не МАТЬ, а ИМАТИ - ИМЕТЬ

Jun 15, 2023 21:59



Я не знаю, кто сочинил сказку про то, что Киев (м.р.) мать (вроде женщина) городов русских.

Как известно из рассказа летописи, в 882 году Вещий Олег выступает в поход и присоединяет к своим владениям Киев. В данном историческом контексте главой, захватившей Киев, выступает Новгород.
Древний Новгород в 9 веке был важнейшим центром образования древнерусской государственности, одним из самых известных городов Восточной Европы, крупнейшим центром международной торговли, столицей одной из крупнейших земель Древней Руси.

С какой же стати новгородскому князю Олегу ставить всё с ног на голову и завоёванной земле давать статус владетеля, а Новгород объявлять колонизованной периферией?
Историческая мысль явно отрывается от всякой логики.

Совершенно очевидно, что термин «мати» имеет здесь другое значение.

"Се буди мати градом русским."
"Мати" - это не "мать", а "иметь".

Слово сохранилось в украинском диалекте русского языка. "Мати рацію и кулемет" - "иметь смысл", "быть правым".

Из церковнославянского словаря.
Има́ти, има́ю, е́млю, маю, мати:
1) брать;
2) занимать, брать в долг;
3) захватывать (емше - схватив);
4) одолевать (Дюв.). Имаху дань варязи из заморья на чюди. Пов. врем. л. 6367 г. Имати мир - (др. рус.) = заключать мир.
Новгородци имали мир в первое розратье со псковичи с одного. Псков. 1 л. 6918 г.
Имати что на кого считать кого виновным против себя. Отпущайте, аще же что имате на кого. Рук. Рум. муз., № 154, л. 327. (Дюв.).

Имати употр., как вспомог. глаг., для образования будущего времени. А они имают держати так долго, доколя им тых 4 тысячи-рублии исполна не отдамы. Заклад. Польск. к. Влад. 1388 г.

Иматися (др. рус.):

1) брать на (или: за) себя;
2) браться за что. И вам ся, брате, не имати на нашу отчину за Москву, и за великое княжение, и за великий Новгород. Дог. грам. в кн. Вас. Дм. 1399 г.

«Я МАЮ ПРАВО!» -украинский диалект русского языка, так же как и МАТИ.
Иметь чем? Градом русским.

Не "мать градам русским" ни разу. И не "мать градов русских".

"Видите ли горы сия? - яко на сих горах восияеть благодать божья; имать град велик быти и церкви многи бог въздвигнути имать». И вшед на горы сия, благослови я, и постави крест, и помолився богу, и слез с горы сея, идеже послеже бысть Киев, и поиде по Днепру горе".(ПВЛ):

языкознание, археология языка, образование

Previous post Next post
Up