обещавший так много, оказался миром мафии и бандитских шаек; все персонажи носкоеды - либо преступники, либо их родственники; ничего лучшего автор для своих героев, к сожалению, не придумал(( Персонажи эти лишены каких-либо индивидуальных черт и отличаются только именами; всю книгу я в них путалась, запомнив лишь "сибиряка Василу" - все ж таки соотечественник (тоже криминальный элемент, само собой). По ходу книги персонажи совершают различные хаотичные действия (похищают родственников с целью выкупа, грабят магазины, борются за власть), - но все это как-то сумбурно и бестолково, а иногда они появляются просто чтобы исчезнуть, не оказав ни малейшего влияния на сюжет. Юмор оказался, видимо, чересчур тонким для меня - ни разу не возникло даже желания улыбнуться. Оформление - огромные пустые места на страницах и иллюстрации, запаздывающие на несколько глав - тоже симпатии не завоевало. Впрочем, вкусы у всех разные - выложу несколько страниц, чтобы можно было оценить текст; может, у кого-то сложится иное мнение. [Немного страниц]
Пример запаздывающих иллюстраций
Катя "Носкоедов" читать вообще не захотела, - полистала: - Извини, мам, мне это не интересно, - и выбрала для чтения "Чучело". Вот это оказалось стопроцентное попадание - сидела над книгой, не отрываясь, теперь хочет посмотреть фильм.
"Хищники нападают" из серии "Библиотека Мир 2.0" - на сегодня у нас одно из любимых совместных занятий. Обычно за ужином, когда мы собираемся вместе, я читаю условие, а потом все высказывают свои версии. Как правило, в 80% случаев ребята догадываются верно. И ужины стали значительно оживленней)) "Хищников", т.е. разные стратегии охоты мы уже почти закончили и переходим к 3-ей части - "Как не стать добычей": стратегии тех, на кого охотятся. Так что помимо познавательного, книги оказывают и положительный объединяющий эффект, на который я даже не рассчитывала:)