Кто виноват в гибели более 500 человек в аду на Тенерифе?
May 29, 2015 14:14
Оригинал взят у fotograf_dim в Кто виноват в гибели более 500 человек в аду на Тенерифе? Очевидцы рассказывают, что разверзся ад! Один за другим взрывались топливные баки. Обломки разлетались на сотни метров вокруг. На место катастрофы оперативно прибыла дежурная аварийно-спасательная команда. Она приступила к тушению.
Из города вызвали подкрепление, и вскоре прибыли десятки пожарных машин. Городская администрация обратилась к жителям Лос-Родеоса за помощью. Сотни людей откликнулись на этот призыв.
В этот день многие спасали других, рискуя собственной жизнью. Джек Даниэль помог жене и дочери выбраться в безопасное место - и исчез. Перепуганная жена спрашивала всех подряд, не видели ли мужчину в белом костюме. Кто-то ответил, что он бросился спасать молившую о помощи женщину. Но тут раздался взрыв - все кончено...
Каждый говорил о своем спасении как о чуде. «Я чувствовала, что кто-то наблюдает за мной, - утверждала Тереза Браско. - Похоже, над нами парил наш ангел-хранитель»...
Что же произошло? А началось все с того, что террористы так называемого Движения за независимость и автономию Канарских островов взорвали в 12.30 (время по Гринвичу) бомбу в зале ожидания аэропорта Лас-Пальмаса. Взрыв не повлек разрушений и человеческих жертв, однако администрация, опасаясь новых терактов, временно закрыла терминал. В сложившейся сложной обстановке диспетчеры направляли самолеты в аэропорт Лос-Родеос, расположенный в 70 милях от Лас-Пальмаса.
Этот аэропорт находится в ложбине между двумя потухшими вулканами, на высоте 700 метров над уровнем моря. Пилоты недолюбливают его из-за непредсказуемых метеоусловий. За несколько минут солнечная погода могла смениться туманом. Такие метаморфозы объясняются близостью Атлантического океана.
Якоб ван Зантен, командир «Боинга-747» голландской авиакомпании «КЛМ», также получил указание от диспетчера Лас-Пальмаса следовать в соседний аэропорт. На борту самолета находились 235 пассажиров, которых обслуживали 11 стюардов и стюардесс. В экипаже «КЛМ» - опытные пилоты: командир Якоб ван Зантен, с 25-летним стажем, второй пилот Класс Мейер и бортинженер Вильям Шредер.
В 13.38 лайнер совершил посадку в Лос-Родеосе. Другой «Боинг-747», принадлежавший авиакомпании «Пан Америкэн», выполнял рейс РА 1736 (позывной «Клипер 1736») и был забронирован туристской фирмой «Ройял круиз». На его борту находились 378 пассажиров из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. Впереди их ждал многообещающий круиз на теплоходе «Золотой Одиссей». Командир «Боинга» Виктор Граббс, второй пилот Роберт Брэгг и бортинженер Джордж Варне считали, что их самолет дождется открытия аэропорта Лас-Пальмас в воздухе - топлива в баках более чем достаточно. Но распоряжение диспетчера - закон: в 14.15 «Клипер 1736» совершил посадку в Лос-Родеосе.
Явно не рассчитанный на обслуживание такого количества самолетов маленький аэропорт не мог их вместить - вскоре все стоянки и даже часть рулежной дорожки заняли лайнеры, ожидавшие разрешения на вылет в Лас-Пальмас.
В 15.00 аэропорт Лас-Пальмаса открылся, и уже через несколько минут первые счастливчики начали выруливать на взлетную полосу. Образовалась настоящая очередь из самолетов.
Ожидая в полной готовности своей очереди на взлет, командир американского «Боинга-747» Граббс с нетерпением поглядывал на самолет компании «КЛМ», преградивший ему дорогу.
Погода между тем стала портиться, налетевший с моря ветер принес дождевые облака, по иллюминаторам самолетов поползли тяжелые серые капли, видимость резко упала. Посадочные огни в аэропорту не работали, - взлет в условиях плохой видимости связан с определенным риском.
В 16.59 голландский «Боинг» покатил к началу взлетно-посадочной полосы, причем пришлось включить освещение, так как двигался он почти вслепую. Вслед за ним готовился подняться в небо и «Клипер 1736», следовавший за «КЛМ». Диспетчер в 17.02 дал ему команду выруливать на 12-ю полосу, затем свернуть на третьем съезде (С-3) налево и продолжить путь по рулежной дорожке на 30-ю полосу.
«Клипер тысяча семьсот тридцать шесть, сообщите, когда покинете полосу». «Клипер тысяча семьсот тридцать шесть», - отозвался капитан Граббс, подтвердив тем самым получение запроса.
Экипаж голландского «Боинга» уже заканчивал подготовку к взлету. Видимость временно улучшилась до 900 метров. Второй пилот связался с диспетчером: «Это КЛМ четыре тысячи восемьсот пять. Готовы к взлету».
Выдержав паузу, диспетчер ответил: «КЛМ 4805, после взлета занимайте эшелон 9,0. Правый разворот на курс 040. После прохода ВОР (вид радиомаяка) Лас-Пальмаса выходите на связь с диспетчером...»
В наушниках у пилотов раздался треск. Майер повторил полученные инструкции, и ван Зантен кивнул: «Понял».
Пока «КЛМ» вел переговоры с «вышкой», пилоты «Пан Америкэн» не заметили, как проскочили третий съезд. Второй пилот «Клипера» пытался поймать паузу в радиообмене между диспетчером и голландскими летчиками. Наконец, ему удалось вклиниться в разговор: «...мы все еще на полосе, Клиппер тысяча семьсот тридцать шесть». По трагической случайности его слова наложились на окончание инструкции, которую диспетчер давал «КЛМ»: «...будьте готовы к взлету. Я свяжусь с вами, как только освободится полоса». В кабине голландского экипажа вместо указаний диспетчера услышали треск. В результате ван Зантен не узнал самого главного - на полосе все еще находится «Пан Ам» - и посчитал, что разрешение на взлет ему дано. В 17.06 голландский «Боинг» начал роковой разбег.
Пилоты «Клипера» слышали все переговоры между диспетчером и экипажем «КЛМ». Второй пилот Роберт Брэгг позже рассказывал: «Сквозь туман я увидел впереди огни. Я сначала подумал, что это "КЛМ" стоит в конце полосы. Но потом понял, что огни приближаются». Брэгг закричал: «Сворачивай, сворачивай!» Командир Граббс тоже заметил голландский лайнер и резко повернул свой самолет - на 30 градусов. Поздно...
Якоб ван Зантен, увидев в нескольких метрах лайнер «Пан Ам», изо всех сил потянул штурвал на себя, пытаясь поднять многотонную машину в воздух. Хвост «Боинга» заскрежетал по бетону. Оторвавшись на несколько метров от земли, на скорости 265 км/ч «КЛМ» в 17.06,50 врезался в своего американского собрата. Четыре стойки шасси снесли большую часть верха фюзеляжа «Пан Ам». Именно благодаря этой пробоине спаслась часть пассажиров. От удара стойки отлетели, и «голландец» рухнул на бетонку в 150 метрах от места столкновения. Полуразрушенный фюзеляж машины метров триста протащило по полосе, пока он не остановился, развернувшись на 90 градусов.
Левая сторона «Пан Ам» была частично разрушена. Из 396 человек на борту американского «Боинга-747» удалось спастись только 70 пассажирам; 9 из них умерли от полученных ожогов в больницах. Уцелел и экипаж капитана Граббса.
На «Боинге-747» авиакомпании «КЛМ» не уцелел никто; 248 человек сгорели заживо.
28 марта 1977 года название маленького курортного городка Лос-Родеос, расположенного на знаменитых Канарских островах, появилось в заголовках всех газет мира. В аду погибло 583 человека, это самая страшная трагедия в истории авиации.
Для выяснения причины катастрофы в Лос-Родеос прибыла целая армия авиационных экспертов из Соединенных Штатов, Нидерландов и Испании.
Девять месяцев продолжалось расследование трагедии, прежде чем правительство Испании обнародовало его результаты. Главной причиной катастрофы, по мнению комиссии, стала недисциплинированность командира ван Зантена, начавшего взлет без разрешения диспетчерской службы.
Как мог такой опытный пилот, как ван Зантен, совершить столь невероятную оплошность? Похоже, причина тому спешка и отвратительная погода. Затрудняли ведение точных переговоров и радиопомехи. Несовершенный английский язык диспетчеров и команды лайнера «КЛМ», по-видимому, также усугубили дело. Но для тех, кто погиб, все это уже не имело никакого значения. Косвенный виновник катастрофы - Антонио Кубилло, лидер сепаратистского движения Канарских островов. Бомба, взорвавшаяся в Лас-Пальмасе, была заложена по его приказу. Однако, сбежав в Алжир, Кубилло заявил: «Испанцы не хотели, чтобы туристы видели разрушения в Лас-Пальмасе. Это по их вине произошло столкновение самолетов. Так что гибель 583 человек не на моей совести».