С чего начинается насилие?

Jul 17, 2016 09:27

Оригинал взят у yana_zinigrad в С чего начинается насилие?
.
Подхватываю тему постов Ульяны Гукасовой в ФБ.

С чего начинается насилие?
Оно начинается с неуслышанности. Ребёнок с самого рождения способен выражать свои потребности и желания.
И всё зависит от того, подавят ли родители эту его способность или позволят ей проявляться.
Самый маленький и "несмышлёный" младенец знает, когда "да", а когда "нет". И очень долго не теряет надежды донести это до взрослых.
Самый простой пример: сися - это "да", а мокрые штаны - это "нет". Но очень часто родители не слышат или не хотят слышать призывов ребёнка и выворачивают всё наизнанку. Ребёнок плачет от непреодолимого желания взять в рот материнскую грудь и от нестерпимого жжения в паху, а мама затыкает его рот соской и начинает интенсивно трясти коляску. Ребёнок пытается отстаивать свои права, но силы не равны, и ему приходится мириться с действительностью. Это первый опыт насилия. И дают его не злодеи из подворотни, а родные родители.

Если представить себе, что ребёнку повезло, он родился в семье приверженцев Ледлофф и не был изнасилован ни резиновыми заменителями груди, ни усовершенствованными подгузниками, ни дорогими клетками под названием "детские кроватки". Он рос возле маминой груди и постоянно слышал биение маминого сердца. Значит ли это, что дальше всё пойдёт гладко и он всегда будет услышан и понят?

Ребёнок растёт, его потребности и желания меняются и растут вместе с ним. Он уже не довольствуется только сосанием, сном и материнской лаской. Он жаждет движения вперёд. В нём начинает разворачиваться, развиваться всё, что заложено от рождения. Ребёнок стремится проявить себя в этом мире. Ему нужно познать окружающую действительность на вкус, на ощупь, на вид. Ему нужно ощутить и изведать все доступные её проявления. Ребёнок начинает делать выбор. Что есть, что надевать на себя, куда идти и чем заниматься.
Этот возраст принято называть "кризисом трёхлетнего возраста".

Но у ребёнка нет никакого кризиса. Кризис наступает у родителей, которые не готовы к тому, чтобы услышать и принять человека, растущего рядом.
И здесь родители делают выбор: пытаться подчинить, подстроить под себя раскрывающуюся рядом с ними личность или начать непростую работу над собой. Над своими подавленными желаниями, неудовлетворёнными потребностями, над детскими травмами, которых огромное количество в каждой нашей с вами биографии.

Не многие выбирают второй путь. А первый может идти двумя способами: первый - подчинение ребёнка родительской воле с помощью физического превосходства, второй - подавление его желаний путём манипуляций, играющих на тонких струнах его души.
И то и другое - акты насилия, хотя внешне они выглядят совершенно по-разному.

Дальше всё идёт по хорошо известному всем сценарию. Жизнь родителей и детей проходит в борьбе, обостряющейся на переходных этапах развития новой личности. Кризис 7, 10 лет, подростковый кризис, кризис 16 лет. На каждом этапе ребёнок делает попытку бунта и выхода из-под контроля взрослых в стремлении перестать быть марионеткой, стать полноценной личностью и идти своим путём. Большая часть попыток терпит неудачу, но всё же иногда "пленникам" удаётся разными путями высвободиться из-под родительского гнёта. Но выход на свободу не означает взросление. И даже "победив" родителей, многие остаются "побеждёнными" и проигрывают знакомый им сценарий, но уже в роли родителей своих детей.

Я описала всё очень упрощённо и схематично. Конечно, в жизни всё происходит сложнее и многогранней.

Но я хочу вернуться к тому, с чего начала - к теме насилия. С чего оно начинается?
С чего начинается молчание девочки, которой мужчина поднимает платье?
С чего начинается агрессивность парня, который в тёмном подъезде одной рукой зажимает рот женщине, а другую запускает ей под кофту?
Не с упущений школьного воспитания, не с неравенства полов, не с пропаганды и политики.

Дорогие мамы, оно с нас начинается...

С того, готовы ли мы слушать и слышать своего ребёнка, уважать его потребности, желания и нежелания, умеем ли принимать его требования, протесты, отказы, различаем ли его "да" и "нет".

Понимаете, гораздо проще объяснить детский бунт и отказ быть удобным непослушанием, невоспитанностью, возрастным кризисом, желанием сесть на шею, манипуляцией, чем посмотреть в глаза своему ребёнку и признаться себе: я и сам ещё не смог повзрослеть, но я несу ответственность за этого человека, рождённого мной.

Дорогие мамы, это непросто растить своего ребёнка и растить ребёнка в себе. И иногда кажется, ну, откуда можно взять силы на это?! Но эти силы нам даны. И, любя, принимая и согревая ребёнка, мы лечим самих себя, тех покалеченных, израненных детей внутри нас.

Я точно могу сказать вам: мир без насилия возможен. Как возможно детство без наказаний и угроз, без принуждений и манипуляций, без ссор и ревности, без обзывательств и страшилок, без слёз и истерик. И это в наших руках. Вернее, в наших сердцах.
Previous post Next post
Up