Damascene art

Apr 01, 2010 22:00

 Дамаскин (damascening) - искусство инкрустации различных металлов друг в друга, чаще всего золото или серебро в основу из меди, стали или сплавов. За основу берется медная или стальная пластина, на которую затем наносятся узоры.

Эта техника имеет долгую историю. Она использовалась для изготовления украшений в Японии, была известна в Древней Греции, Египте, Римской империи, Китае. Дамаскин до сих пор широко практикуется в Испании, Толедо и в Японии, Киото.

Древнее искусство возникло в городе Толедо в 9-11вв. Также искусство украшать изделия насечками из золота и серебра было известно в Древнем Китае, где были найдены изделия, возраст которых насчитывал около 2,5 тысяч лет. Позднее его переняли египтяне, греки, а за ними и римляне, но они использовали принципиально другие технологии. На арабском востоке мастерство золотой инкрустации особенно широко применялось в Дамаске (откуда собственно и произошло название этого искусства - дамасское - дамаскин).

В течение многих столетий Толедо являлся центром самых различных ремесел: от традиционного изготовления ковров, золотых и гравированных изделий до ставшего всемирно известным toledo damascene. Толедо населяли цыгане, арабы, евреи, мавры, христиане, здесь царило смешение архитектурных стилей: готика соседствовала с барокко и другими направлениями. В Толедо можно увидеть арабские мотивы в орнаментах, выполненных арабскими ремесленниками, жившими под властью христиан до всеобщего изгнания, которым закончилось окончательное завоевание Испании. Этим же объясняется наличие в испанском готическом (римском) стиле арабских элементов. В результате такого смешения арабской и христианской архитектуры родился новый стиль, названный мюдежар, который просуществовал в Испании очень долго, да и сегодня еще живы его традиции. Смешение этих стилей нашло отражение и в изделиях дамаскин.

Процесс изготовления украшений или декорирования оружия в стиле дамаскин сложный и трудоемкий. Он начинается с обработки поверхности. При помощи стальных инструментов или путем протравливания на поверхности выбивается рисунок. Далее инкрустация из тонкой проволоки или тонкой пластинки золота 18 или 24 карат наносится по предварительно выгравированному изображению (чаще всего это очень сложный геометрический узор). Послойно наносится 24 и 18-каратное золото, причем последнее получается за счет смешивания 24-каратного золота с серебром, что, в свою очередь, придает золоту едва уловимый зеленоватый оттенок. Рельефная часть изображения выкладывается 24-каратной нитью и фиксируется, фактически вбиваясь в гравировку драгоценного металла. Следующий этап - окисление либо воронение, в результате которого поверхность становится темной, а рисунок - более выпуклым и контрастирующим с поверхностью. Самая последняя операция - чеканка барельефа, благодаря которой рисунок приобретает рельефность, после он шлифуется до блеска. Конечная обработка - repasado - предусматривает придание золотым или серебряным элементам различных оттенков, яркого цвета или матовости, эффекта перламутра.

Виртуозная игра оттенками 18 и 24-каратного золота, изящность, строгость и красота узоров - и составляют основу дамасского искусства. Благородство изделий, украшенных насечками из золота и серебра, продолжают поражать воображение и в наши дни. Они несомненно привлекают внимание благодаря уникальному декору с использованием золота и серебра. Такие произведения искусства можно найти и среди винтажных украшений.


Глоссарий

Previous post Next post
Up