Как уже всем известно, Мелик-Пашаев будет издавать серию книг о медведе Эрнесте и мышке Селестин. Рада, что именно МП взялся за издание - не хотелось бы, чтобы чудесные книги были испорчены небрежным переводом или плохой печатью.
Создательница Эрнеста и Селестин - талантливая бельгийская художница Моник Мартан (Monique Martin). Идея создания детских книг пришла к ней в начале 80-х гг., когда за плечами художницы был уже долгий и успешный путь в искусстве (родилась Моник в 1928г.) Детская иллюстрация считалась тогда делом несерьезным и нестОящим, поэтому художница решила печататься под псевдонимом, взяв для него имена бабушки с дедушкой : Gabrielle + Vincent. Именно под этим псевдонимом Габриэль Венсан стала известна далеко за пределами Бельгии, а ее книги завоевали немало наград - и любовь маленьких и больших читателей.
Что отличает книги об Эрнесте и Селестин? Прежде всего, - искренний и серьезный тон. Автор не допускает ни слащавости, ни нарочитой "детскости", нередкой в книгах для маленьких. Мир Эрнеста и Селестин - не идеальный благоустроенный мирок, - это мир бедняков; прошлое, да и настоящее героев отнюдь не усыпано розами. Габриэль Венсан говорила, что рисует "то, что было пережито либо увидено". Она не страшится касаться непростых тем: болезни и смерти, нищеты, оставленности, - но говорит о них с неизменным тактом и деликатностью. Ни трагизма, ни безысходности: из любой ситуации находится выход, любые невзгоды Эрнест и Селестин одолевают вместе, а их привязанность делается глубже и крепче. Их мир - мир взаимной щедрости, доверия, нежности, любви Взрослого и Ребенка.
Безусловное достоинство книг - живой, выразительный рисунок. Рисунок и текст составляют неразрывное целое, усиливая и дополняя друг друга, но изображение все же доминирует. Оно порой обходится и без помощи текста, двигая вперед повествование, передавая мельчайшие оттенки эмоций... Рисунок сохраняет легкость и непосредственность наброска, хотя для каждого изображения художница делала 20 черновиков, чтобы в результате оставить один, самый точный.
Посмотреть книги об Эрнесте и Селестин можно, например, здесь, здесь и здесь А мне, в свою очередь, хочется показать одну любимую книгу, - не знаю, будет ли ее издавать МП, она не очень-то малышовая и стоит несколько особняком. А вообще, как всякая хорошая детская книга, она обращена в равной степени большим и маленьким.
- Селестин! Селестин, что ты делаешь? Где ты? Тебя совсем не слышно!
- Мне хочется... хочется ему сказать... спросить у него... - откуда я взялась?
- Мне столько нужно у него спросить...
- Что случилось, Селестин? - Мне бы хотелось... хотелось бы знать... - Что тебе хотелось бы знать?
- Что такое, Селестин? Ну, что, моя маленькая? - Эрнест... - Скажи мне, Селестин. Говори же. Посмотри-ка на меня...
- Чего тебе бы хотелось? Я тебя слушаю.
- Ты не хочешь сказать? Хорошо, я сейчас заполню бумаги, а потом пойдем за покупками.
- Ей хотелось бы знать! Что ей хотелось бы знать? Я всегда боялся ее вопросов.
- Так. Так, так... Но сначала сходим за покупками: в аптеку, к сапожнику, в булочную, на почту и за овощами. Надень туфли.
- Эрнест?! - Ей бы хотелось, ей бы хотелось! Ее вопросы! Я давно этого ждал!..
- Если уж она такая, значит, что-то готовится...
- Я должен сказать ей. Нужно все ей рассказать! СКАЗАТЬ ПРАВДУ.
- Мне бы хотелось знать, как я родилась, Эрнест! - (Так и есть!)
- Как... КАК я родилась? - Что ж... ты родилась. - А как? Где я была? - Ты была... - Где я была?
- Ты была... такая маленькая, такая хорошенькая. Я услышал тебя и взял с собой... - Где ты меня взял? - Я тебя взял и положил вот сюда, на свой воротник... - ГДЕ ЖЕ ты меня взял? - Я взял тебя... в большой корзине. - В корзине? - Да... то есть нет. В баке. В большом баке. На площади. Я подметал... шел дождь... - Почему я там оказалась? На улице. Почему я была там?
- Почему я там оказалась, Эрнест? - Не знаю. Но ты была там. - ПОЧЕМУ я там оказалась? - Я не знаю. - Я была совсем одна? - Да, совсем одна. Я взял тебя и принес домой в своем большом воротнике. Я был так счастлив... - Скажи, Эрнест, а большой бак - что это было? Это был мусорный бак? - Да...да. - Кто же оставил меня в мусорном баке? Кто меня там оставил?
- Кто оставил меня в этом баке, Эрнест? - Я не знаю, Селестин. Не могу тебе сказать. - Это мои родители? Почему? - Они, наверное, не могли позаботиться о тебе. - Может быть, они меня потеряли? - А может быть, они не успели о тебе позаботиться... А в моей жизни для тебя было много, много места.
- Ты вот так держал меня? Весь день? - Да, весь день. - Какая я была? - Совсем маленькая.
- Я закрывала глаза? - Да, а я ждал, когда ты их откроешь. С бутылочкой. Такой малюсенькой бутылочкой. Я купал тебя в этом тазике. А это твоя первая колыбелька. Я и кроватку тебе сделал малюсенькую.
- Я смотрел, как ты спишь... - Я была вот такая? - Куда это я задевал свои тетради с записями... - Поищи! Ищи хорошенько! - Я ее рисовал?.. - Это я?
- Я столько писал?.. И так часто рисовал ее... Я делал записи каждый день. - Что ты писал? - "Третьего марта Селестин открыла глазик". "20 мая Селестин мне улыбнулась". Я сделал тебе маленькую люлечку. - Чтобы меня убаюкивать? - А однажды ты заболела. В больнице. - И что тогда?
- Я принес тебя домой.
- Я выздоровела? - Я тебя вылечил. - Как? - Не знаю, да только вылечил.
- Начни сначала всю историю. Нет, с самого начала, Эрнест! - Я подметал... - Ты позабыл мусорный бак! - Еще раз, Эрнест... - Ну так вот... - Продолжай, Эрнест...
- А давай играть! Это будет мусорный бак, в котором ты меня нашел, хорошо? Будем играть?
- Ты идешь играть? Мы пойдем на то место, вдвоем? - Да. Это было здесь. Шел дождь, как сегодня...
- Вот здесь? - Да, именно здесь. - Как хорошо, что ты меня услышал, правда?..
-Я рад тому, как она все приняла. Каждый день я должен пересказывать эту историю, ничего не пропуская. Она знает ее наизусть. К вечеру я чувствую себя уставшим...но счастливым.