Статья Ларисы Иванской о Театре рассказа Н.С.Говорова
Этот текст полностью опубликован на сайте ПАНИ - Петровской Академии Наук и Искусств.
Здесь я привожу всего лишь цитату, т.к. статья длинная, и я не нарушаю ничьи авторские права!
Такое явление, как рассказ имеет магическую силу в жизни человека. Вся жизнь человека пронизана рассказами. Именно рассказ является главной составляющей частью всего естественного процесса общения людей.
А экспериментальная работа Н.С.Говорова и после 1968 года убедительно доказала, что рассказ не только хранитель жизненной правды на сцене, но и магический исцелитель в психиатрии и величайший педагог в педагогике.
А мы, актеры «Экспериментального Театра Рассказа», в 60-е годы ХХ столетия очень остро прочувствовали тот факт, что если мы выходили на сцену в роли без рассказа, то нам казалось, что это была роль без души. Пустая и не интересная роль. Одни диалоги не дают возможности раскрыть душу человека. Сделать это может только рассказ.
Другой момент, который поражает в книге Н.С.Говорова «Театр рассказа», это - огромное, самостоятельное, интуитивное и правильное углубление в психологическую науку. Психология и сегодня еще во многом не достигла того уровня, о чем уже здесь говорит Говоров.
Он психологически очень верно и глубоко анализирует многие проблемы методологии актерского творчества. И здесь имеет место не только влияние знакомства с работами виднейших советских психологов С.Л.Рубинштейна и Б.Г.Ананьева. Огромное значение здесь приобретает его собственная позиция «житейского психолога», его верные жизненные психологические наблюдения.
Поэтому его экспериментальные поиски были результативными. Он открыл много психологических закономерностей позволяющих актеру именно «жить на сцене», а не «играть».
Трудности в работе у Н.С.Говорова возникали постоянно. И было их два вида.
1 вид трудностей возникал потому, что приходилось идти в своем поиске по совершенно новой дороге, где на каждом шагу он сталкивался с еще не познанными и не понятыми явлениями. А как их преодолеть - никто не знал.
2 вид трудностей.Но еще более тяжелыми трудностями были те, которые возникли по тому, что фактически Н.С. Говоров вступил в открытую борьбу с официальной театральной методологиейЛенинградского Театрального института тех лет. И в этой борьбе он одерживал заметные победы.
Театральный институт, в лице Л. Ф. Макарьева, вел борьбу с «Экспериментальным Театром Рассказа», стараясь всеми способами закрыть его.
Л.Ф.Макарьев возглавлял комиссию, которая должна была проверить качество работы ЭТР.
Просмотрев показанные ему работы из русской классики, среди которых были и отрывки из спектакля М. Шолохова «Они сражались за Родину», он от души хохотал и в присутствии участников ЭТР дал высокую оценку их работам.
Но тут же, выйдя за дверь театра, он подписал документ о необходимости срочного закрытия «Экспериментального Театра Рассказа», как антисоветского.
Уже после закрытия театра Заслуженный деятель искусств РСФСР Д.И. Карасик в 1966 году, просмотрев несколько работ театра, сказал:
«На сцене достигнута большая жизненная правда. Только элементы такой правды можно встретить в трех театрах Москвы».
И взял все показанные ему работы для показа на Ленинградском телевидении.
Высоко оценил достижения ЭТР и артист БДТ им. А.М.Горького, Заслуженный деятель искусств РСФСР Н.П.Корн.
На телевидении, где репетиции работ театра проходили в первой студии, посмотреть на них приходило много его сотрудников, которые были поражены естественностью поведения актеров ЭТР.
Но показа этих работ по телевидению не было. Утром в день показа звонок из Ленинградского Горкома запретил показ работ ЭТР.
Пережить закрытие театра, в который была вложена вся его жизнь, для Н.С. Говорова было очень трудно. Но он мужественно перенес этот удар и продолжал экспериментальную работу.
Его приютил институт имени В.М.Бехтерева, где было установлено, что методика Говорова имеет огромное значение и для медицины. Она активизирует развитие психики даже у больных людей, и тем самым эти люди излечиваются от своих тяжелых недугов в области нервно-психических расстройств и заболеваний.
Статья И.Е. Вольперта "Имаготерапия» - это результат работ Говорова в этом институте.
Экспериментально проверена эта методика и в педагогике и тоже дала хорошие результаты.
Среди учеников Н.С.Говорова есть профессиональные актеры Это Галина Ивлева, Юрий Муравьев, Сергей Рытов, Афанасий Тришкин, Виктор Колпаков, Анатолий Калибянов.
Но еще больше психологов, которые не бросая театр ведут и научно исследовательскую работу.
Их исследования убедительно доказали, что метод работы с актерами, разработанный Говоровым на основании теории чувственного познания, теории ощущений Б.Г.Ананьева, превосходит методы подготовки актеров в Театральном институте во много раз.
Что система подготовки актера, разработанная Н.С. Говоровым с опорой на естественные законы психологии, действительно развивает и многократно улучшает сенсорику человека.
А современная система подготовки актера и особенности профессиональной деятельности на сцене, не только не учитывающие законы психологии, но и нарушающие их, крайне отрицательно влияют на актера и его психику.
В 2010году в Красногвардейском районе нашего города открыт Культурно Досуговый Центр «Красногвардейский». И в этом Центре вновь создан «Театр рассказа».
16 апреля 2011 года, т.е. через 45 лет после запрещения спектаклей «Экспериментального Театра Рассказа» и его официального закрытия вновь на сцене учебный спектакль Театра Рассказа. Вечер юмора. В программе рассказы М.М.Зощенко и А.П. Чехова.
«Театр Рассказа» КДЦ «Красногвардейский» работает под руководством Академика Петровской Академии наук и искусств, руководителя отделения драматического искусства ПАНИ, Заслуженной артистки Российской Федерации, актрисы драматического театра им. А.С. Пушкина Веры Николаевны Вельяминовой.
Сегодняшнее состояние искусства в нашей стране не просто плохое - оно трагическое. И эта трагедия относится не только к самому искусству, но и ко всей стране, ко всему населению нашей страны.
Сегодня искусство стало главным проповедником и глашатаем деградации идеологии, деградации конкретного человека и всего общества. Особое место в утверждении регрессивного, деградационного пути следования идеологии занимают проблемы влияния искусства на личность. И сегодня мы все это видим в нашей реальной жизни. Этот факт отмечают многие здравомыслящие люди нашей страны.
http://petrani.niido.ru/index.php/joomla-home-ru/60-on-different/137-teatr.html