о конфликных конфликтологах

Dec 03, 2011 00:21

"Какой она конфликтолог? Она такая конфликтная!" - довелось мне услышать...
Речь шла о коллеге, человеке, которая профессионально занимается разрешением конфликтов, медиацией, переговорами...

Я сотни раз сталкивалась с этим мифом: конфликт порождают люди, их поведение. Из этого мифа вытекает, что есть "неконфликтные" люди, люди, которые никогда не попадают в ситуацию конфликта, люди, у которых нет проблем и с ними нет проблем.

Но такой миф рождается из бытового понимания конфликта как ругани, ссоры. А конфликт - это ситуация столкновения интересов. Я хочу спать, а мои соседи - громко слушать музыку. Все, это конфликт. И в этом смысле в конфликты попадают все и часто. И не люди порождают конфликты, а они сами возникают в ситуации. Единственная разница между "конфликтными" и "неконфликтными" людьми - в выборе стратегии выхода из конфликта.

 Есть три пути решения конфликта: порвать контакт (уехать в гостиницу на ночь), пойти договариваться ("ребята, сделайте тише, мне вставать рано") или начать войну (громкий крик: "Что вы за люди, никакого уважения! Да кто вас воспитывал!").

Вариант разрыва контакта - это разрыв контакта не с другим человеком, а с собой, со своими ощущениями и желаниями ("Я не злюсь, все нормально. Они хорошие ребята, просто веселятся. Ну и отлично, я еще поработаю, а когда они спать лягут - тогда и я").

"Конфликтными" обычно называют людей, выбирающих третий вариант решения - война, ссора, ругань.
А вот кого называют бесконфликтными, мирными, спокойными?

Мои личные наблюдения показывают, что большинство людей с детства усваивают две стратегии поведения в конфликте: разрыв контакта или война. Для них существует одно из двух, и третьего, договариваться, им не дано без специального обучения.
В мире этих людей столкновения интересов либо нет (потому что просто нет, не возникло, или потому что как только оно появилось, они разбежались, или как только оно возникло, один разорвал контакт с собой и теперь снова нет столкновения интересов - но в любом случае НЕТ столкновения интересов) или у них война, разборки и дым коромыслом.
Такие люди, знающие два варианта поведения, любое указание на столкновение интересов, озвучивание проблемы ("мне не нравится, что...") воспринимают как объявление войны. И начинают ее вести: защищаться или нападать. Если они понимают, что войну вести им не хочется, они быстро переключаются на свою вторую стратегию, то есть рвут контакт. Они уходят, отказываются обсуждать проблемную тему и искренне верят, что выбрали оптимальный, мирный, хороший вариант - без войны.

И вот если у человека в голове только две стратегии  - разрыв контакта и война - то для него "бесконфликтным" человеком будет тот, кто пользует первую стратегию, и только он. Потому что предложение договариваться начинается с озвучивания проблемы, а для того, кто живет в мире двух стратегий, озвучивание проблемы - сигнал к началу войны. И все, тот, кто проблему обозначил, классифицируется как "конфликтный".

И вот та коллега-медиатор, о которой шла речь в начале поста попала под эту раздачу:
1) как профессионал, она знает, что разрыв контакта не всегда снимает столкновение интересов. Ведь вариантом разрыва контакта может стать не отказ от общения с человеком, а лишь табуирование определенной темы. Общение остается, и в нем остается проблема, просто замалчивается. И напряжение остается. И постепенно увеличивает вероятность перехода к военным действиям.
2) зная все это, она проблемы озвучивает и предлагает договориться. Она никого не унижает, не оскорбляет, не кричит, не скандалит, но и не молчит в тряпочку.
3) А ее коллеги, медиации не обученные, этого озвучивания пугаются. И ее саму называют "конфликтной"...

Глупо получается: она как раз старается разрешить ситуацию, а ей это же ставят в упрек...
Previous post Next post
Up