You can watch this video on www.livejournal.com
Сергей Иванович Танеев (1856-1915). Кантата «Иоанн Дамаскин» (на слова А.К.Толстого) ор.1, 1874 г.
Имя Сергея Ивановича Танеева не так хорошо известно современных любителям музыки, как имена других русских музыкантов и композиторов конца 19 - начала 20 века. Между тем этот замечательный музыкант и ученый внес значительный вклад - и не только в историю русской музыки, но и в историю русской музыкальной мысли. Наряду с большим числом музыкальных произведений в самых разных жанрах - симфоническом, оперном, инструментальном, камерно-вокальном, Танееву мы обязаны фундаментальными исследованиями самого сложного музыкального языка - полифонии (т.е. многоголосия), языка, выработанного веками музыкальной истории и ставшего основой композиторского творчества со времен средневековья и до наших дней. Танеев создал капитальный труд «Подвижной контрапункт строгого письма» - книгу, систематизирующую и описывающую не только все существовавшие в композиторской практике виды сложного многоголосного соединения под названием «подвижной контрапункт», но и те, которые могут существовать и появиться в будущем. Этот труд, по мнению музыковедов, по своей уникальной методологии сопоставим с гениальной периодической системой химических элементов великого ученого Д.И.Менделеева. (В скобках заметим, что эпиграфом к «Подвижному контрапункту строгого письма» Танеев выбрал строку из «Книги о живописи» Леонардо да Винчи: «Никакое человеческое исследование не может почитаться истинной наукой, если оно не изложено математическими способами выражения»). Стоит, правда, здесь же отметить большую широту взглядов Танеева, который не без юмора писал: «Возможно, с течением времени теперешние новшества приведут в конце концов к перерождению музыкального языка, подобно тому как порча латинского языка варварами привела через несколько столетий к возникновению новых европейских языков…»
Один из его учеников, великий Сергей Рахманинов вспоминал о своем учителе: «Для всех нас, его знавших и к нему стучавшихся, это был высший судья, обладавший мудростью, справедливостью, доступностью, простотой. Образец во все, в каждом деянии своем, ибо что бы он ни делал, он делал только хорошо. Своим примером он учил нас, как жить, как мыслить, как работать, даже как говорить: кратко, метко, ярко. На устах его были только нужные слова.
Одной из главных идей, вдохновлявших исследования и творчество Танеева, стало развитие т.н. «русской полифонии», сочетавшей в себе необычайное богатство и своеобразие подлинной русской мелодики - мелодики народных песен и древних церковных распевов и строгость техники классической полифонии.
Одним из замечательных результатов воплощения этой идеи стала кантата Танеева «Иоанн Дамаскин». Это зрелое произведение явилось завершением долгих лет поисков, исследований и многочисленных музыкальных опытов, но строгий к себе композитор только эту кантату назвал «opus primus» - «первое сочинение».
Истоком кантаты «Иоанн Дамаскин» стал один из неосуществленных замыслов Танеева - кантата на открытие нового московского храма - храма Христа Спасителя. Известно, что это грандиозное событие в жизни Москвы и всей страны нашло отклик в многочисленных художественных произведениях. Осенью 1882 года Танеев участвовал в первом исполнении трио Чайковского «Памяти великого артиста» - камерно-инструментального реквиема памяти Н.Рубинштейна, а два года спустя, в 1884 году создает свой реквием - кантату «Иоанн Дамаскин» на слова графа Алексея Константиновича Толстого.
Глубокие и очень «музыкальные» стихи и поэмы А.К.Толстого к 80-м годам XIX века стали излюбленными в вокальном творчестве русских композиторов. К ним часто обращался Чайковский; в частности, он использовал и отрывок из поэмы «Иоанн Дамаскин» в своем романсе «Благословляю вас, леса».
Текст поэмы отвечал задаче композитора: Танеев воспользовался стихами графа Толстого как поэтической обработкой канонического текста. Это оправдывало использование древнерусских песнопений, что было главным художественным стремлением композитора.
По словам исследователя творчества Танеева, «это подлинный «русский реквием», в котором эстетически прекрасное немыслимо вне пафоса этического». С созданием «Иоанна Дамаскина» в русской музыке появился новый жанр - лирико-философская кантата, сыгравший большую роль и в творчестве самого Танеева, и в истории русской музыки. Композитор, первым сочинением которого стала кантата «Иоанн Дамаскин», венчает свой творческий путь кантатой «По прочтении псалма» на стихотворение А.С.Хомякова.
Благодаря Танееву язык русских композиторов обогатился новым глубоким музыкальным символом - как известно, спустя десятилетие после премьеры кантаты «Иоанн Дамаскин», Чайковский, искренне восхищенный этим произведением, использовал распев «Со святыми упокой» в своей гениальной 6-ой симфонии. Кроме того, необычайно плодотворной оказалась идея использования мелодики древнерусских церковных распевов в симфонических и музыкально-драматических произведениях - и в качестве прямых цитат, и, чаще, как исходных мотивов для развития музыкальных образов. Вне этого нового музыкального влияния не было бы, скажем, удивительных по своей красоте, пластичности и естественности мелодий ученика Танеева Сергея Васильевича Рахманинова.