В начале июня наша Анюта побывала в одной необычной школьной поездке. В рамках программы восьмого класса ученики провели 5 дней в море на самом настоящем мачтовом корабле. Это был не туристический круиз с видами и достопримечательностями, а реальный морской опыт в формате "один за всех, и все за одного".
Но обо всем по порядку...
Понедельник начался очень рано, да и не очень-то и спалось в преддверии такого путешествия. Выезд из Абботсфорда на рассвете - завтрак на пароме - и вот, 5 часов спустя, команда учеников прибыла на остров Ванкувер в порт города Виктории.
Эти грациозные красавцы были собственноручно построены и ныне используются компанией SALTS (Sail and Life Training Society). На борт помещаются 30 учеников и 5-6 человек команды. Зарезервировать такой корабль - это большая удача, потому что практически все поездки разбираются постоянными клиентами как минимум на год вперед. Не смотря на довольно небюджетную стоимость тура (5 дней плавания стоит без малого 30 тысяч долларов), желающих хоть отбавляй, а корабля только два. Два уникальных, построенных их дерева судна - Paciffc Swift и Pacific Grace - к которым в английском языке уважительно обращаются в женском роде.
После погрузки на корабль первым делом ориентация по безопасности
Ориентация проходит 2 (два!) часа, после которых вы будете знать все и вся про корабль, если конечно сможете все запомнить.
А если что-то не запомнилось, то вспомнится в процессе. Операция человек за бортом в действии.
К отплытию готовы, в путь!
Куда направляемся?
Маршрут плавания проходит в пределах водных границ Канады, и пролегает вдоль многочисленных островов, разбросанных между островом Ванкувер и континентом. Каждую неделю маршрут отличается от предыдущей, с поправкой на текущие погодные условия. А погода на морских просторах меняется быстро и постоянно.
В день отплытия на побережье припекало до +25С
А чуть далее по курсу уже можно было смело одевать на себя все имеющиеся теплые вещи
Это был первый год, когда Анина школа получила места на корабле в июне. До этого поездки совершались весной. Мартовская влажность в сочетании с низкими температурами и ветром были еще тем испытанием на погодо-выносливость.
Хотя и июнь в Британской Колумбии далеко не является гарантом тепла и солнца
Тем не менее, при любой погодном раскладе, эта школьная поездка является абсолютным хитом среди учеников, и все возращаются домой переполненные яркими эмоциями и незабываемыми впечатлениями от такого уникального жизненного опыта. Когда еще появится возможность провести неделю на корабле с друзьями-одноклассниками?
Где ночевали во время плавания?
Корабль имеет три спальных отделения - для мальчиков, для девочек и для команды.
Кровати в три яруса, без отдельного багажного отделения. Поэтому с собой, помимо спального мешка и подушки, нужно было взять только самое необходимое в мягких сумках, чтобы все содержимое можно было разместить в пределах отведенного для каждого спального места.
Чем питались в пути? Что словили, то и съели :)
Например, свежие креветки, которые были собственноручно добыты из морских глубин при помощи корзин для ловли...
... а затем очищены, обварены и приправлены чесночным соусом.
Даже не любители морепродуктов признали, что это было безумно вкусно. Анюта, кстати, креветки и прочих морских гадов очень даже любит, поэтому ей было вкусно вдвойне.
Все остальное время на камбузе работал повар, который и обеспечивал трехразовое питание для учеников и команды. Количество продуктов на борту ограничено, но при этом меню было разнообразным и имело два варианта на каждый прием пищи. Хочется отметить, что аппетит у тинейджеров на открытом воздухе просто невероятный, поэтому съедалось абсолютно все и без лишних уговоров. Мы узнали, что Анюта на завтрак уплетала за две щеки овсяную кашу, один вид которой приводит ее в ужас дома. Так приходит понимание, что даже овсянка может быть безумно вкусной, если ты ешь ее, находясь в море :)
Чем занимались на корабле?
В программе было пять официальных уроков на следующие темы:
терминология, морские узлы, паруса, чтение карт и правила морского движения.
За теоретической частью следовал письменный тест, для прохождения которого нужно было набрать минимум 80%.
Теоретические знания закреплялись на практике во всех аспектах корабельной жизни
Вот, например, Анюта взбирается на корабельную мачту. Безопасно, с карабинной страховкой, но настолько высоко, что добравшись до верхушки, ты ощутимо колышешься на ветру, а друзья внизу кажутся маленькими точками.
Помимо движения вверх, можно сделать вылазку за корму и зависнуть на веревках между балкой и морем. Да простят читатели этого материала отсутствие надлежащей морской терминологии, так как для меня эта область пока что находится за границами изведанного :)
Достаточная сила ветра в дни плавания дала возможность закрепить парусную теорию на практике.
Натягивание паруса - дело командное и требует участие всех и каждого на борту.
Занятие энергозатратное и физически непростое, но эффект полета над водой запоминается надолго. За неделю паруса натягивали несколько раз, и даже достигли скорости в 10 морских узлов на чисто парусном ходу.
Все ученики были разделены на мини группы для несения вахты в разных частях корабля.
Вахта велась в круглосуточном режиме, и постовые сменяли друг друга по истечении часа или двух. Ночные дежурства проходили под звездами, но при довольно прохладной температуре. Иногда приходилось приложить усилия, чтобы разбудить следующего ночного постового, не разбудив при этом весь корабль :)
Наблюдение за корабельным радио тоже в числе ежедневных вахтовых обязанностей
Также как и управление кораблем, которое Анюта освоила на отлично, и даже припарковывала корабль у доков по возращении в порт Виктории
Ежедневная чистка палубы в действии.
Оказывается, деревянные палубы моются не сугубо ради поддержания визуальной чистоты, а большей частью для продления физического состояния деревянных составляющих.
Чистка прочих частей судна
Помощь с пищеблоком - полезная и жизненно-необходимая часть корабельной жизни:)
А мытье посуды вручную уже становится чем-то уникальным для подростков, живущих в эпоху посудомоечных машин
Спуск лодок на воду - еще одно морское занятие, требующее коллективных усилий
После дружного спуска на воду, нужно еще дружно грести веслами, чтобы добраться до острова
За время плавания высаживались на острова два раза. Первый раз - для активно-спортивного времяпровождения на пляже. Здесь так увлеклись футболом, что часть оставленных на камнях вещей успело унести в море приливом. Анюта каким-то чудом выловила всплывшие на поверхность воды босоножки и смогла вернуть их на берег.
Опыт получен, урок запомнен :)
Высадка на втором острове была для познавательно-обучающей прогулки
Изучали разнообразие морской жизни во время отлива
Находили морские звезд весьма необычных размеров
Или гигантские морские раковины величиною с ладонь
Даже смогли увидеть настоящего осьминога
Оба места высадки были из категории "малообитаемых", куда можно добраться только с моря, приплыв на своей лодке.
Помимо теоретического теста, ученики в свободное время и по желанию могли сдать 6 практических экзаменов. Анюта в процессе сдачи теста по морским узлам - нужно завязать шесть узлов за 30 секунд каждый и объяснить, когда и для чего они используются.
Другие практические тесты включали рулевое управление кораблем под команды капитана, чтение карт и радиосигналов, распознавание всех частей корабля, демонстрация последовательности процедур спуска шлюпок и сценария поведения при внештатных ситуациях, далее идет непереводимый на русский язык набор терминов:) Ученики, успешно сдавшие теорию и практику, после 5-дневного маршрута получали Junior Sail Training Standard ("степень младшего моряка"), что является официальным документом и при желании можно продолжать получать следующие степени, вплоть до капитана. Эта сертификация - вне рамок школьной программы и дело сугубо добровольное. К нашему удивлению и гордости, Анюта оказалась ушлым студентом и успешно освоила всю морскую тему, с которой до этой поездки ни разу не сталкивалась. Как говорится "и швец и жнец и на дуде игрец" - а сертификат младшего моряка причалил к нашему дому:))
Помимо уроков, практик, дежурств и занятий присутствовало круглосуточное общение с одноклассниками - "куда же деться с подводной лодки":)? Для активно-социальной Анюты этот компонент был только бонусом.
Регулярно играли в различные командные игры
Много смеялись и просто дурачились
Очевидно, что когда тебе 14, то движуха в формате 24/7 никого не утомляет, а только добавляет драйва:)
Встречали рассветы
И провожали закаты
Пели песни под гитары
Или же плели косички мальчикам из класса
Классный руководитель (второй слева) в этой поездке был впервые, выполнял все обязанности наравне со студентами и поддерживал общий уровень веселья на корабле.
Но вот наступила пятница, и нужно было возвращаться на большую землю. Говорят, что никто не вернулся прежним - кто-то освоил новый навык, кто-то открыл что-то новое в себе, кто-то узнал окружающих людей с новой стороны, и все вместе получили новый опыт в уникальной школьной поездке, которая останется в памяти надолго.