Наш двуглавый орёл в истории

Dec 16, 2022 16:25

https://62info.ru/history/node/15049?page=0%2C4

Описывая подвиги датчан, Саксон Грамматик попутно оставил нам ценнейшие и обширнейшие свидетельства и об их противниках. В частности, он детально описал быт и нравы западно-славянских племён, с которыми датчане испокон враждовали.

Священным городом прибалтийских славян была Аркона, где стоял храм бога Свентовита (хотя, скорее всего иноязычные летописцы исказили так славянское имя Святовид или Световид).

Вот, что пишет Саксон о скульптуре Свентовита, стоявшей в арконском святилище: «В здании огромное изваяние, во всем подобное человеческому телу, но величиной превосходившее, удивляло четырьмя головами и столькими же шеями, из которых две видны были со стороны груди, две - со спины. И спереди, и сзади одна голова вправо, другая влево смотрела…».

А вот, свидетельство Саксона о символах верховного божества славян: «Свентовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской».

Не кажется ли вам, что приведённая цитата содержит все ключевые слова нашей темы? Во-первых, у славян многоголовые божества были обычным явлением. Во-вторых, орёл был у них священной птицей, ещё во времена Арконы (а это с VI по XII век). Вопрос лишь в том, как два этих постулата совместить.

Другими словами, был ли известен в славянском мире конкретно двуглавый орёл как таковой.

Масса свидетельств говорит о том, что однозначно был! Г.П. Дурасов и А.К. Амброзсобрали на Русском Севере целую коллекцию вышивок с двуглавыми орлами.





…и несть им числа!

Народные узоры и орнаменты это не просто беспорядочный набор геометрических фигур - это совокупность канонизированных изображений. Они ткутся или вышиваются по правилам, не менее строгим, чем правила, по которым пишутся иконы. Потому, что сакральная их нагрузка одинакова. Любой узор - это, прежде всего, оберег; он наносился на одежду или ритуальные рушники не для красоты, а для того, чтобы оградить их носителя от нечисти. Включить в обережный узор новый неканонический компонент означает разрушить всю сакральную защиту.

Судите сами: на Руси была масса почитаемых и особо почитаемых православных святых, но ни один из них за всю тысячу лет христианства не удостоился чести быть включённым в традиционные народные орнаменты. Даже условно-схематично, на уровне намёка. Тем более не мог быть включён в сакральную схему иноземный, не имеющий духовной нагрузки символ. Раз двуглавый орёл нашёл своё место в традиционном узорочье, значит, он был, как минимум, не чужд народной сакральности.



Двуглавые орлы в народном исполнении встречаются не только на вышивках, но и на наличниках (окно дома, как участок контакта с внешним миром, нуждалось в особой сакральной защите, поэтому расписным наличникам придавалось такое большое значение - они тоже выполняли функции оберега).

Наш климат сослужил нам недобрую службу. Это на нищем и бесплодном Ближнем Востоке основной строительный материал - камни и глина. На камне, как известно, уж, если что высечешь, то на века. Так же и глиняным табличкам не страшны ни грызуны, ни пожары, ни наводнения. А в нашем природном поясе всё или практически всё имело растительное происхождение - крепости и избы строили из древесины, нитки пряли из льна и конопли, писали и то на бересте…

В результате, скудные ближневосточные каменно-глинобитные артефакты дошли до наших дней в приемлемом состоянии и в почти полном объёме, а наше богатейшее наследие практически целиком сгинуло в водовороте человеческих и природных стихий.

Рубахи и рушники - крайне ненадёжный информационный носитель; время берёт своё и любая ткань со временем истлевает. Сгнивают и превращаются в труху деревянные наличники. Гибнут в пламени пожаров, разъедаются плесенью или рассыпаются от ветхости берестяные грамоты… Поэтому не будем осуждать Светлану Васильевну Жарникову за скоропалительные выводы - действительно, материальных свидетельств старше XVII века до нас дошло микроскопически мало.

А те, что дошли… от нас тщательно скрывают! Потому, что скрывать очень даже есть чего! Ну, как, например, широко огласить информацию, что первое в Европе одиночное изображение двуглавого орла, датируемое Х веком, было обнаружено археологами у нас, в России, под Смоленском, в кладе из Гнёздовского кургана ещё в 1867 году?! А как же западная теория? А как же византийская? А как же тонны диссертаций, по мотивам этих теорий понаписанных? А как же толпы кандидатов и докторов, эти диссертации позащищавшие? Их куда девать? Степеней лишать и в дворники? - Так, на всех мётел не хватит…

Аналогичные изображения на бляшках и подвесках, относящиеся к тому же времени, что и пряжка из Гнёздовского клада, найдены в Киеве и под Белгородом. Такими подвесками украшали одежду и пояса княжеские дружинники. А под Вологдой откопали наконечник ножен меча, украшенный стилизованным двуглавым орлом, датируемый 950-м годом… Одним словом, подавляющее большинство исторических теорий отталкивается от куда более зыбкой доказательной базы, но в их существовании историки заинтересованы, а в существовании этой - нет!

Самая свежая находка из этой серии раскопана совсем недавно, в 2009-м году под деревней Старое Ракомо Новгородской области - это свинцовая подвеска XI-XII веков. И вместо того, чтобы раструбить о ней на весь мир, раз и навсегда заткнув всяких прозападников и провизантийцев, об открытии предпочли промолчать в тряпочку.


Подвеска из Старое Ракомо.

Только вдумайтесь, история двуглавого орлана Руси достоверно отслеживается, минимум, с Х века! У Византии впереди полмиллениума; Хазарский каганат не только жив-здрав, но и вовсю процветает, а Венгрии, напротив, нет, так как венгры ещё даже не переселились в Европу; потрясают Ойкумену грозные печенеги и половцы, но никто и слыхом не слыхивал о каких-то монголо-татарах; собственно, сама Русь ещё не сформировалась, а двуглавый орёл уже чувствует здесь себя, как дома!

Свои раскопки я веду в фольклорных источниках и, если обычные археологи ищут материальные свидетельства прошлых эпох, я ищу свидетельства ментальные. Иногда это мне удаётся, как удалось, например, отталкиваясь только от сказок, доказать, что избушка на курьих ножках была на самом деле пригоризонтной обсерваторией. Вот и по нынешней нашей теме, кажется, раскопал я некий ментальный артефакт.

Есть в русском фольклоре такой персонаж второго плана - Ногай-птица (иногда может писаться через «а» в первом случае - Нагай). Думаю, вам уже резануло по глазам абсолютное совпадение имени русской мифической птицы с именем татарского беклярбека, начавшего выпуск в Золотой Орде денег с двуглавыми орлами (см. часть II настоящего исследования).

Нынешние трактователи в большинстве своём считают, что Ногай-птица - это грифон; лев с орлиными головой и крыльями. Зиждется это мнение на одной-единственной строчке из анонимного «Азбуковника» ХVI века, утверждающей, что, дескать, по суше Ногай-птица передвигается на четырёх лапах.

В остальных же произведениях, где фигурирует Ногай-птица- русских народных сказках «Молодильные яблоки» и «Иван-Медвежье ушко», белорусской народной сказке «Синяя свита навыворот сшита», апокрифе «Голубиная книга» - она ведёт себя вполне по-птичьи и демонстрирует поведенческие реакции, характерные для биологического класса Aves.

«Голубиная книга», вернее, ранние её редакции, свидетельствуют, что Ногай - это псевдоним, а настоящее её имя - Стратим или Страхиль. Это развевает все сомнения относительно её видовой принадлежности - это действительно птица, а не грифон. Более того, это личная птица или даже эманация славяно-языческого повелителя ветров - Стрибога. То есть, персонаж архаичный, на Руси хорошо знакомый.

Зададимся вопросом - как так случилось, что Стратим-птица получила псевдоним, производный от имени татарского темника? У меня напрашивается единственный ответ: когда на Руси увидели орлёные монеты Ногая, изображённого на них двуглавого орла просто узнали! Русичи опознали в знаке на ордынских деньгах хорошо всем знакомую с языческих ещё времён Стратим-птицу. И с той поры имя татарского беклярбека стало ассоциироваться с этим мифологическим персонажем (или наоборот).

Кстати, и сам Ногай успешно внедрился в наш фольклор. Помните такого хрестоматийного антигероя, как «Собака Калин царь»? Так вот это он и есть! Слово «ногай» переводится, как «собака»; а слово «кáлин» - как «толстый» (ордынский узурпатор, действительно, страдал избыточной массой тела).

И, ведь, действительно, если Стратим/Ногай-птицу изображали в виде двуглавого орла на вышивках и наличниках, устный фольклор должен… нет, не должен, а обязан был сохранить сведения о ней. Хотя бы на уровне пояснений кто это и какую роль играет в сакральной защите. Ведь все эти элементы народного творчества - побеги, произрастающие из одного корня: вытканные или вырезанные из дерева узоры всего лишь визуализация того, о чём говорят сказки и былины.
 При перечисленных предпосылках он просто не мог не попасть в русскую геральдику - двуглавый орёл становится официальным символом княжества Черниговского и княжества Перемышльского.



Герб княжества Черниговского.



Гербовый штандарт княжества Перемышльского.

На истории Перемышльского княжества стоит остановиться подробнее, поскольку она являет собой иллюстрацию того, какую судьбу готовил Запад России, склоняя Ивана III к принятию императорской или королевской короны. Незадолго до батыева нашествия оно вошло в состав Галицко-Волынской (Червонной) Руси.

Когда нагрянули монголы, правитель Червонной Руси Даниил Галицкий обратился за помощью к Европе. О, европейские правители засыпали Даниила заверениями в своей поддержке, принялись грозно бряцать мечами, лихо закручивать усы и даже согласились признать русского варвара равным себе - Даниила короновали, он и его потомки получили латинский титул Rex Russiae (король Руси).

Более ничем пресловутая Европа Галицко-Волынской Руси не помогла. Кроме короны Запад Даниилу не прислал ничего - ни гроша, ни бойца. А когда Червонная Русь надорвалась в борьбе с Ордой, те, кого она прикрыла от монголо-татар, разорвали её и поделили между собой. Галиция отошла Польскому королевству, Волынь - княжеству Литовскому. Со временем население этих регионов напрочь забыло о своём русском происхождении и ныне отличается самой оголтелой русофобией - уроженцы этих мест во время Великой Отечественной пополняли кадрами эсэсовскую дивизию «Галичина», а уже в новейшее время составили костяк майданных активистов.

В 1349-м году бывшее Перемышльское княжество будет оккупировано Польшей - его русская история на этом закончится. Интересно, что перемышльский двуглавый орёл переживёт государство, которое он символизировал. На территории Перемышльской земли польская администрация некоторое время будет выпускать собственную денежную единицу - русский грошик. На реверсе у него будет изображён двуглавый орёл, который поляки рассматривали не иначе, как типично-русский отличительный знак.



Поляки считали, что на «русских» деньгах должен быть русский символ; в том, что это будет за символ, они не сомневались.

Чеканить русский грошик на территории бывшего Русского королевства перестанут около 1390-го года. В 1401-м году прекратит существование Черниговское княжество. Однако, домосковская история двуглавого орла на Руси этим отнюдь не завершится. В 1470-х годах его внезапно начнёт печатать на своих деньгах Великое княжество Тверское. Но это уже совсем другая история, которую стоит рассмотреть отдельно…

Орлов Владимир,

политика, размышлизмы, интересное, история, Орлов

Previous post Next post
Up