История украшений. Продолжение. Модерн. Ар деко. Ар Нуво. Карл Фаберже

Jun 07, 2014 02:26

История украшений и ювелирных изделий конца IХХ начала ХХ веков - это не только французские, немецкие и американские мастера, но и русский мастер ювелирного дела... вы конечно догадались... да, это Карл Фаберже.



Брошь в виде жука . Золото, серебро, бриллианты, алмазы, рубин, эмаль. Фирма К. Фаберже, мастерская Н. Кемпера. Россия, С-Петербург, 1908-1917. Размер - 7,6 X 2,5 cм

165 лет назад, 30 мая 1846 года, у петербургского ювелира Густава Фаберже родился первенец, которого назвали Карл-Петер.



Будущий человек-бренд и самый знаменитый ювелир всех времен носил немецкое имя и французскую фамилию.
Фаберже происходили из французских гугенотов, и прежде, чем обрусеть, успели онемечиться.
Преследуя религиозных диссидентов, кардинал Ришелье и Людовик XIV нанесли своей стране колоссальный вред. Гугеноты унесли из Франции фантастическую по тем временам сумму в 60 млн ливров, плюс таланты и квалификацию, точной оценке не поддающиеся.





Большинство гугенотов осели в лютеранской части Германии. Таким эмигрантом был, в частности, домашний учитель будущей Екатерины II.



Предки Фаберже переселились из Германии в Лифляндию, где приняли русское подданство. В 1842 году Густав Фаберже открыл в Петербурге мастерскую.
Карл учился ювелирному делу в Европе, а в 1870 году возглавил семейный бизнес.



В мае 1885 года император Александр III присвоил Карлу Фаберже звание «Поставщик Высочайшего двора» и «Придворного ювелира и оценщика кабинета императорского величества» с правом иметь на вывеске изображение Государственного герба



БРОШЬ В ВИДЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ОРЛА.
Золото, платина, бриллианты, рубины, алмазы
Фирма К. Фаберже. Россия, Москва, 1913. В оригинальном футляре.



НАСТОЛЬНЫЙ МЕДАЛЬОН ИЗ КАБИНЕТА ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА С ПОРТРЕТОМ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II.
Золото платина, нефрит, миниатюра на кости, алмазы, бриллианты.
Фирма К. Фаберже, мастерская Г. Вигстрема,
художник-миниатюрист В. Зуев. Россия, С-Петербург, 1908-1917



БРОШЬ ИЗ КАБИНЕТА ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА .
Золото, серебро, бриллианты, эмаль по гильошированному фону.
Фирма К. Фаберже . Россия, С-Петербуг, начало XX века . В оригинальном футляре. Размер -5,2 х 3,8 см

КАРЛ ФАБЕРЖЕ: “ЧТО ПРОКУ В БРИЛЛИАНТАХ?”



БРОШЬ "ЖУК". Золото, рубины, сапфиры, бриллианты, лунный камень, жемчуг
Фирма К. Фаберже, мастерская А. Хольстрема. Россия, С-Петербург, до 1898. Длина 8 см.

О самом прославленном ювелире Фаберже известно немного. Его личный архив исчез в революцию, а в воспоминаниях современников Карл Густавович остался человеком замкнутым, скромным, чуть ли ни затворником. Зато история ювелирных шедевров с клеймом фирмы Фаберже достойна стать сюжетом настоящего авантюрного романа!



БРОШЬ В ВИДЕ ЛУНЫ. Золото, серебро, алмазы, матовый горный хрусталь.
Фирма К. Фаберже, мастерская А. Хольминга. Россия, С-Петербург, 1908-1917. Размер - 4,5 х 2,5 см



БРОШЬ ЛАНДЫШ. Золото, серебро, алмазы, сапфир.
Фирма К. Фаберже, мастерская А. Хольмстрема
Россия, С-Петербург, 1899-1903

Кареты с вензелями в одночасье исчезли с улиц, и вместо великих князей к витринам теперь стремились разудалые матросы с фабричными девицами под ручку - со смесью трусости и наглости в голосе требовали показать “яхонтовые бусы”, указывая грязноватыми пальцами на тридцатитысячное колье.




Подвеска с монограммой Великой княгини Марии Максимильяновны.
Золото, рубины, алмазы огранки "роза" .
Фирма К. Фаберже . Россия, С-Петербург,
конец XIX века. Русский Национальный музей
и
Подвеска . Золото, бриллианты, алмазы, бирюза, гранаты.
Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Россия, С-Петербург,
до 1898 . Длина 1,6 см. Русский Национальный музей

На Большой Морской, издавна облюбованной столичными ювелирами, закрывались магазин за магазином. А старик Фаберже целый год еще жил так, будто в Петрограде ничего серьезного не произошло.




ПЕРСТЕНЬ С ИНИЦИАЛАМИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II И ДАРСТВЕННОЙ НАДПИСЬЮ.
Золото, бриллианты, рубины, эмаль. Фирма К.Фаберже. Россия, С-Петербург, 1912.
Принадлежал российскому императору Николаю II
и
Шифр с вензелем Екатерины II. Золото, серебро, бриллианты; чеканка. Размер - 7.3х3.3 см
Россия. Санкт-Петербург. Между 1770-1780 гг.
Источник поступления в музей Эрмитажа - из собрания императрицы Екатерины II.

И даже сам входил к покупателям, если таковые находились. При этом формально Карл Густавович уже не был хозяином - еще в ноябре 1917 по распоряжению новых властей фирма перешла в руки комитета работников. Просто с собственными работниками у Фаберже с давних пор сложились прямо-таки родственные отношения.




Золото, бриллианты, алмазы, эмаль по гильошированному фону .
Фирма К. Фаберже, мастерская А. Хольминга
Россия, С-Петербург, до 1898. Длина 3 см. Русский Национальный музей
и
БРОШЬ С ЛЕБЕДЕМ. Золото, серебро, алмазы, сапфир.
Фирма К. Фаберже, мастерская А. Хольмстрема.
Россия, С-Петербург, 1899-1903

Фаберже велел сворачивать производство только в июле 1918-го, когда до Петрограда дошла весть об убийстве императора Николая Александровича и всей его семьи. А в ноябре того же года мистер Дерик, секретарь английского посольства, передал ему великодушное предложение королевы Великобритании (давней клиентки фирмы): под видом дипкурьера выехать с супругой за границу.



БРОШЬ ПОДАРОЧНАЯ. Из кабинета Его Императорского Величества.
Золото, сапфиры, эмаль по гильошированному фону.
Фирма К.Фаберже, мастерская А. Хольминга. Россия, С-Петербург, 1912. Размер - 13,4 Х 13,4 см



КОЛЬЕ С САПФИРАМИ. Золото,серебро, сапфиры, бриллианты, алмазы.

Фирма К. Фаберже мастерская А. Хольмстрема.

Россия, С-Петербург, 1914-1917. В оригинальном футляре. Размер - 4,5 Х 3,2 см

Прославленный ювелир не стал долго раздумывать: “Я только зайду домой. Дайте нам с женой 10 минут, чтобы надеть пальто и шляпы!”. Англичанин понимающе усмехнулся: ходили слухи, что, кроме драгоценностей на 60 миллионов долларов, конфискованных большевиками из сейфов питерского и московского отделения фирмы Фаберже, у Карла в загашнике имеется и еще кое-что, хорошенько припрятанное, миллионов этак на 45.



На сборы у Фаберже ушло даже меньше десяти минут. Пропустив жену вперед, он на секунду замер у порога, оглянулся, вздохнул, еще чуть-чуть помедлил и, наконец, шагнул на улицу.



Ему было семьдесят два года, и он навсегда покидал сою гордость, свидетельство небывалого успеха - этот великолепный дом: на подвалах, четырехэтажный (на этаж выше, чем у единственного серьезного конкурента - шведа Болина), объединявший и жилые помещения, и мастерские, и хранилище, и магазин.



В новую жизнь Карл Густавович взял с собой лишь небольшой саквояж. “Будем надеяться, с вашей поклажей ничего не случиться, - сказал англичанин, кивнув на саквояж. - Дипкурьеров даже большевики пока не додумались обыскивать”. “Пускай обыскивают, если хотят.



Тут нет ничего, кроме смены белья”, - рассеянно ответил Карл Густавович, думая какую-то свою, грустную думу.



“Так и сказал? Нет ничего, кроме смены белья?! - Встревожился сын Фаберже, Агафон Карлович, когда мистер Дерик чуть позже описал ему всю эту сцену. - Ну, значит, так оно и было. Не удивлюсь, если старик просто забыл про бриллианты. А что? С него станется”…



САМ СЕБЕ НЕ ЮВЕЛИР

Добрых три десятка лет Карл Фаберже оставался на гребне популярности. Среди его постоянных клиентов были болгарский царь, австро-венгерский наследник, короли и королевы Англии, Италии, Испании, Греции, Дании, Норвегии и Швеции, а также король Сиама по имени Чулалонгхорн.



В Зимнем дворце имелась специальная кладовая, где хранился запас готовых подарков от Фаберже - императорская семья много путешествовала и по пути раздаривала тонны разнообразных предметов с клеймом фирмы. К примеру, императору Японии были подарены пуншевая чаша, два канделябра, ваза из агата, серебряный сервиз (графин с 12 чарками на подносе) и ручное зеркало матового золота в стиле Людовика XV. Китайскому богдыхану - две диадемы, хрустальная чаща с чеканным серебряным петухом, три серебряных вазы с хрустальными вкладками, два хрустальных графина и шпилька для шляпы с рубином и бриллиантами.



Каждый Божий день между 16 и 17 часами к дому номер 24 по Большой Морской съезжались великие князья - посмотреть, что нового Фаберже выставил на продажу. В Зимнем, собираясь в специальном курительном закутке у Церковной лестницы, мужская половина семьи Романовых щеголяла портсигарами от придворного ювелира - высшим шиком считалось иметь каждый день разные.



Однажды в семидесятых годах из-за шедевров Фаберже в высочайшем семействе разразился скандал: император Александр II сослал своего троюродного брата - Николая Константиновича - в Туркестан за … клептоманию. На великого князя пожаловалась его собственная мать - великая княгиня Александра Иосифовна, страстная коллекционерка творений фирмы Фаберже: мол, сын то и дело таскает у нее экспонаты.



Николай Константинович - человек весьма эксцентрический и, увы! не раз позоривший семейную честь Романовых - оправдывался тем, что хочет учиться ювелирному делу и нуждается в образцах для подражания. Он даже попросил Фаберже составить для него список необходимых инструментов. “А зачем в работе с золотом нужен тонкий кожаный ремень без пряжки?”, - поинтересовался великий князь. “Без биться по рукам мастерству не научишь!”, - невозмутимо пояснил Фаберже…



Карл Густавович имел все основания так говорить. В том смысле, что его самого по рукам не били, вот он толком и не выучился мастерству. Ведь ювелир, с легкой руки Романовых провозглашенный “величайшим гением современности” - по натуре своей был скорее историком, знатоком и ценителем искусства, чем истинным художником. И было время, когда к собственной ювелирной фирме Фаберже относился с неслыханным равнодушием!



Ювелирное дело в Петербурге основал его отец, Густав Петрович. Прожив в России 18 лет, Фаберже-старший вдруг решил навсегда обосноваться в Дрездене. Предполагалось, что руководить фирмой станет Карл. Но тот с легкостью перепоручил дела управляющим, а сам предпочел проводить время в реставрационных мастерских Императорского Эрмитажа.



Какой-нибудь полуразвалившийся золотой гарнитур эпохи Перикла занимал Карла куда больше, чем товар собственного магазина - густо усыпанные бриллиантами броши, перстни, колье - вещицы весьма заурядные, но пользующиеся неизменным спросом у купеческих любовниц. Примечательно, что в Эрмитаже Карл трудился совершенно бесплатно. Его просто забыли оформить в штат, а сам он за 15 лет так и не удосужился напомнить. Позже умные люди заподозрили в этом хитрый ход - мол, Фаберже таким образом втирался в ближний круг царской семьи.



С ближним кругом все вышло совершенно случайно - в 1884 году нижегородское купечество преподнесло императрице Марии Федоровне вещицу, купленную в магазине у Фаберже, и подарок понравился. Это был букетик ландышей из жемчуга и бриллиантов в миниатюрной золотой корзиночке - копия с древнего китайского оригинала, Бог весть как затесавшаяся среди заурядной продукции фирмы.



Так “предметные фантазии” от Фаберже вошли в моду при дворе. А сам Карл Густавович уверовал в новый жанр!

Теперь он дни напролет проводил в фирме. Давал идеи мастерам. Присматривался к подмастерьям и, заподозря искру таланта, переводил в мастера. Отбирал лучших выпускников Центрального училища технического рисования и черчения и щедро платил им за эскизы. Ведущим ювелирам Фаберже позволял ставить на их творения личные клейма. Состарившихся служащих не гнал, платил жалование даже 82-летнему, совсем ослепшему граверу, работавшему в фирме с 25 лет. И - о чудо! - никто никогда не уходил от Фаберже, чтобы открыть собственное дело, а ведь могли бы - мастера-то подобрались экстра-класса!

Так что же, кроме руководства (сегодня сказали бы “менеджмента”), Фаберже делал сам, своими руками? Только две вещи. Во-первых, разбивал специальным молоточком, который постоянно носил с собой, любое изделие, если оно ему не нравилось - цена здесь не имела значения! И, во вторых - в том случае, если изделие нравилось - торжественно ставил его на ладонь и обходил всех служащих мастерской - рисовальщиков, ювелиров, златокузнецов, камнерезов и эмальеров - со словами: “Посмотрите на эту замечательную вещь, она закончена!”.



Это могло быть что угодно - инкрустированный рубинами портсигар за 30 тысяч, яшмовая ручка для зонтика за 3 рубля или “предметная фантазия”: букет цветов с эмалевыми лепестками, бриллиантовыми тычинками и нефритовыми листочками в вазе с “водой” из горного хрусталя, обсидиановый тюлень, носорог из серой яшмы, человеческие фигурки “Камер-казак Кудинов”, “Певица Варя Панина”, “Дворник”…



Когда в Петербурге широкое распространение получило фотодело, Фаберже стал выпускать рамки для фотографий. Появилось электричество - дверные звонки. Одному журналисту Карл Густавович объяснял: “Есть люди, которым давно надоели бриллианты и жемчуг. Иногда и не удобно дарить драгоценность, а такая вещица подходит.



У меня может купить каждый, ведь есть совсем недорогие предметы!” С легкостью истинного художника Фаберже уравнял в правах драгоценные камни с полудрагоценными, бриллианты со стеклом, фарфором, костью, эмалью. “Если сравнивать с моим делом такие фирмы как Тиффани, Бушерон, Картье, то у них, вероятно, драгоценностей больше, чем у меня. - Сказано в том же интервью. - У них можно найти готовое колье в полтора миллиона рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники”!



Продолжение следует... завтра ...

http://russiahousenews.info/art-story/peter-karl-faberge
http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/4513669/
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2011/05/110525_russia_faberge.shtml

история украшений

Previous post Next post
Up