о русском языке

Jul 16, 2019 16:27

Чем отличаются слова первоисточника? Разнообразием словообразований и формообразований. Чем отличаются те же слова, усвоенные другим народом? косностью форм. их укорачиванием и отсутствием словотворчества.
Поэтому вряд ли санскрит был первоисточником для русского языка. Скорее наоборот.

Жарникова пишет в " Золотой ветви".
Известный переводчик гимнов Ригведы - древнейшей части Веды (риг - изреченное, веда - знание) на русский язык - Т. Я. Елизаренкова пишет: «По глубочайшему убеждению переводчика, при переводе с ведийского на другие языки русский язык обладает рядом несомненных преимуществ перед западноевропейскими языками. Эти преимущества определяются как большей степенью соответствия между ведийским и русским в силу лучшей сохранности в нем архаизмов, чем в западных языках, так и большей близостью русской (славянской) мифо-поэтической традиции к индоиранской» 4.
И действительно, давайте сравним слова этих, столь, казалось бы, далеких сегодня друг от друга языков: русского и языка священных текстов Древней Индии - санскрита. Сравним, к примеру, имена богов Веды и славянской древности. Бог огня - Агни, еще его зовут Кравьяд (т. е. поедающий сырую плоть), Яма - бог смерти, яга - жертва на санскрите (и вспомним нашу Бабу-Ягу). Имя славянского Стрибога состоит из двух частей - «стри» - простираться (санскрит) и «бхага» - милостивец (санскрит); имя Неба - Сварог - от санскритского слова «сварга», что и значит - небо (отсюда и славянское наименование солнца - Сварожич, т. е. сын неба - Сварога). И, наконец, русская «сваха» - женщина, соединяющая женихов и невест, создающая новые семьи и зажигающая новые «семейные очаги», и жена ведического бога огня («Агни») - Сваха. Огромное количество схождений дает нам и обыденная лексика:

Русский
Санскрит

Вас
Вас

Вам
Вам

Нас
Нас

Те
Те

То
То

Тот
Тад (тат)

Этот
Этад (этат)

Когда
Када

Тогда
Тада

Свой
Свая

Твой
Твая

Свояк
Свака

Дядя
Дада (старший родственник)

Брат
Бхратра

Деверь
Деври (девара)

Мать
Матри

Праматерь
Праматри

Сноха
Снуша

Диво
Диво

Дева
Деви

Речь
Рич

День
Дина

Свет
Швета

Зима
Гима

Снег
Снега (скользкость)

Мы пользуемся таким словом как «гать», «гати» в значении - дорога, проложенная по болоту, но в санскрите «гати» - проход, путь, дорога. Санскритскому слову «гали» - оскорбительные речи, ругательства, есть русский аналог - «изгаляться», «галиться»; санскритскому «дра» - идти, бежать - соответствует русское «драпать»; слову «радана» - плач, слезы, наше - «рыдание»; санскритскому «вакья» - слово, разговор, русское «вякать». Зачастую мы просто пользуемся тавтологиями, соединяя два слова с абсолютно одинаковым значением: мы говорим «трын-трава», но в санскрите «трин» и значит «трава»; мы говорим «карнаухий», но в санскрите «карна» и значит ухо; мы говорим «дремучий лес», но в санскрите «друма» и значит дерево. Эти примеры можно было бы продолжать еще долго. Так, например, в вологодских и архангельских диалектах встречаются такие слова, сохранившиеся с глубокой древности:

Севернорусское диалектное
Санскрит

адина
ненасытный, прожорливый
адана
адина
принятие пищи, наслаждение
неунылый, неподавленный, веселый

арвина
дратва для починки обуви
арван
бегущий, спешащий, быстрый

арсей
жидкое болото с темной водой
арш
течь, скользить

бат
может быть, возможно, очевидно, вероятно
бат
поистине

бус
бусо
бусый
бусенец
буселы
копоть, грязь
сыро, пасмурно
дымчатый, серый
мелкий моросящий дождь
плесневелые, испорченные продукты
буса
пар, угар, отбросы, нечистоты

варака
неряшливый, убогий, неудачник
варака
бедный, жалкий

варахоба
неповоротливая, неуклюжая, грязнуля
вараха
кабан (свинья)

варя
лицо
варя
круг, ограниченное пространство

вирава
виркой
крик, шум
шумный, скрипучий
вирава
крик, шум

гуня
белье, нижняя рубаха
гуна
нить

дивья
легко, хорошо, удивительно, повезло
дивья
удивительный, прекрасный, чудесный, великолепный, небесный

душина
дурной запах
душти
порча, разложение, гниение

душить
издавать неприятный запах
душ
быть плохим

етистый
яркий, красивый
ета
пестрый, переливающийся, сверкающий

жвар
напряженная работа, горячая пора, страда
жвар
быть горячим, раскаленным

жварить
торопиться делать что-либо, делать как можно скорее
жвара
жар, лихорадка

калить
ругать, понуждать
калана
понуждение

караксы
руки
кара
дело, работа, рука

кувай
глухонемой
карас
дело, действие

кувайка
глухонемая
акарака
безрукий

(не)ку’ка
ни звука (не дать о себе ничего знать) за столько месяцев ни ку’ка
кувате, ку
звучать

кульнуть
упасть в воду
кула
канал, ручей

кулина, кулыня
богатая женщина
кулина
родовитый, знатный

курдан, курдана, курданка
провал в высохшей реке, глубокое место, омут
курда, курдана
трещина

кумка
чашка
кумбха
кувшин, горшок

кретать
двигать, перемещать что-либо
критья
дело, действие, волшебство

лавина
скошенная трава, сено
лавана
срезание, покос

малава
нечистая сила, привидение
малавант
грязный

мат’аня
милый, возлюбленный
мата
влюбленный

мад’аня
милая, возлюбленная
мадана
любовь

наянка
бойкая, веселая женщина
наяна
образ жизни, разумное поведение

ощурить
поджаривать
оша
горение, сгорание

пакши
руки, перья, крылья
пакша
крыло, боковая сторона тела

папин
безнравственный, злодей, негодяй
папин
безнравственный, злодей, негодяй

сарга
кусок бересты или полоска металла, связывающая рабочую часть косы-горбуши с деревянной рукоятью
сарга
упрвляющая движением

упавод
отрезок времени, время ожидания
упавод
упавас
упаваса
обращаться
ждать
пост, воздержание

хара
песок
хара
желтый, золотистый

Еще в 20-х годах нашего века академик А. И. Соболевский говорил о том, что на громадных просторах европейской России, вплоть до северных областей, господствуют названия, в основе которых лежит какой-то древний индоевропейский язык. Он писал в своей работе «Названия рек и озер Русского Севера» (1927 г.): «Исходный пункт моей работы - предположение, что две группы названий (рек и озер - С. Ж.) родственны между собой и принадлежат одному языку индоевропейской семьи, который я пока, вплоть до подыскания более подходящего термина, именую скифским» 8. В 50-е годы шведский ученый Г. Еханнсон пришел также к выводу о том, что в географических названиях Скандинавии и вообще всего севера Европы присутствует мощная скифская подоснова 9.
Мы уже отмечали ранее, что во II тыс. до н. э. в Северо-Западную Индию со своей Восточноевропейской прародины приходят племена скотоводов и земледельцев, именующих себя «арьями», т. е. «благородными». Часть арьев, и немалая, ушла со своей прародины в поисках лучшей доли, но трудно представить себе ситуацию, при которой все население значительной части Восточной Европы покинуло бы ее. Скорее всего такая ситуация просто невозможна, потому что «не выявлено исторических причин, которые могли бы вызвать обязательный всеобщий их (арьев - С. Ж.) уход из своей прародины» 10. Вероятно, большая часть арийских племен осталась дома, на просторах Восточной Европы, чтобы стать предками будущих народов этой земли. И нет ничего удивительного в том, что академик Н. Я. Марр считал, что древняя подоснова славянства имеется далеко на севере, «в тех местах, которые до последнего времени считались отнюдь не славянскими и занятыми славянами уже на заре так называемого исторического времени» 11.
Итак, тысячелетия назад уходили с этих земель племена арьев, чтобы обрести новую родину в Иране (правильно Арьяна - земля арьев) и Индии. Уходили и уносили с собой свои предания, сказки, мифы, верования, обряды, свои песни, танцы, своих древних богов. На новой для них земле, среди других народов они свято хранили память о своем прошлом, о своей прародине. Хранили свою и нашу память! Низкий поклон Вам, далекие братья и сестры, за то, что через тысячелетия пронесли Вы нашу общую святыню, наше общее прошлое, нашу общую память! За то, что сохранили золотые ключи от ушедших времен, и сегодня мы открываем ими сокровищницу прошлого своего народа. Нужно ли это нам? На этот вопрос ответил еще в 1911 году выдающийся исследователь Русского Севера А. Журавский: «В «детстве» человечества - основы для познания и направления грядущих путей человечества. В эпохах «детства России» - путь к познанию России, к контрольному познанию тех исторических явлений нашей современности, которые представляются нам фатально сложными и не подчиненными правящей воле народа, но корни которых просты и элементарны, как начальная клетка сложнейшего организма. Зародыши общественных «зол» - в личных каждого и всех. И мы обязаны всемерно воспользоваться опытами седого прошлого, и чем ближе к зародышам этого прошлого мы проберемся, тем сознательнее, вернее и увереннее пойдем «вперед»... Именно история «детства человечества», именно этнография поможет нам познать логические законы естественного прогресса и сознательно, а не слепо, идти «вперед» самим и двигать «вперед» свой народ, ибо этнография и история - пути к познанию того «прошлого», без которого нельзя применить к познанию грядущего познание настоящего... Россия же меньше, чем какая-либо другая нация, может познать себя без помощи познания корней своего прошлого; а не познав себя, невозможно познать других и учесть свои положения среди других, как не исправив себя, невозможно исправить других... Погибли зародыши многих верований и идеалов, - будем же искать их отпечатки на предметах, пока не погибли навеки и они. Это отнюдь не только «интересно» или «любопытно», но жизненно важно, необходимо» 12.

речь, археология языка

Previous post Next post
Up