Орнамент русского народного костюма. Батик "Ритмы русского орнамента"

Jul 18, 2019 16:35


Изучение традиционной русской одежды - это одна из интерестнейших и сложных тем для исследования. Связано это с большим ее разнообразием и к сожалению не всегда полной сохранностью комплекса.

Даже в настоящее время одежда может нести много информации: указывает на пол, возраст, социальный статус, религиозную принадлежность, назначение и пр. В прошлом значение одежды было более регламентировано и канонично.

Народный традиционный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, как правило состоящий из следующих элементов: основная многослойная одежда, обувь, комплекс украшений, головной убор, верхняя одежда и даже прическа и грим. В зависимости от комбинирования тех или иных элементов комплекс нес множество текстов определяющих роль носителя костюма.

Итак традиционный русский костюм классифицируют по следующим признакам:

- региональному (южнорусский поневный и северорусский сарафанны комплексы и др.);

- этнолокальному;

- половозрастному (детский, молодых и пожилых женщин и мужчин);

- степени зажиточности владельца;

- сословной принадлежности (к однодворцам, казачеству и т. д.);

- социально-бытовых функций (рабочие, будничные, праздничные и обрядовые: свадебные, погребальные, траурные, пожнивные);

- практического назначения (нательная, горничная, верхняя одежда).



Основными причинами использования материалов для изготовления костюма были само собой доступные природные материалы, так как население главным образом существовало за счет натурального хозяйства. Так в каждом регионе со временем сформировались свои особенности, что сказывалось на его разнообразие.

Однако не смотря на это исследователи все же выделяют общие материалы и приемы декорирования одежды. Вообще именно в традиционном народном костюме органично соединились различные виды декоративного творчества: ткачество, вышивка, кружевоплетение, низание, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, птичьих перьев, речного жемчуга, перламутра, цветных граненных стеклышек и др.

Орнамент

В Древней Руси орнамент всегда имел обрядовое, магическое значение и часто служил «оберегом». Семантика узоров вбирала в себя представление людей о природе.

Форма орнамента русского традиционного костюма имела 2 основных вида (геометрическую и свободную) и зависела от техники его исполнения, например если это вышивка по счету нитей ткани то орнамент получался строго геометрический, подчиненный переплетению волокон ткани, а если например это набойка то орнамент имел форму плавных изогнутых мотивов.

В традиционной русской одежде выделяют 4 основных вида орнамента:

- геометрический. Состоит из различных фигур, крестов, точек, линий или лент, зигзагов, спиралей; меандров - изломанная непрерывно кривая под прямым углом линия, образующая ряд спиралей; треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полукругов, эллипсов; вязи или шрифтовый орнамент, который использовался в украшении культовой одежды;

- растительный. Изображение флоры - реалистичное, как на павлово-посадских платках, или упрощенно стилизованное, до утраты сходства. Лист превращается порой в игру изогнутых линий. Гирлянды ветвей, листьев и плодов украшают русские кашемировые шали. Излюбленный мотив - рисунок «огурцы», пришедший с Востока и доработанный русскими мастерицами;

- зооморфный. Включает изображения зверей, обитателей морей, пресмыкающихся, насекомых, сказочных существ. Образы львов, барсов, медведей и орлов как символов власти и силы присутствуют на гербах;

- антропоморфный. Использовались и рисунки отдельных частей человеческого тела - сердце, глаз, нога, рука. Антропоморфный орнамент украшает многие детали костюма, вышитые крестиками - наплечники рубах (деталь рукава), передники, убрусы (головной убор).

Также в орнаментике вышивок часто встречаются сказочные персонажи. Птица Сирин - райская птица с ликом девы, своего рода эмблема счастья. Кентаврас: мужской торс слит с туловищем коня - образ доброго удалого человека, скачущего конем. Единорог - конь с рогом на лбу, наделенный особой силой, способной поражать злые помыслы людей. Русалка - женщина с рыбьим хвостом, сопровождавшая корабли в дальних плаваниях. Сказочные чудовища: сенмурава - полусобака, конь-хищник, конь-птица, конь-лев. Все они широко представлены в русском орнаментальном искусстве.

Мистическая составляющая русского орнамента, его глубокий символический текст, разнообразие форм и образов часто становится источником вдохновения современных художников. Я не исключения. Очень давно эта тема заинтересовала меня как художника и осуществилась в декоративном панно. В 2007 г. я создала батик, который через месяц прошёл на молодежную всероссийскую выставку Москвы. Это была моя первая выставка данного уровня. Батик был посвящен орнаменту русской вышивки и был создан из разных расписанных техникой холодного батика кусков ткани, соединенных в последствие в единую композицию. Название - «Русская вышивка».



Русская вышивка

К сожалению, некоторые части данного батика были повреждены. Однако я все же решилась дать новую жизнь оставшимся целым элементам!

Я приняла решение расширить тему и за основу будущего панно взяла не только строгий геометрический орнамент счетной вышивки русского костюма, но и плавный изогнутый растительный и животный орнамент набойки русского костюма.



Доски для набойки

Авторским решением является изменение масштаба орнамента, а также его цвета.

Первое что я сделала - это отобрала сохранившиеся элементы, поправила их рисунок при необходимости.

Работа также создавалась из кусков ткани, только рисунок наносился на уже готовом собранном полотне.

Далее подобрала недостающие куски ткани и создала на них фон из кракелюр при помощи воска и красителей розового и изумрудного цветов. Это было необходимо композиционно, поскольку белый фон не соответствовал уже имеющимся фрагментам. Также такой фон заменяет грунтование ткани, поскольку после такого покрытия ткань становится плотной и пропитанной и при дальнейшей запланированной росписи краска не ней не растекается, сохраняя четкий рисунок.

После этого я соединила куски в одно полотно, натянула его на ткань и уже начала непосредственный этап росписи:

1. Обогащение контуром белого цвета старых элементов расписанных в технике холодного батика.



2. Распределение будущего орнамента при помощи листов белой бумаги. Очерчивание границы карандашом.



3. Нанесение рисунка при помощи штампов. Их 3.







4. Роспись, набрыз краски через трафарет (через кружево).



5. Роспись кистью разных цветов акриловыми красками.



6. Дальнейшая роспись кистью и использование простых штампов (кругов), дополнение рисунка белым контуром.



7. Декорирование орнамента бисером и стеклярусом.



Ритмы русского орнамента

Previous post Next post
Up