Эрнест и Селестин

Jun 19, 2014 13:31

Как уже всем известно, Мелик-Пашаев будет издавать серию книг о медведе Эрнесте и мышке Селестин. Рада, что именно МП взялся за издание - не хотелось бы, чтобы чудесные книги были испорчены небрежным переводом или плохой печатью.




Создательница Эрнеста и Селестин - талантливая бельгийская художница Моник Мартан (Monique Martin). Идея создания детских книг пришла к ней в начале 80-х гг., когда за плечами художницы был уже долгий и успешный путь в искусстве (родилась Моник в 1928г.) Детская иллюстрация считалась тогда делом несерьезным и нестОящим, поэтому художница решила печататься под псевдонимом, взяв для него имена бабушки с дедушкой : Gabrielle + Vincent. Именно под этим псевдонимом Габриэль Венсан стала известна далеко за пределами Бельгии, а ее книги завоевали немало наград - и любовь маленьких и больших читателей.

Что отличает книги об Эрнесте и Селестин? Прежде всего, - искренний и серьезный тон. Автор не допускает ни слащавости, ни нарочитой "детскости", нередкой в книгах для маленьких. Мир Эрнеста и Селестин - не идеальный благоустроенный мирок, - это мир бедняков; прошлое, да и настоящее героев отнюдь не усыпано розами. Габриэль Венсан говорила, что рисует "то, что было пережито либо увидено". Она не страшится касаться непростых тем: болезни и смерти, нищеты, оставленности, - но говорит о них с неизменным тактом и деликатностью. Ни трагизма, ни безысходности: из любой ситуации находится выход, любые невзгоды Эрнест и Селестин одолевают вместе, а их привязанность делается глубже и крепче. Их мир - мир взаимной щедрости, доверия, нежности, любви Взрослого и Ребенка.

Безусловное достоинство книг - живой, выразительный рисунок. Рисунок и текст составляют неразрывное целое, усиливая и дополняя друг друга, но изображение все же доминирует. Оно порой обходится и без помощи текста, двигая вперед повествование, передавая мельчайшие оттенки эмоций... Рисунок сохраняет легкость и непосредственность наброска, хотя для каждого изображения художница делала 20 черновиков, чтобы в результате оставить один, самый точный.

Посмотреть книги об Эрнесте и Селестин можно, например, здесь, здесь и здесь
А мне, в свою очередь, хочется показать одну любимую книгу, - не знаю, будет ли ее издавать МП, она не очень-то малышовая и стоит несколько особняком. А вообще, как всякая хорошая детская книга, она обращена в равной степени большим и маленьким.

[Вопросы Селестин]






- Селестин! Селестин, что ты делаешь? Где ты? Тебя совсем не слышно!



- Мне хочется... хочется ему сказать... спросить у него... - откуда я взялась?



- Мне столько нужно у него спросить...



- Что случилось, Селестин?
- Мне бы хотелось... хотелось бы знать...
- Что тебе хотелось бы знать?



- Что такое, Селестин? Ну, что, моя маленькая?
- Эрнест...
- Скажи мне, Селестин. Говори же. Посмотри-ка на меня...



- Чего тебе бы хотелось? Я тебя слушаю.



- Ты не хочешь сказать? Хорошо, я сейчас заполню бумаги, а потом пойдем за покупками.



- Ей хотелось бы знать! Что ей хотелось бы знать?
Я всегда боялся ее вопросов.



- Так. Так, так... Но сначала сходим за покупками: в аптеку, к сапожнику, в булочную, на почту и за овощами.
Надень туфли.



- Эрнест?!
- Ей бы хотелось, ей бы хотелось! Ее вопросы! Я давно этого ждал!..



- Если уж она такая, значит, что-то готовится...



- Я должен сказать ей. Нужно все ей рассказать! СКАЗАТЬ ПРАВДУ.



- Мне бы хотелось знать, как я родилась, Эрнест!
- (Так и есть!)



- Как... КАК я родилась?
- Что ж... ты родилась.
- А как? Где я была?
- Ты была...
- Где я была?



- Ты была... такая маленькая, такая хорошенькая. Я услышал тебя и взял с собой...
- Где ты меня взял?
- Я тебя взял и положил вот сюда, на свой воротник...
- ГДЕ ЖЕ ты меня взял?
- Я взял тебя... в большой корзине.
- В корзине?
- Да... то есть нет. В баке. В большом баке. На площади. Я подметал... шел дождь...
- Почему я там оказалась? На улице. Почему я была там?



- Почему я там оказалась, Эрнест?
- Не знаю. Но ты была там.
- ПОЧЕМУ я там оказалась?
- Я не знаю.
- Я была совсем одна?
- Да, совсем одна. Я взял тебя и принес домой в своем большом воротнике. Я был так счастлив...
- Скажи, Эрнест, а большой бак - что это было? Это был мусорный бак?
- Да...да.
- Кто же оставил меня в мусорном баке? Кто меня там оставил?



- Кто оставил меня в этом баке, Эрнест?
- Я не знаю, Селестин. Не могу тебе сказать.
- Это мои родители? Почему?
- Они, наверное, не могли позаботиться о тебе.
- Может быть, они меня потеряли?
- А может быть, они не успели о тебе позаботиться... А в моей жизни для тебя было много, много места.

- Ты вот так держал меня? Весь день?
- Да, весь день.
- Какая я была?
- Совсем маленькая.



- Я закрывала глаза?
- Да, а я ждал, когда ты их откроешь. С бутылочкой. Такой малюсенькой бутылочкой. Я купал тебя в этом тазике. А это твоя первая колыбелька. Я и кроватку тебе сделал малюсенькую.



- Я смотрел, как ты спишь...
- Я была вот такая?
- Куда это я задевал свои тетради с записями...
- Поищи! Ищи хорошенько!
- Я ее рисовал?..
- Это я?



- Я столько писал?.. И так часто рисовал ее... Я делал записи каждый день.
- Что ты писал?
- "Третьего марта Селестин открыла глазик". "20 мая Селестин мне улыбнулась".
Я сделал тебе маленькую люлечку.
- Чтобы меня убаюкивать?
- А однажды ты заболела. В больнице.
- И что тогда?



- Я принес тебя домой.



- Я выздоровела?
- Я тебя вылечил.
- Как?
- Не знаю, да только вылечил.



- Начни сначала всю историю. Нет, с самого начала, Эрнест!
- Я подметал...
- Ты позабыл мусорный бак!
- Еще раз, Эрнест...
- Ну так вот...
- Продолжай, Эрнест...



- А давай играть! Это будет мусорный бак, в котором ты меня нашел, хорошо? Будем играть?



- Ты идешь играть?
Мы пойдем на то место, вдвоем?
- Да. Это было здесь. Шел дождь, как сегодня...



- Вот здесь?
- Да, именно здесь.
- Как хорошо, что ты меня услышал, правда?..

-Я рад тому, как она все приняла. Каждый день я должен пересказывать эту историю, ничего не пропуская. Она знает ее наизусть. К вечеру я чувствую себя уставшим...но счастливым.

Габриэль Венсан, французские книги

Previous post Next post
Up