В ночь с 7 на 8 февраля умер Сергей Александрович Муратов. Один из основателей КВН, документалист, кинокритик, ученый. Человек, оказавший на меня очень большое влияние. Действительно, как написал мой одногруппник, «человек удивительной внутренней чистоты». Не буду перечислять все его достижения. Тут только личное.
Очень часто вспоминаю и никогда не забуду, как Сергей Александрович смотрел документальное кино. С нами, со студентами. На таком старом телевизоре. Сидел к нам вполоборота - и было видно, как он беззвучно плачет или так же беззвучно смеется. Но ни разу он не смотрел кино просто так. Вот честно: всегда или плакал, или смеялся. Вот так сидел, и только было видно, как плечи содрогаются - от смеха или от слез.
А потом он говорил всего одну или две фразы. Но фразы не были проходными. Да и всегда он высказывался удивительно метко. Вглубь. Я многое помню до сих пор - все это впечаталось, наверное, навсегда. «Если человек сомневается в своем таланте - это и есть признак таланта».
Я все какие-то работы смешные снимала, показывала ему, а потом долго плакала дома, потому что Сергей Александрович говорил, что это «ерунда какая-то», «детский лепет». Потом я была вынуждена уйти на год в академ в связи с рождением Лёвы. Мне осталось только защитить диплом, все экзамены были сданы. Мне все говорили: «Да защитишь ты диплом и так! Не надо уходить в академ!» Но я знала, что хочу снять фильм и защитить его у Сергея Александровича, а это не получится сделать за пару недель на коленке. Фильм я сняла, очень посредственный, даже, можно сказать, совсем непрофессиональный. Но Сергей Александрович его похвалил, очень похвалил - я правда не знаю, почему, - и это были одни из самых счастливейших минут в моей жизни. Он так тихо смеялся в усы, когда говорил о моем фильме.
А документальные фильмы - для меня теперь огромное окно в мир, способ познания жизни и Бога. И я не знаю, могла бы я так понимать документальное кино, если бы не Сергей Александрович. Именно он порекомендовал мне посмотреть фильм «Деревенский фотограф» Алексея Погребного, и это до сих пор мой самый любимый документальный фильм, мой личный маяк.
А еще - после окончания университета я читала его книги. Это было здорово - продолжала общаться с ним через книги. Почему-то это было легче, чем просто позвонить ему на домашний и спросить, как у него дела, и рассказать пару слов о себе. Так часто бывает. От этого сейчас очень грустно.
А еще - Сергей Александрович записывал огромное количество передач, которые шли по телевидению, отсматривал их, а потом лучшие показывал нам, студентам.
А еще я навсегда запомню - и для меня это как такая звезда, которая всегда светит, - его порядочность, даже идеализм, и вера в то, что телевидение должно пробуждать в человеке какие-то высшие чувства. Именно телевидение. И вот сейчас по Общественному Телевидению России показывают хорошие документальные ленты - это оно, это из общего полотна, над которым работал Сергей Александрович. Авторское документальное кино стали показывать по телевидению!
Да, идеализм, да, «человек старой закалки». Но я так и не знаю, что такое новая закалка. И вообще не знаю, для чего еще работать, если не пробуждать в человеке что-то высокое, духовное, прекрасное. Такие люди, как Сергей Александрович - идут где-то рядом с нами по жизни, как бы машут нам рукой, - привет, я здесь - и это как-то очень держит на плаву.
Я воспитываю сейчас троих детей. Работала 2 года на прекрасном портале «Православие и мир», создатели которого, по сути, работают ради того же самого, о чем говорил Сергей Александрович. К слову, с телевидением у меня пока как-то и не срослось.
Но документальное кино - это моя мечта, мое персональное счастье. И пусть это звучит смешно из уст человека, который к 30 годам только и снял один дипломный фильм. Еще не вечер. И я говорю - спасибо - своему Учителю. Сергей Александрович, спасибо Вам! Пока-пока. Он так любил говорить в конце занятия или разговора.