Соединение Нептуна и Юпитера в Раке, в области экзальтации Юпитер. Вот наконец настало время для моего самого любимого поэта 20 века - Арсения Александровича Тарковского.
Словарь
Я ветвь меньшая от ствола России,
Я плоть её, и до листвы моей
Доходят жилы влажные, стальные,
Льняные, кровяные, костяные,
Прямые продолжения корней.
Есть высоты властительная тяга,
И потому бессмертен я, пока
Течёт по жилам - боль моя и благо -
Ключей подземных ледяная влага,
Все «эР» и «эЛь» святого языка.
Я призван к жизни кровью всех рождений
И всех смертей, я жил во времена,
Когда народа безымянный гений
Немую плоть предметов и явлений
Одушевлял, даруя имена.
Его словарь открыт во всю страницу,
От облаков до глубины земной. -
Разумной речи научить синицу
И лист единый заронить в криницу,
Зелёный, рдяный, ржавый, золотой…
Сегодня 25 июня у Арсения Александровича День рождения. В следующем году юбилей 110 лет.
Мне трудно представить ещё поэта, который в такой полноте реализовал бы знак Рака. И не потому что там только Юпитер и Нептун, но гигантский стеллиум протяжённостью во весь знак, включающий Солнце, Лилит, Нептун, Юпитер, Северный узел и Меркурий! Из-за отсутствия сетки вот не могу сказать, но уже который раз рассматривая карты с таким соединением, чтО именно работает больше на общественное забвение - связка Юпитер -Нептун или дома...
Как бы там ни было, на протяжении многих лет его замалчивала официальная критика, потому что при социализме поэты, писавшие о тайнах Времени, о Вселенной, о Боге, были не нужны, даже опасны. После смерти Арсения Тарковского в 1989 году (не взирая на государственную премию 1989 года за сборник «От юности до старости») он по-прежнему остается в тени. По словам его дочери Марины Тарковской, Арсений Александрович, как представитель трагедии своего времени, продолжает расплачиваться за утраченную преемственность в культурной традиции.
Хотя этот момент был предсказан самим Тарковским.
Степная дудка
I
Жили, воевали, голодали,
Умирали врозь, по одному.
Я не живописец, мне детали
Ни к чему, я лучше соль возьму.
Из всего земного ширпотреба
Только дудку мне и принесли:
Мало взял я у земли для неба,
Больше взял у неба для земли.
Я из шапки вытряхнул светила,
Выпустил я птиц из рукава.
Обо мне земля давно забыла,
Хоть моим рифмовником жива.
Но, конечно, те, кто хоть когда-то прикасались к его поэзии, обожжены были ею навсегда.Реализация А. Тарковского в советское время шла больше как переводчика иностранных поэтов по связи Меркурия и Юпитера.
Не нашла точного времени его рождения, поэтому только космограмма. Родился будущий поэт 25 июня 1907 г. в Елисаветграде, в чадолюбивой семье Александра Карловича Тарковского, народовольца, знавшего 7 иностранных языков, прививавшего детям любовь к театру, к музыке, к поэзии.
Тарковский всю жизнь был связан с родной землей духовными узами. Он любил украинскую поэзию, она была ему знакома с детских лет. Он боготворил Григория Сковороду, любовь к которому ему передали отец Александр Карлович и его друг, доктор Афанасий Михалевич. Имя украинского философа-правдолюбца в ранних и поздних стихах Арсения Александровича станет символом духовного подвижничества. Ощущение свободы и настоя степных трав, особой субстанцией насытит плоть и кровь стихотворений Арсения Тарковского.
Степь
Земля сама себя глотает
И, тычась в небо головой,
Провалы памяти латает
То человеком, то травой.
Трава - под конскою подковой,
Душа - в коробке костяной,
И только слово, только слово
В степи маячит под луной.
Почиет степь, как неживая,
И на курганах валуны
Лежат - цари сторожевые,
Опившись оловом луны.
Последним умирает слово.
Но небо движется, пока
Сверло воды проходит снова
Сквозь жесткий щит материка.
Дохнет репейника ресница,
Сверкнет кузнечика седло,
Как радугу, степная птица
Расчешет сонное крыло,
И в сизом молоке по плечи
Из рая выйдет в степь Адам
И дар прямой разумной речи
Вернет и птицам и камням.
Любовный бред самосознанья
Вдохнет, как душу, в корни трав,
Трепещущие их названья
Еще во сне пересоздав.
Но и вся судьба Тарковского как поэта «выстроена» как философское произведение. И не даром Юпитер в экзальтации.
Он не поддавался искушениям времени, а их, как известно, всегда немало. В советские лукавые времена стать признанным поэтом означало забыть о правде. Но именно ей присягнул Тарковский раз и навсегда, чтобы долгими годами внутреннего напряженного труда довести ее до наивысшей концентрации. Ничем он не запятнал свое чистое имя поэта, давая всему философскую оценку:
В магазине меня обсчитали:
Мой целковый кассирше нужней.
Но каких несравненных печалей
Не дарили мне в жизни моей:
В снежном, полном веселости мире,
Где алмазная светится высь,
Прямо в грудь мне стреляли, как в тире,
За душой, как за призом, гнались;
Хорошо мне изранили тело
И не взяли за то ни копья,
Безвозмездно мне сердце изъела
Драгоценная ревность моя;
Клевета расстилала мне сети,
Голубевшие как бирюза,
Наилучшие люди на свете
С царской щедростью лгали в глаза.
Был бы хлеб. Ни богатства, ни славы
Мне в моих сундуках не беречь.
Не гадал мой даритель лукавый,
Что вручил мне с подарками право
На прямую свободную речь.
Его поэзия диалогична - не только по форме, но и по внутреннему принципу. В стихах перекликаются, беседуют целые исторические эпохи. Он смотрит как бы «двойным зрением», видит историю и глазами современника, и глазами воображаемого предка-«историка». Чувство историзма - это не только проникновение в глубь веков, но и дар прорицания:
Я в будущее втянут, как Россия.
Тарковский-поэт «рифмует» времена. Он находит «сродное», в двух или нескольких эпохах и находит в них кристалл, который не разрушается, соприкасаясь с сиюминутностью.
Творчество Арсения Тарковского убеждает в том, что и культура и время обладают силой, постоянно притягивающей к себе сердца людей. Вершины искусства, как бы далеко они не находились и какими бы близкими не казались, всегда высоки, всегда трудны, всегда вожделенны. Они вечно впереди, так же, как и время. Поэту удается наделить жизненной реальностью давно ушедшие времена и культуры. Он верит в глубокую внутреннюю связь эпох, минувших и грядущих.
Живите в доме - и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нём.
Вот почему со мною ваши дети
И жёны ваши за одним столом, -
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас,
И если я приподымаю руку,
Все пять лучей останутся у вас.
Я каждый день минувшего, как крепью,
Ключицами своими подпирал,
Измерил время землемерной цепью
И сквозь него прошёл, как сквозь Урал.
Поскольку так выделен в карте знак Рака, хочу остановиться на личной жизни поэта. Положение Лилит и Северного узла как будто требовали от поэта разрешения, уплаты некоего кармического долга. Большая часть планет в Раке держит на себе оппозицию двух планет, расположенных в месте своей силы - Козероге - ретроградных Марса и Урана. Луна в тяжёлых аспектах, хотя и имеет, повторюсь, рецепцию с Юпитером. Венера без аспектов в Близнецах.
У Тарковского было три брака, он был человеком увлекающимся. Он относился к тем мужчинам, которые, если чувство возникает, то они сразу - не сразу, но женятся. Первый брак - с Марией Ивановной Вишняковой.
Все женщины в жизни поэта либо сами были поэтессами, либо имели какое-то отношение к литературе. В каждой любимой женщине поэт видел музу и, вероятнее всего, подобное благоговейное отношение к прекрасному полу явилось следствием эстетического воспитания, заложившего в сердце и уме будущего поэта основы творческого миропонимания. В каждой женщине он видел Музу.
Поступив на Высшие литературные курсы, возникшие на месте закрытого после смерти Валерия Брюсова Литературного института, Арсений знакомится с Марией Вишняковой, на которой женился в 1928 году. В этом браке у Арсения и Марии родилось двое детей - сын Андрей в 1932 году, будущий кинорежиссёр, и в 1934 году дочь Марина.
Летом 1937 года Арсений оставил семью. Дочь поэта, Марина Тарковская, вспоминала: «… Расстались родители, когда мы с Андреем были совсем маленькими. Для мамы это была больная тема. Мы это понимали и старались не тревожить её. Папа был человеком, целиком погружающимся в страсть. К маме он испытывал любовь глубокую и безумную, потом, когда чувство к ней перегорело, так же неистово относился к своей второй жене. У него была натура поэта, совершенно лишённая рациональности. Он Андрея предупреждает в письмах, чтобы тот «не бросался в любовь, как в глубокий колодец, и не был, как листок на ветру». Не хотел, чтобы сын повторял его ошибки… А мама наша была нигилисткой, в быту: ей ничего не нужно было - даже занавесок на окнах. Она была вне быта. Она представляла особый тип женщин, сформировавшийся в 20-е годы, для которых самым важным была духовная жизнь, а всё остальное считалось мещанством. Замуж мама больше никогда не вышла, полагая, что никакой мужчина не заменит нам отца. Она любила только его всю жизнь… И ему всё прощала, но в душе её была боль… И папа в трудные минуты жизни, когда оставался один и с ним случались разные происшествия, всегда звонил маме».
В одном из западных интервью, уже после фильма «Зеркало», на вопрос «Что вам дали родители, вообще ваши близкие?» Андрей Тарковский скажет : «Отец скорее на меня действовал в каком-то биологическом, подсознательном смысле. Хотя я далеко не поклонник Фрейда или даже Юнга… Отец имел на меня какое-то внутреннее влияние..
Сохранились письма Марии Вишняковой к уже бывшему мужу Тарковскому, когда он был болен и лежал в больнице:
«Милый Асинька! Как бы узнать о твоём здоровье?.. Если я тебе буду нужна, попроси дать телеграмму к Нине Герасимовне. Я сейчас же приду и привезу тебе что нужно. Не бойся обращаться со мной как с мамой (только не со своей), я ведь ничего с тебя не требую и ни на что не рассчитываю. Мне ничего от тебя не нужно. Ты же это видишь… О своих личных делах ты тоже не страдай, Асик, всё это проходит, забывается, и ничего не остаётся. Я всё прекрасно понимаю, со мной, Асик, было так же, и всё обошлось благополучно - я сделалась умная, тихая и спокойная. Мне ничего не надо, ничему я не удивляюсь и не огорчаюсь. И мне так спокойно-спокойно. Не огорчайся, мой дорогой, всё будет хорошо ( ... ) Ещё целую."
Вспоминается стихотворение жене Тарковского, которое его сын исползует для автобиографического фильма "Зеркало". Как высоко вознесено чувство к жене царствующим Юпитером и божественным Нептуном в Раке!
Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.
Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены, и в темноте светилась
И медленно клонилась нагота,
И, просыпаясь: "Будь благословенна!" -
Я говорил и знал, что дерзновенно
Мое благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
К тебе сирень тянулась со стола,
И синевою тронутые веки
Спокойны были, и рука тепла.
А в хрустале пульсировали реки,
Дымились горы, брезжили моря,
И ты держала сферу на ладони
Хрустальную, и ты спала на троне,
И - Боже правый! - ты была моя.
Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово ты раскрыло
Свой новый смысл и означало: царь.
На свете все преобразилось, даже
Простые вещи - таз кувшин, - когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода.
Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы подымались по реке,
И небо развернулось пред глазами...
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
В 1936 году Тарковский познакомился с Антониной Бохоновой - женой критика и литературоведа Владимира Тренина.
Война застаёт Тарковского в Москве. Он эвакуирует своих детей, сам уезжает вместе с другими поэтами в Чистополь. Людей творческих у нас в стране берегли всеми силами.
За два месяца пребывания в Чистополе Тарковский написал в Президиум Союза писателей около одиннадцати писем-заявлений с просьбой направить его на фронт. В декабре 1941 года он получил вызов в Москву и на подводах вместе с группой писателей направился в Казань, чтобы оттуда поездом добраться до Москвы. Там он получил направление в армию, и 3 января 1942 года был зачислен на должность писателя армейской газеты. Тарковский работал военным корреспондентом газеты 1б-й армии «Боевая тревога». Ему не раз доводилось участвовать в боевых действиях, за что он был награжден орденом Красной Звезды. Солдаты вырезали его стихи из газет и носили в нагрудном кармане вместе с документами и фотографиями близких.
13 декабря 1943 года в Витебской области Тарковский был ранен разрывной пулей в ногу. В тяжелых условиях полевого госпиталя у него развилась самая тяжелая форма гангрены - газовая. И посмотрите, ведь знак Рак - это вода, в данном случае нечистая, инфецировванная: Лилит + Нептун по оппозиции ударяют по ретроградному Урану ( голени), в данном случае и ретроградный Марс с такими аспектами является носителем агрессии. Марс это ещё и хирургия, а с Ураном радикальная, жёсткая. Его жена Антонина Александровна с помощью Фадеева и Шкловского получила пропуск в прифронтовую полосу, и перевезла раненого Тарковского в Москву, где в Институте хирургии ему произвели ампутацию ноги. А всего было проделано 6 ( Ш Е С Т Ь !!!) ампутаций... Юпитер множит...
Луна, как диспозитор рачьего стеллиума находится в очень сложном смертоносном тау квадрате с Сатурном и Плутоном. Пока Тарковский находился в госпитале, умерла от рака его мать, а сам он, выписавшись в 1944 году из госпиталя, столкнулся с новой жизнью, к которой с трудом приспосабливался. И это всё в 37 лет, на возвращении узлов. В это время Тарковскому помогало то, что за ним самоотверженно ухаживала его вторая жена, навещали друзья, Мария Ивановна и дети. А через много лет 29 декабря 1986 года на 9-ом возвращении Лилит, при прохождении по Солнцу в Раке также от рака умирает его сын Андрей. Это были страшные удары.
В 1945 году поэт по направлению Союза писателей едет в творческую командировку в Тбилиси, где работет над переводами грузинских поэтов, в частности Симона Чиковани. 1947 год был особенно трудным для Тарковского. Он тяжело переживал расставание со второй женой, которая спасла ему жизнь, приехав за ним во фронтовой госпиталь. Но Тарковский был таким человеком, который, видимо, не способен был строить ежедневный быт, если чувство изжилось. Поэта преследовали мысли о самоубийстве, и он даже носил яд в своем кармане.
Но... Венера в шахте Близнецах и...
В одной из поездок его в качестве секретаря сопровождала Татьяна Озерская, с которой Тарковский познакомился во время войны, попав после госпиталя в дом творчества в Переделкино. Она и была той женщиной, которая оставалась с ним до конца его дней. Но и не только, за пару лет до этого в Грузии он знакомится с женщиной по имени Кетевана и, конечно, собирается жениться. Однако, её родители против, а в Грузии с этим очень строго.
Отзывы о Татьяне Озёрской-Тарковской не всегда лестные. Её называли властной женщиной, сделавшей интеллигентного Арсения Александровича полностью зависимым от себя человеком. Инна Лиснянская писала о Татьяне Озерской:
«… Но властной и практичной матерью оказалась для Тарковского его третья жена Татьяна Алексеевна Озерская, этому уже я сама свидетельница. Она отлично поняла характер Арсения Александровича… Что же до самой Т. Озерской, пусть земля ей будет пухом, то, признаюсь, мне не особенно по сердцу женщины этого типа: крупные, твёрдые, тёртые, экономически-житейски целенаправленные, этакие «бабы за рулём». Особенно мне было неприятно в Татьяне то, как она подчёркивала детскую беспомощность, детскую зависимость Арсения Александровича от неё, даже в некотором смысле культивировала в нём эту беспомощную зависимость. И уже последние годы жизни, как мне рассказывали, Арсений Александрович совершенно не мог без неё обходиться и, если она ненадолго отлучалась, оглядывался и твердил: «Где Таня, где Таня?». Но надо воздать должное Татьяне Алексеевне Озерской. Она долгие годы непечатающемуся поэту почти ежедневно повторяла: «Арсюша, ты - гений!». Об этом мне неоднократно (а скорее всего - себе) напоминал Тарковский именно тогда, когда был удручён какой-нибудь Татьяниной грубостью. А как долгие годы непечатающийся поэт нуждался в такой поддержке - «Арсюша, ты - гений», - и говорить нечего! Возможно, благодаря именно тем чертам характера Озерской, которые мне противопоказаны, вышли в свет книги «Перед снегом», «Земле - земное».
Но как бы там ни было, говорили, что "Красота женская - понятие относительное, а вот порода - это бесспорно. В Тане порода чувствуется и на расстоянии, и при близком знакомстве". Тем не менее Татьяна даёт Арсению Тарковскому живую струю поэтического творчества.
У Арсения Тарковского особое отношение к слову, близкое к магии. Я всегда чувствовала особое родство души, очень хотелось преемственности в поэтической культуре слова.Для меня он в творчестве является абсолютным кумиром и Учителем. Его стеллиум занимает весь знак Рака в моём 9 доме, где у меня Луна.
Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нем
Бьется розовая точка,
Странным светится огнем,
Бьется жилка, вьется живчик,
А тебе и дела нет,
Что в сорочке твой счастливчик
Появляется на свет.
Власть от века есть у слова,
И уж если ты поэт
И когда пути другого
У тебя на свете нет,
Не описывай заране
Ни сражений, ни любви,
Опасайся предсказаний,
Смерти лучше не зови!
Слово только оболочка,
Пленка жребиев людских,
На тебя любая строчка
Точит нож в стихах твоих.
Использованы материалы Татьяны Халиной. Полная статья здесь
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=170