1. Какова самая большая проблема современных СМИ?
Я бы назвала несколько проблем:
Новостной пост в твиттере, который содержит только факт, но вышел быстро, оказывается гораздо читаемее, чем цельная проработанная аналитическая статья на ту же тему. В итоге аналитикам приходится заниматься рерайтом пресс-релизов, потому что важно - успеть первыми. И мы получаем целую ленту обрывочных сведений и практически полное отсутствие нормальной аналитики. Начинаешь завидовать журналистам бумажных изданий прежних лет, у которых на проработку материалов был хотя бы день, тогда как сейчас часто нет и часа.
Стремясь за поисковой выдачей, выполняя заказы рекламодателей или просто из лени, но все СМИ повторяют одну и ту же повестку дня. Даже темы аналитических материалов зачастую повторяются у разных изданий. Поэтому не важно, какую газету или портал ты читаешь, ты будешь видеть одни и те же заголовки. Иногда по этой причине из внимания журналистов могут ускользать важные темы, которые в итоге оказываются неуслышанными читателями. Или наоборот: незначительные сюжеты одновременно оказываются на первых полосах всех газет.
Заказчик современного СМИ - это не читатель, а рекламодатель. Это приводит к тому, что тиражи сжигаются на задних дворах, а интернет-статьи замусориваются СЕО. В итоге читатели получают бесплатный или дешевый, но некачественный контент, а рекламодатели теряют реальных клиентов. К сожалению, многие издания гонятся за прибылью (зачастую просто пытаясь выжить), жертвуя качеством.
- Игнорирование журналистской этики
Журналисты гонятся за горячими темами зачастую пренебрегая журналистской этикой (а иногда даже законностью). Часто можно увидеть материалы со ссылками на сомнительные источники, а то и вовсе без ссылок на них. Или же публикуются данные озвученные вынужденно с просьбой не разглашать их. В итоге страдают люди.
Смешение классической журналистики с копирайтом, эпистолярным и дневниковым жанром. Непонятно, где СМИ, где личный дневник, а где телеграф. Это вводит в замешательство и читателей и писателей.
Порталы типа “фриланс” предлагают написание статей по 30р. за штуку. Такой псевдокопирайтинг наполняет интернет графоманскими текстами, которые невозможно читать. При этом многие клиенты начинают думать, что столько и должна стоить работа журналиста и людям, которые привыкли качественно прорабатывать свои материалы, становится сложно найти работу.
- Размытость профессиональных критериев журналиста
В последнее время стало считаться, что журналист должен уметь всё: и писать, и снимать, и верстать, и на комментарии отвечать. При этом в журналистику идет все больше людей, которые не имеют ни таланта ни образования, но “берут” работодателя как раз знанием интернета (СММ, СЕО и т.п.) В итоге страдает качество текстов и, следовательно, общая культура СМИ.
2. В чем главная причина, по которой люди стали меньше доверять СМИ?
Во-первых, в СМИ публикуется много очень противоречивой информации: в одних изданиях одно - в других другое. Уже само это заставляет задуматься. Плюс появилось много способов перепроверить прочитанное.
Кстати, я заметила, что в сельских районах доверие к СМИ (и к печатным, и к ТВ) гораздо выше, чем в крупных городах. Так же, как и среди людей пенсионного возраста. Они привыкли верить журналистам и пока не все и не до конца разучились.
3. Должны ли СМИ сдаваться в борьбе за отстаивание политической объективности?
А она вообще есть (была) - эта борьба? Для того, чтобы быть политически объективным, не нужно бороться - нужно просто быть. Другое дело, что далеко не всем это нужно. Журналистика - это рупор идей и идеалов. Но эта функция предполагает некоторый уровень политической субъективности. И это не плохо. Как раз отсутствие четкой позиции, желание угодить всем и каждому часто раздражает в журналистах.
4. Интернет для журналистики - это....
С одной стороны - главный инструмент в работе, как при распространении информации, так и при ее сборе.
С другой стороны - главный конкурент за внимание читателей, так как представляет большой выбор способов времяпрепровождения.
5. Главная задача современной журналистики?
Распространение идей. Это то, чего сейчас очень не хватает обществу. Запрос на смыслы, на содержание у людей огромен. И журналистика должна этот запрос удовлетворять: не только ставить вопросы, но и предлагать ответы на них.
6. Какие темы остаются сегодня “белыми пятнами”
В нашей стране дефицит идеального. И в журналистике это заметно больше всего.
Также заметно отсутствие положительных примеров. В основном эта тема представлена только историями об удачных стартапах, успешных бизнесменах и шоуменах. Не хватает позитивных историй из жизни людей: ученых, учителей, врачей, рабочих, матерей. Многие издания считают эти темы “неформатом”, а зря.
7. Кто более циничен, журналисты или читатели?
Каждый человек в своей работе бывает циничен, иначе просто невозможно её делать. Но журналист - это работа, а читатель - нет. Мне не кажется, что российский читатель хоть сколько-то циничен. В людях жив запрос на правду, на ценности, на мысли. На самом деле “чернуха” и “порнуха”, которой пичкают с экранов, большинству уже давно надоела. Но русским людям всегда не хватало инициативности. Поэтому ожидать резкого изменения читательского (и зрительского) поведения не приходится.
http://vk.com/note6467245_11840952