Originally posted by
s0no at
Если ты меня любишь, то..., или Об эмоциональном шантаже (часть 2) В комментариях к первой части поста мне написали: "Эдак получается, что все человеческие взаимоотношения не что иное, как шантаж". Это совсем не так. Чтобы пояснить разницу. я вернусь и приведу еще одну цитату из первой части книги.
Здесь шантажа нет
Моя подруга Дениз после издания фотоальбома, над которым она работала более года, рассказала историю о себе и подруге Эми, с которой училась вместе в школе, а потом работала. Дениз было интересно узнать, не шантажировала ли ее Эми, используя субъективные переживания. Вот что она рассказала.
"Сначала мы могли говорить обо всем. Мы часами обсуждали предстоящую самостоятельную жизнь - обе начинали работу в крупных компаниях и обе иногда скучали по школьным годам. Мы много говорили о том, как нелегко самим зарабатывать на жизнь, и поддерживали друг друга. Мы были по-настоящему близкими людьми, пока я не рассказала Эми об этой книге.
Казалось, что она рада за меня, но вскоре она позвонила и сказала: «Знаешь, я немного завидую. Я так много работаю и почти ничего не добилась. Мне будет спокойней, если бы ты пока не говорила о своей работе и как она тебе нравится. У меня это самое больное место». Я сказала: ладно, не буду. Мы сменили тему и потом как ни в чем не бывало стали обсуждать ее работу.
Теперь, если я заговариваю о своей книге, она меня прерывает и говорит, что ее подобные рассказы не интересуют. Это становится чем-то вроде закрытой темы, но мне Эми нравится, и я стараюсь играть по ее правилам".
На первый взгляд может показаться, что Эми давит на Дениз, чтобы контролировать взаимное общение и решать, о чем можно говорить, а о чем нельзя. Но это не так. Эми честно призналась в своих чувствах и заботится о себе, установив границы рассказам Дениз о своих успехах. Эми имеет на это право. Это по-человечески - завидовать тому, что кто-то получает то, о чем мечтали мы, особенно если у нас идет черная полоса. Иногда нам хочется избежать разговоров на определенную тему, и, как Эми, мы вправе установить границы. Дениз имеет право решить, что ей не нравятся установленные границы, и либо выражать свое неудовольствие, либо проводить с Эми меньше времени.
В этой ситуации Эми ничем не угрожала - ни прямо, ни косвенно - и не говорила, что произойдет, если Дениз не выполнит ее требований. Здесь также нет никакого давления, только заявление о требованиях и своих чувствах. Да, существует конфликт. Да, Дениз неприятны изменения в их отношениях. Да, здесь замешаны некоторые сильные чувства. Но нет эмоционального шантажа.
Пересечение границы
Теперь давайте посмотрим на ту же ситуацию, добавив к ней компонент эмоционального шантажа. Думаю, вы увидите, как изменится атмосфера и сценарий ситуации. Допустим, что Эми, услышав новости о книге Дениз, сказала бы что-то вроде этого: «Я так рада за тебя! Знаю, что у тебя много забот. Давай вместе работать над книгой. Я буду тебе помогать».
Когда Дениз говорит, что ей не нужна помощь, Эми восклицает: «Я думала, что мы подруги! Ты знаешь, что у меня сейчас трудное положение после развода с Роджером и плохо с деньгами. У меня такая депрессия, что я едва могу работать. Я думала, что ты такой человек, который поможет в беде».
Поскольку Эми встречает отказ, она переходит к прессингу, призывая к великодушию Дениз. «Не могу представить, что ты не можешь поделиться со мной своей удачей, - говорит она. - Ты ведь знаешь, что я для тебя ничего не пожалела бы». Она называет Дениз эгоистичной и жадной и подчеркивает безвыходность своей ситуации, в то же время угрожая порвать отношения, если не станет помощницей Дениз. Наконец Дениз уступает ей.
Этот сценарий содержит все элементы эмоционального шантажа: требование, сопротивление, прессинг, угрозы и уступки. И этот сценарий ждет своего повторения.
Ну и под катом - продолжение конспекта книги.
В ШАНТАЖЕ УЧАСТВУЮТ ДВОЕ
В шантаже участвуют двое. Это дуэт, а не сольное исполнение, он невозможен без активного участия жертвы. Я знаю, что в действительности ощущения от эмоционального шантажа совсем другие, и понимаю, что абсолютно естественно защищать собственное поведение. Но чтобы разорвать взаимоотношения шантажиста и жертвы, необходимо обратить свое внимание внутрь себя и посмотреть на факторы, которые приводят вас (часто бессознательно) к участию в эмоциональном шантаже.
Прошу вас запомнить: когда я говорю об участии в шантаже, то имею в виду не то, что вам удалось спровоцировать его или вызвать, а то, что вы просто позволили ему произойти. Вы можете даже не понимать, что чьи-то требования необоснованны. Создается впечатление, что вы лишь выполняете обязанности хорошей жены, служащего, дочери или сына и принимаете (почти безоговорочно) предпочтения партнера, потому что знаете, что вам следует делать именно это.
Либо вы чувствуете, что вас шантажируют, но не можете сопротивляться, поскольку давление шантажиста вызывает автоматическую, чуть ли не запрограммированную реакцию. Имейте в виду, что не все отвечают на шантаж уступками. Для начала подумайте над несколькими вопросами и ответьте на них.
При давлении шантажиста выделаете следующее:
• постоянно ругаете себя за то, что уступаете его требованиям;
• чувствуете подавленность и обиду;
• переживаете и считаете себя плохим человеком, если не уступаете;
• боитесь, что отношения разрушатся, если вы не уступите;
• становитесь единственным, к кому обращается шантажист, даже если у него есть возможность обратиться к другим;
• верите, что долг перед шантажистом выше, чем собственные интересы.
Если вы ответили положительно хотя бы один раз, ваша реакция на давление помогает создавать идеальный климат для эмоционального шантажа.
Болевые точки
Почему некоторые люди уязвимы для эмоционального шантажа, в то время как другие просто отмахиваются от него? Ответом являются наши болевые точки - чувствительные сплетения эмоций внутри каждого из нас. Каждая точка напоминает аккумулятор, заряженный незаконченными психологическими делами: незабытыми обидами, чувством вины, незащищенности и уязвимости. Эти точки формируются основными свойствами темперамента, чувствительностью и детским опытом. Каждая точка содержит несколько ярких уровней личного опыта: отношения к нам, представления о самом себе, а также глубины и характера впечатлений о прошлом.
Чувства и воспоминания, хранящиеся в болевых точках, могут причинять острую боль, и если текущие события напоминают нам то, что похоронено глубоко внутри, эти чувства и воспоминания подавляют логику и вызывают поток чистых эмоций, которые долгое время набирали силу внутри нас.
Вы можете даже не помнить события, сформировавшие болевую точку, и когда речь заходит о сложности вашего поведения, не всегда можете явно выделить причины и следствия поступков. Но если вы когда-нибудь интересовались, где хранятся воспоминания о чувствах, поищите их в болевых точках.
Карта для шантажиста
На протяжении долгих лет наш эмоциональный ландшафт заполняется болевыми точками, и многие стремятся строить свою жизнь так, чтобы их миновать. Кстати, самый распространенный способ, который используется для того, чтобы справиться с болевыми точками, можно описать четырьмя словами: «избегать их любой ценой». Но как только мы применяем этот способ, то открываемся для окружающих больше, чем сами догадываемся об этом.
По мере того как мы пробираемся мимо болевых точек и стараемся их не задеть, мы практически рисуем карту нашего психологического ландшафта, которую близкие нам люди смогут легко прочитать.
Все мы знаем, к чему чувствительны окружающие нас люди: кто-то боится гнева, кто-то стремится взять на себя вину. Но большей частью мы привыкли сострадать ближними поэтому не используем свои знания с дурными намерениями. Когда шантажист чувствует себя в безопасности, он тоже этого не делает. Но при сопротивлении его страх лишения пробуждается. Он забывает о сострадании и использует в своих целях всю доступную информацию.
Сила жалости
Моя клиентка Пэтти, правительственная чиновница, выросла в доме, где не видела счастья на протяжении всех детских лет. Ее мать страдала глубокими депрессиями и часто исчезала в своей комнате на многие часы и даже дни. Пэтти часто шутит: «Мама проспала все мое детство», - но она помнит, что всегда ощущала присутствие своей матери и понимала, что ей нужно стараться играть тихо, чтобы не побеспокоить ее.
«Я всегда была независимой, но беспокоилась о ней. Мамы других детей не болели так часто, а моя ложилась в постель при любом недомогании. Мне удавалось почти ощущать ее - по звукам, которые доносились из-за двери ее комнаты, я могла сказать, спит она или бодрствует. Если мама крепко спала, я заглядывала к ней в комнату и прислушивалась к звуку дыхания, чтобы убедиться, что с ней все в порядке. Это являлось частью моей работы, когда папа отсутствовал».
Это была тренировочная площадка для «кровоточащего сердца». Когда мы близко общаемся с родителем или другим важным для нас человеком, мы становимся сверхчувствительными. Каждый взгляд, каждый вздох, каждый оттенок голоса значителен, и мы даже ощущаем самочувствие такого человека, как Пэтти, по нюансам дыхания. Однако ребенок здесь ничем не может помочь.
Как мы убедились, многие из нас в детском возрасте хотели бы переменить жизнь к лучшему, а когда повзрослеют, то стремятся воспроизвести ситуации из нашего детства, чтобы поправить их теперь, когда в состоянии это сделать.
«Вы знаете поговорку: «Женщина выходит замуж за своего отца»? Я вышла замуж за мать. Джо явно не так подвержен депрессии, как моя мама, - кстати, я обожаю его за энергичность, когда он счастлив. Но у него слишком легко меняется настроение. Джо так же вздыхает, когда огорчен, так же идет в свою комнату прилечь, как делала это моя мама, и когда он так поступает, просыпаются мои старые привычки. Джо говорит, что мне удается читать его мысли. Когда он начинает печалиться, я могу догадаться, в чем проблема, или заставить его выговориться так, как никто другой. Когда мы стали жить вместе, мне нравилось чувствовать, что мы подходим друг другу и что я могу сделать его счастливым.
Жизнь с ним похожа на прогулку с ребенком по магазину игрушек. Знаете, это когда некоторые дети берут с прилавка дорогую игрушку, совсем не ту, за которой вы пришли, и не желают с ней расставаться. А потом, когда вы кладете эту игрушку обратно на полку, они выглядят так, словно расстались с лучшим другом. А я покупаю эту вещь, чтобы ребенок улыбнулся. Разве это так плохо?»
«Кровоточащее сердце» приносит большие выгоды, когда облегчает участь «мучеников». Вы вытаскиваете человека из глубин отчаяния и возвращаете его к жизни. Радость «помощи» часто настолько ослепляет нас, что мы не замечаем, что нами манипулируют с помощью жалости. Дайте «мученикам» то, чего они хотят, - и вот они уже мгновенно вылечились.
Когда «мученики» встречают свои жертвы, «кровоточащие сердца», последние чувствуют себя беспомощными перед лицом страдания и тут же бросаются на помощь. Но, соглашаясь на каждое орошаемое слезами требование, они становятся еще более беспомощными, неспособными остановить личное страдание, которое происходит от игнорирования собственных нужд
Мы сами воспитываем шантажистов
Эмоциональному шантажисту необходимо обучение и практика. Кто может это ему предоставить? Вы. Кто еще может показать ему с абсолютной точностью, что данный метод на вас действует? Что такому давлению вы всегда уступаете? Что с помощью именно этого инструмента можно нащупать вашу самую уязвимую точку?
Возможно, вы никому не вручали руководство по эмоциональному шантажу, но шантажист сам видит вашу реакцию на его пробные попытки и обучается, глядя на то, что вы делаете и чего не делаете. Следующий список поможет вам определить свою квалификацию в качестве личного тренера эмоционального шантажиста.
При давлении со стороны шантажиста вы поступаете следующим образом:
• извиняетесь;
• убеждаете и аргументируете;
• спорите;
• плачете;
• умоляете;
• изменяете важные планы и встречи или откладываете их;
• уступаете и надеетесь, что это в последний раз;
• полностью сдаетесь.
Вам трудно или невозможно:
• постоять за себя;
• противостоять ситуации;
• установить границы;
• дать шантажисту понять, что его поведение неприемлемо.
Если вы положительно ответили хотя бы на один вопрос, вы действуете, как тренер, и исполняете одну из главных ролей в эмоциональном шантаже. Каждый день мы учим окружающих, как обращаться с нами, демонстрируя им, что мы приемлем, а что нет, в каких случаях отказываемся вступать в конфликт, а в каких уступаем. Мы можем думать, что наш визави перестанет докучать нам, если мы проигнорируем его поведение или не станем спорить, но сигнал, который мы посылаем, если отвечаем нерешительно или неоткровенно, очевиден: «Это сработало. Нужно попробовать еще раз».
Все начинается с малого
Многие из нас не понимают, что эмоциональный шантаж строится на серии тестов. Если он сработал на малом, то его можно распространить на более значительные вещи. Если мы уступаем давлению или дискомфорту, то предоставляем позитивное усиление, то есть награду за плохое поведение шантажиста.
Истина заключается в том, что каждый раз, когда мы позволяем кому-то унизить наше достоинство или подорвать целостность, мы участвуем в заговоре, помогая шантажисту нанести нам вред.
ВЛИЯНИЕ ШАНТАЖА
Эмоциональный шантаж может не угрожать жизни, но он крадет одно из самых драгоценных человеческих качеств - целостность. Целостность - это место в душе, где мы храним ценности и свой моральный компас, указывающий, что хорошо, а что плохо в нашей жизни. Хотя целостность часто отождествляют с честностью, но в действительности она заключает в себе гораздо большее. Слово «целостность» означает: «Это то, что я есть. Это то, во что я верю. Это то, что я хочу совершить, - и именно здесь я пролагаю границы».
Большинство из нас без труда перечислит, что можно делать, а чего нельзя, то есть то, что руководит нами в жизни. Но внедрить эти убеждения в ткань нашей жизни и защитить их от давления эмоционального шантажа гораздо сложнее. Нередко мы капитулируем и жертвуем своей целостностью, теряя способность чувствовать единство собственного «я» и собственных поступков.
Как ощутить целостность? Внимательно прочитайте следующий список - возможно, вы предпочтете прочитать его вслух - и представьте, что каждое утверждение по большей части истинно для вас.
• Я отстаиваю свои убеждения.
• Я не позволяю страху управлять собой.
• Я противостою людям, которые меня обидели.
• Я сам определяю, кто я есть, и не полагаюсь на оценку окружающих.
• Я держу данные себе обещания.
• Я защищаю свое физическое и эмоциональное здоровье.
• Я не предаю окружающих.
• Я всегда говорю правду.
Это сильные, раскрепощающие утверждения, и если они действительно отражают наш образ жизни, то помогают найти точку опоры и чувство равновесия, которые не дают постоянным стрессам и внешнему давлению столкнуть нас с избранного пути. Когда мы поддаемся эмоциональному шантажу, то поочередно вычеркиваем по одному элементу этого списка, забывая, что для нас правильно, а что нет. И каждый раз, когда это делаем, мы жертвуем очередной частичкой нашей целостности.
Если мы разрушаем чувство самости, то теряем одну из важнейших направляющих сил в нашей жизни. Тогда мы плывем по воле волн.
Влияние на отношения
Эмоциональный шантаж уничтожает надежность любых отношений. Под надежностью я понимаю доброжелательность и доверие - элементы, которые позволяют нам открываться другому человеку с уверенностью, что к нашим самым потаенным мыслям и чувствам тот будет относиться с уважением и заботой.
Уберите эти элементы, и останется внешняя оболочка отношений, не заполненная эмоциональной искренностью, которая позволяет нам быть теми, кто мы есть на самом деле. По мере понижения уровня надежности мы становимся настороженными и еще больше скрываем от шантажиста свои чувства. Мы не доверяем ему свои устремления и даже не говорим всей правды, потому что знаем: когда он будет добиваться своего, то сделает это в лучшем случае бесчувственными методами, а в худшем- безжалостными. Страдает близость.
Если из отношений уходят надежность и близость, мы начинаем играть. Притворяемся, что счастливы, когда несчастны, и говорим, что все хорошо, когда это не так. Скрываем радость, которую испытываем, и делаем вид, что любим человека, который давит на нас и которого мы уже почти не знаем. То, что было грациозным танцем, наполненным заботой и близостью, становится костюмированной пантомимой, где мы все тщательнее скрываем за маской наше настоящее «я».
Теперь подошло время обратить понимание в действие, чтобы начать эффективную борьбу с эмоциональным шантажом и шантажистами. Вас поразит быстрота, с которой вы сможете восстановить свою целостность и значительно улучшить взаимоотношения с шантажистом.
(окончание следует)