Есть очень интересная методика развития. В некоторых странах (в Америке в первую очередь) она широко востребована и ее используют даже в яслях детских садов!
Уже в возрасте 8-10 месяцев (!!!) ребенок сможет доложить вам, что он хочет есть/пить/поиграть/сменить подгузник/и проч., а также, что ему больно/страшно/холодно и проч.
Авторы методики гарантируют результат!
Я лично занималась по ней с моим малышастиком и была очень довольна эффектом! О нашей истории я также расскажу в этом посте.
Методика подойдет ТОЛЬКО для прогрессивных мам, живущих в 21 веке! Если вы консерватор и не готовы воспринимать новое без предубеждений и предрассудков, то низачто и никогда даже не вздумайте заходить под кат и читать мой пост далее!!!
Честно говоря, этим постом я рискую натолкнуться на непонимание со стороны некоторых читателей, ведь в России эта методика еще "не набрала обороты", но я все-таки рискну, ведь игра стоит свеч! А наши малыши заслужили быть "понятыми" и "развитыми".
Сейчас по этой методике переводятся на русский язык книги, делаются видео-программы (в России уже несколько лет этим занимается как небезызвестная компания "Умница", так и другие фирмы).
Я всегда хотела понимать потребности и чувства своего малыша, и оказалось, что это вполне возможно!!!
Маленькая предыстория. Еще будучи беременной я прочитала, что младенцы в разных ситуациях, когда их что-то беспокоит, по-разному плачут. Я была удивлена, но уже в роддоме пыталась определить что же именно беспокоит моего малыша именно в этот момент, именно во время конкретно этого плача. И даже достигла некоторых успехов, ведь действительно, когда ребенок хотел есть, или ему было больно, или мокро, или он хотел спать - он плакал по-разному! Моя наблюдательность приносила свои плоды и облегчала как жизнь моего малыша, так и мою. Но мой пост не об этом
Время шло, ребенок рос и потребности ребенка менялись, а также и его физические возможности. Только одной моей наблюдательности уже явно не хватало. На помощь мне пришла эта методика, авторами которой являются американские психологи Линда Акредоло и Сьюзен Гудвин.
Итак, перейдем наконец к сути методики. Суть методики - применение при общении с ребенком специальных детских знаков-жестов. Показ жеста идет параллельно (но не вместо!) с речью мамы или другого взрослого. Чуть позже ребенок (при необходимости с его стороны) сам начинает показывать жесты, обозначающие определенные предметы или действия. Ребенок имеет возможность общаться в самом раннем возрасте, а затем и раньше начинает говорить словами.
Каким именно знакам можно обучить малыша и как обучать его ими пользоваться вы узнаете из книг, которые я привожу ниже.
Если начать показывать ребенку определенные жесты в 6 месяцев, то уже в возрасте 8-10 месяцев (!!!) ребенок сможет доложить вам, что он хочет есть/пить/поиграть/сменить подгузник/и проч., а также, что ему больно/страшно/холодно и проч.
У него будет развита моторика, т.к. он тренирует свои пальчики лучше и, главное, с бОльшей охотой, чем при применении пальчиковой гимнастики. И следовательно, как вы понимаете, ребенок раньше начнет говорить и его словарный запас будет больше, чем у сверстников (только надо не забывать при этом почаще ребенку читать книги
). Это результаты исследований положительного влияния применения этой методики на детей и их взаимоотношения с родителями. И я подкрепляю их своими личными наблюдениями за собственным ребенком.
Дополнительные бонусы, которые дает эта методика (по уверению авторов):
+ ребенок становится спокойнее, т.к. вы понимаете его быстрее и можете повлиять на ситуацию не дожидаясь истерики (примечание от меня: правда характер ребенка все-равно не изменится
)
+ ребенок становится более уверенным в себе;
+ улучшается работа мозга;
+ совершенствуются навыки чтения (должно проявиться в будущем).
Я начала обучать своего ребенка жестам, когда ему было 10 месяцев (думаю, мне стоило начать пораньше
). В 13 месяцев мой ребенок показал свой первый жест, при этом он уже и говорил некоторые слова типа "мама", "папа" и прочие по возрасту. Через месяц наш словарный запас пополнился еще на несколько жестов и обычных слов. К 1,5 годам мы уже полностью отказались от жестов и говорили самыми обычными словами. По сути в нашей семье ребенок активно пользовался жестами всего около 4-5 месяцев, но результатами я более чем довольна.
Надо сказать, что я ввела в оборот в нашей семье всего лишь около 15 жестов. Я не рискнула вводить больше. Не потому что не могла, а потому что опасалась, что жесты могут заменить ребенку слова и ему будет комфортнее общаться жестами, чем словами. Благо такой миф бродит на некоторых российских форумах, посвященных обсуждению этой методики. В нашей семье этот миф себя не оправдал, можно сказать, что он вполне успешно был развенчан. Хотя, думаю, что родители сами для себя в какой-то момент должны сказать "стоп" и не перегибать палку изучая целый язык жестов, чтобы миф не стал реальностью. Я за разумное применение этой методики!!!
Обучать ребенка жестам совсем несложно, но нужно набраться терпения, т.к. результаты появятся не сразу, несколько месяцев вам будет казаться, что вы работаете в пустую. Возможно, что даже не все члены семьи вас поддержат, какая-нибудь из бабушек обязательно скажет "зачем это все, ведь ребенок не глухонемой".
Для достижения наилучших результатов по данной методике оптимальным решением будет ознакомиться хотя бы с одной посвященной ей книгой. Именно книгой, а не видео, и уж тем более не статьями в интернете.
Почему я считаю, что нужна именно книга? Именно из книги вы сможете узнать все хитрости как именно стоит показывать жесты, а каких ошибок надо постараться избежать. Именно из книги вы узнаете о достоинствах этой методики в полном объеме и она будет для вас наилучшим мотиватором, чтобы не останавливаться и достичь результата, т.к. риск сойти с намеченного пути будет велик, ведь результаты от применения методики проявятся не сразу. Именно книга ответит на большинство ваших вопросов по этой методике и развенчает мифы. Кроме того, вы узнаете реальные истории реальных людей.
Почему я против видео? Чтобы достичь эффекта от этой методики нужно показывать жесты при непосредственном взаимодействии с ребенком при возникновении реальных обстоятельств, происходящих в жизни малыша. В фильмах-развивашках обрисовывается вымышленная ситуация, описываемая в основном в стихотворной форме непонятной тётей. Кроме того, чтобы ребенок смог понять что именно значит тот или иной жест и как правильно его показывать, малышу нужно его увидеть многократно. Усаживать 6-месячного малыша перед телевизором для этой цели я считаю преступлением против здоровья ребенка. Если посмотреть видео пару раз, то на здоровье это не отразится, но и эффекта от методики не будет... Видео может быть полезно разве что самим родителям как пример того, как можно дополнительно обыграть эти жесты для наилучшего запоминания их ребенком.
Ох, ну и понаписала же я всего... И это наверно лишь 0,1% от всего того, что можно прочесть в книге...
А теперь о книгах, которые я могу посоветовать. Для занятий по методике одной книги вполне достаточно.
1. "Как разговаривать с ребенком, когда он еще не умеет говорить?"
Авторы - Линда Акредоло, Сьюзен Гудвин, Дуг Абрамс.
Эта книга написана самими авторами методики - профессором психологии, которая известна по всему миру своими работами в области развития детских способностей и профессором детской педагогики. Поэтому это лучшая книга на данную тематику. Правда фото, которые есть в книге немного подкачали :(
Эта книга в новой обложке - "Детские знаки или Как разговаривать с ребенком, который еще не умеет говорить" - в
ОЗОН, в
Лабиринте, в
My-shop, в
Read.ru 2. "Все могу сказать без слов! Увлекательные разговоры с малышом с помощью естественных знаков и жестов"
Автор Терезия Василовчик-Шустова
Этой книги у меня дома нет. Но не потому, что она плохая. Просто я на нее наткнулась, когда нам было уже более 1,5 лет и мы уже "завязали" с этой методикой, т.к. во всю общались словами. Покупать ее для меня смысла уже не было.
"Все могу сказать без слов!" в
Лабиринте, в
My-shop, в
Read.ru, в
Озоне 3. "Понималка. Детский язык жестов". DVD-диски
Если вы и решитесь купить эти диски, то покупайте их ДЛЯ СЕБЯ, а не для ребенка. Не стоит усаживать малыша за телевизор. Особого эффекта вы, скорее всего, не добьетесь, а вот зрение малышу посадите. Купите лучше книгу!!!
"Понималка. Детский язык жестов" в
Озоне И напоследок. Методике Монтессори около 100 лет, но в Россию она пришла окончательно около 20 лет назад. Т.е. 80 лет мы теоретически могли пользоваться этой методикой, как это делали люди в других странах, но мы потеряли это время.
Методике, описываемой мною в этом посте, сейчас около 20 лет. Люди! Давайте не будем ждать еще 80 лет до осознания большинством населения нашей страны необходимости развивать ребенка с помощью жестов и будем идти в ногу со временем уже сейчас :)
И еще. Чем раньше вы начнете заниматься по этой методике, тем бОльших результатов вы достигнете!
Удачи!!! И взаимоПОНИМАНИЯ вам с вашим малышом!!!