Юрий Ларичев.
Неопределённость
По натуре вы - доверчивый человек, но жизнь научила вас осторожности. Лишь одному-двум людям вы решаетесь доверить самое сокровенное, но и при этом испытываете чувство невысказанности. С некоторых пор вы поняли, что по самому большому счёту человек безысходно одинок, но вы уже почти смирились с этим и рады, что есть по крайней мере немногие люди, с которыми об этом можно забывать.
Вы довольно-таки упрямы, но ваша воля иногда вам отказывает, и это сильно переживается. Вам хотелось бы быть более уверенным в себе, в некоторые моменты вы просто презираете себя за неуверенность - ведь, в сущности, вы понимаете, что не хуже других. Бываете раздражительны, иногда не в силах сдержаться, особенно с близкими людьми, и потом жалеете о своих вспышках.
Нельзя сказать, чтобы вы не были эгоистичны, иногда даже очень, но вместе с тем вы способны, забывая о себе, делать многое для других, и если взглянуть на вашу жизнь в целом, то она представляет собой, пожалуй, жертву ради тех, кто рядом с вами. Иногда вам кажется, что вас хитро и деспотично используют, вас охватывает сильное негодование. Много сил уходит на обыденщину, на нудную текучку, много задатков остаётся нереализованными, да что говорить…
Вы уже давно видите, сколько у людей лжи, сколько утомительных, никому не нужных фарсов, мышиной возни, непроходимой тупости - всё это рядом, и сами вы во всём этом участвуете, и вам противно, - а всё же где-то, почти неосознанно, остаётся вера в настоящее, нет-нет и прорвётся.
Вы самолюбивы и обидчивы, но по большей части умеете это скрывать. Вам свойственно чувство зависти, вы не всегда в нём сознаётесь даже себе, но вы способны от души радоваться успехам людей, вам близких и симпатичных.
Ну что, мой дорогой читатель, узнали себя? А ведь этот ваш тонкий психологический портрет - всего лишь классический пример «эффекта неопределённости» («таинства демагогии»), приведенный Владимиром Леви ещё в 1973 году. «Есть такие растяжимые слова и фразы - они многозначны, а потому почти ничего не значат, но в личной адресовке вдруг, как губки, начинают пропитываться значением, становятся просто магическими, человек верит, что это о нём, только ему. Это та самая блистательная неопределённость, которая так эффектно работает на самых разных уровнях. Так пишут стихи. Так прорицают, Так составляют проповеди и рекламы спиртных напитков» (В.Леви).
Да, многозначны, как весь этот взбалмошный мир. «Но так ли уж они ничего не значат? - спросит мой проницательный читатель, заметивший в предложениях злополучное герметическое «и да, и нет», « и так, и сяк», «как бы так и как бы не совсем». И будет прав.
Ты не в духе. Достали! Ты на грани срыва. Ты готов выйти из себя и напрочь забыть дорогу назад, забыть вернуться. Тебе хочется побыть одному. Тебя всё раздражает. А эта «тонкочувствующая» с её неуместным участием, как назло, снуёт перед тобой туда-сюда, виляет задом и лезет к тебе с дежурным вопросом: «Ты меня любишь, милый?» Тебя взрывает, и ты с тихой яростью шипишь: «Слушай, дорогая, ты крашеная блондинка или натуральная дура?» Всхлипывания о потерянных годах с этим чёрствым чурбаном удалились в другую комнату, а ты, хлопнув дверью, пошёл куда глаза глядят в сторону пивной. По дороге ты понял, что кроме неё в мире нет роднее и ближе никого. Любишь ли ты её? И да, и нет: по-разному. Скорее всего, любишь.
Мудр ли ты? И да, и нет, но пока ты не научился бесстрастному сдерживанию себя, пока отдаёшься стихии чувств и бесконтрольных эмоций, скорее всего, нет. Но, с другой стороны, ты понимаешь, что дисциплина ума и чувств, так возвышающая тебя к вершинам познания Истины, может убить в тебе способность любить и превратить тебя в «медь звенящую, в кимвал звучащий». Принеся себя в жертву, ты, слегка дотронувшись до Истины, тут же теряешь её. Умом ты понял банальную формулу Истины «Всё есть любовь», но почему-то как-то не любится. Такой вот парадокс. И где тут мера твоей жертвы? И может ли быть мера жертвы? Никто не знает. Неопределённость. Недостаточная жертва не приблизит тебя к Истине. Достаточная - полное самопожертвование - тоже отберёт её у тебя. Ты видишь: тупой и примитивный хам, по кошерным дням устраивающий побои своей взаимной любви, наслаждающийся битьём посуды и мебели, купается в довольствии и счастье. Жизнь удалась. Он живёт бурной любвеобильной жизнью, ежедневно искренне влюбляясь в первую попавшуюся куклу. Но тебе такого не нужно. А что тебе нужно? Может быть, опять неопределённость, а, может быть, и нет. Ты ведь давно внял словам Омара Хайама:
«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало».
Прочитав у Владимира Шмакова: «Любовь к одиночеству есть удел избранных душ», ты согласился с этой рискованной для жизни жертвенной формулой и пошёл своим путём. Рискнув, ты увидел первые результаты.
Когда я пишу якобы для тебя, признаюсь, пишу для себя. Мой шкурный интерес в том, что когда я беспомощно пытаюсь изложить мыслишку, я начинаю лучше понимать её. И таким образом двигаюсь вверх. Вот такой парадоксальный эгоизм, противоречащий моему же утверждению «Уходя ввысь, удаляешься в безмолвие». Безмолвный болтун - это я. И чем больше ненавижу болтовню и графоманство, тем больше приходится этим заниматься. Кара божья: хочешь расти - твори, а не потребляй. Хочешь достичь целостного Единства, растворись. Хочешь обрести своё Я, убей его. Размечтался об уважении, распластайся в унижении самого дна.
Как правильно заметил В.Шмаков, разум заканчивается на грани мировых противоречий. Источником парадоксов является бинер, волна. Мы живём в противоречивом мире. Неопределённая определённость, незавершённая завершённость, неоднозначная однозначность. Любой компьютер блаженно завис бы из-за малейшей неопределённости, а мы плаваем в ней, яко рыба в воде. Мы прекрасно чувствуем себя даже в совершенно бездумной жизни. Мы искренне возмущаемся бестолковщине политического, социального и прочего бытия, но мы не видим и малой толики этой бессмысленности. Такова наша среда. Наши тщетные попытки как-то организовать жизнь на планете с помощью своей рациональной соображаловки не удаются, потому что сам предмет регулирования неоднозначен и плохо определён. Дать же определение тому, что сложнее нас, мы не в силах.
Мы - временные гости. Этот мир придуман не нами и понимается каждым по-разному. Но мы едины в стремлении перевернуть его и прогнуть под себя. Но у него всего одна спина, всем не угодишь; оправдываясь этой отговоркой, он нагло сачкует.
Жизнь - борьба: до обеда боремся с голодом, после обеда - со сном. Вот, один приволок мамонта к пещере и гордо заявил жене: «Я победил в борьбе». Другой просто сказал: «Теперь заживём». А суть одна. Разница между борцом и просто живущим такая же, как между Иаковом, поборовшим бога, и Буддой, внимавшим богу под древом. Борец отличается навязчивым желанием почесать кулаки и самурайским духом всяких «воинов света», терминаторов, нинзя, хоругвеносцев, правозащитников, диссидентов, скинхедов, камикадзе, шахидов, наёмников и прочей шушеры с сомнительной репутацией и совестью. Рутинная же и грязная работа профи не содержит в себе никакой романтики войны.
А жизнь идёт своим чередом, потому что, несмотря на всю нашу борьбу (битву за урожай, бой за справедливость и т.д.), всё по каким-то скрытым под покровом бессмысленности от нас законам идёт к лучшему. И никто толком не знает почему - благодаря или вопреки. Жизнь течёт, не обращая внимания на наши протесты и недовольство. Она управляется Геномом, который вяло отмахивается от нашего детсадовского вмешательства. Особо неуёмных периодически щёлкает по носу: живи сам и дай жить другим. Победил - унижу гордым одиночеством, отнял - отберу, убил - убью, потому что ты победил (отнял, убил) самого себя. Полюбил - полюблю и подарю мир. А действие Генома незаметное - малейшим колебанием мысли всего лишь переставить одну буковку в коде, и мир перевернулся. Самые грандиозные события совершаются невидимыми трепетными нематериальными процессами.
Управлять неоднозначностью - задача нерешаемая. Есть искренние люди, которым показалось, что они всё поняли до такой степени, когда это всё неоднозначное можно формализовать и выразить в однозначных формулах, таблицах и графиках. Концептуалисты, умницы. Всё красиво и правдоподобно. И борцы отовсюду сбежались к ним и пополнили ряды почитателей. Поплюём через плечо, чтобы осуществились их благородные замыслы. Но без копания вглубь подсознания говорить о концептуальной власти рано. Кто ж вам её даст? Она у Генома. Гранату обезьяне он не даст, а если она сама попробует лезть в божье дело, стукнет по рукам. Скоро, очень скоро «генные инженеры» вспомнят эти слова. Это же касается и «инженеров человеческих душ».
дальше по ссылке.
[url]
http://rustimes.com/blog/comment_1279667348.html[/url]