Вообще-то, я еще в прошлое воскресенье собиралась написать про Бергамо. Подумала: вот только резюме составлю. И с этого момента как-то все очень стремительно закрутилось. Но детали потом, а пока как раз можно немного выдохнуть и вернуться в Ломбардию! Я совершенно не ожидала, что этот город настолько мне понравится, но была покорена с первого же взгляда на старый город в тумане на горе (да что уж там, я еще в первый день поездки заподозрила очарование, но мы сразу поехали из аэропорта в Милан). Этот кусочек прежних времен, возвышающийся над современной частью города, эти узкие улицы, эта концентрация прекрасных деталей на квадратный метр (а также концентрация великолепных собак на улице, серьезно, три борзых у одного кафе?) - 100% счастья.
К каждому процессу в голову лезут какие-то помпезные глаголы - на фуникулере не меньше, чем возносишься, чтобы сердце не меньше, чем возрадовалось. Усиливает эффект тот факт, что за достопримечательностями далеко ходить не надо, практически все они сконцентрированы у центральной площади, а до нее - два шага, не успеваешь выдохнуть. Несмотря на компактность и моментальное выполнение списка "обязательно посмотреть", хочется остаться подольше. Неторопливо гулять, смотреть на живых собак и каменных котов, сидеть у городской библиотеки и глазеть, есть булки с шоколадом или с помидорами, ходить узкими улицами с бесконечными витринами, полными всего на свете - преимущественно, заманчивой еды.
Кстати, местная кулинарная звезда - polenta e osei, симпатичнейшее на вид желтое пирожное с птичками сверху. Попробовать один раз интересно, но хорошо, что мы взяли одно на двоих - это сахарно-масляная бомба. Калорий в Италии не существует, конечно, но тут дело совсем не в этом, просто и правда очень уж суровый приторный десерт. А ведь они еще и побольше размером бывают! Еда массового поражения.
В одном из маленьких магазинчиков - за стеклом глиняный зверинец. Сразу же понимаю, что мне очень надо косоглазого льва - он, конечно, сделан в Перу и из несколько иного материала, но что-то в нем похоже на всех этих больших итальянских кошек из розового мрамора, которых я гладила по голове и в Модене, и в Бергамо, и наверняка еще потрогаю в других городах. В принципе, не самый странный сувенир, который мы когда-либо везли домой - например, в Лиссабоне муж меня уговорил прихватить с собой кусок азулежу (от стены не отламывал). Еще я обычно храню всю макулатуру из путешествия вроде меню или билетов в музеи и по приезду развешиваю самые симпатичные образцы на магнитной стене, пока не появится что-то новое. Так и дом не захламляется (потом-то я макулатуру выбрасываю), и воспоминания дольше остаются свежими.
Когда пришло время ехать в аэропорт, я чуть не плакала в автобусе. Не потому, что домой не хотелось возвращаться, я люблю - домой, просто настолько это все красиво, что невозможно за день-два свыкнуться с происходящим. И вот ты едешь с горы и все это снова разворачивается в нескольких ракурсах, и в сердце просто не помещается. Не знаю, что со мной станет, когда в следующем году я получу права и можно будет наконец брать напрокат машину и ездить по маленьким городам без проблем - вот так взять и поехать прямо в Горгонзолу, например. Почему-то именно маленькие впечатление на меня производят самое большое. Уж тем более, когда это город с самой красивой площадью в Европе - я еще видела преступно мало площадей, но что-то мне все равно подсказывает, что спорить с Корбю по этому поводу не стоит.