Экологическая истерика как закономерное следствие социального эгоизма и невежества

Dec 10, 2013 22:52

image Click to view


Уже который месяц жители Мясниковского района Ростовской области не дают себе покоя вокруг строительства нового сооружения на территории полигона хранения радиоактивных отходов ФГУП « РосРАО».

И снова, весь сюжет развивается по известному сценарию: решение федеральной власти построить какой-то необходимый объект, недовольство, замешанное на неосведомленности местного населения, и появление "героев", объясняющих, кто в чём виноват, и что нужно делать "спасителям природы" для противодействия мнимой опасности, с распространением дальнейшей дезинформации и разжигания недовольства. Далее, "герои" обязательно находят источники финансирования от сторонних спонсоров, и паника, разжигаемая в печатном и устном виде, и особенно, через социальные сети, начинает охватывать цеоый регион, выплескиваясь аж до митингов в Москве.


Не нужно быть глубоким специалистом в социологии, чтобы снова увидеть причину вовсе не в экологии, а в общем недовольстве большинства населения своим положением. И, хотя, Мясниковский район Ростовской области, вовсе не является столь заброшенным в экономическом отношении, как Новохоперский в Воронежской, поводы для обостренной реакции на любые раздражители, лежат на поверхности. Тут и непосредственная близость к более благополучной и удобной городской агломерации, и как следствие, некоторая экономическая заброшенность - многие жители работают в областном центре, а не дома.


Как всегда, в таких случаях, на запах жаренного слетается "оппозиция" всех мастей, в данном случае, жутко "оппозиционная" КПРФ, которая, будучи абсолютно лояльной в целом власти партии, старательно изображает из себя непримиримого "борца за экологию" в регионах. В очередной раз, приходится напоминать, что партия, официально позиционирующая себя как "наследница КПСС", как известно, ответственной за неблагополучную экологическую обстановку, сложившуюся на территории бывшего СССР. И снова, предметом организованного и старательно направляемого протеста, как и в случае с недавними попытками сорвать аварийно-восстановительные работы на скважинах, подлежащих консервации и ликвидации в Прихопёрье, становятся меры, направленные на охрану окружающей среды.


Полигону, расположенному у с. Большие Салы, скоро исполнится 50 лет. Никакого отношения к атомной энергетике, и отходам от неё, столь тревожащим неспециалистов, содержимое этого ангара не имеет. На специально оборудованной территории хранятся отработанные радиоактивные препараты, различного рода маркеры и датчики, используемый в медицине, геологии, системах пожарной сигнализации и множестве других, совершенно невинных, с точки зрения радиационной опасности применениях. Для утилизации и хранения подобных отходов и создаются такие полигоны. Данное сооружение представляет собой хранилище твердых радиоактивных отходов, определяемых как [класс 3]класс 3

3. Удаляемые радиоактивные отходы с учетом технологических особенностей обращения с ними относятся к классу 3, если удовлетворяют следующим критериям:

а) являются твердыми радиоактивными отходами - не подлежащими дальнейшему использованию материалами, оборудованием, изделиями, грунтом, отвержденными жидкими радиоактивными отходами, отработавшими закрытыми источниками ионизирующего излучения третьей категории опасности, установленной в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии;

б) относятся к одному из следующих видов отходов:

среднеактивные радиоактивные отходы, содержащие радионуклиды с удельной активностью:

от 108 до 1011 Бк/г - для тритийсодержащих радиоактивных отходов;

от 104 до 107 Бк/г - для радиоактивных отходов, содержащих бета-излучающие радионуклиды (за исключением трития);

от 103 до 106 Бк/г - для радиоактивных отходов, содержащих альфа-излучающие радионуклиды (за исключением трансурановых);

от 102 до 105 Бк/г - для радиоактивных отходов, содержащих трансурановые радионуклиды;

низкоактивные долгоживущие радиоактивные отходы, содержащие радионуклиды с периодом полураспада более 30 лет и удельной активностью:

от 107 до 108 Бк/г - для тритийсодержащих радиоактивных отходов;

от 103 до 104 Бк/г - для радиоактивных отходов, содержащих бета-излучающие радионуклиды (за исключением трития);

от 102 до 103 Бк/г - для радиоактивных отходов, содержащих альфа-излучающие радионуклиды (за исключением трансурановых);

от 101 до 102 Бк/г - для радиоактивных отходов, содержащих трансурановые радионуклиды;

в) подлежат в соответствии с критериями приемлемости, установленными федеральными нормами и правилами, регулирующими обращение с радиоактивными отходами, захоронению в пунктах приповерхностного захоронения радиоактивных отходов, размещаемых на глубине до 100 метров.

Кроме того, в хранилище попадают различные фрагменты конструкционных материалов, почвы и прочих материалов, оказавшихся в зоне облучения и требующих изъятия и изоляции. Замечу, что иногда в категорию радиоактивных отходов попадают различные битумы и асфальты, оседающие в нефтепроводах. Всё это требует изоляции, переработки и тщательного внимания. Именно такого рода отходы и хранятся на территории полигона в Мясниковском районе. Существование таких хранилищ неотъемлемая часть современной промышленности, науки и цивилизации. Строительство нового хранилища на новом месте повлечет усложнение логистики, безвозвратное изъятие земель, и необходимость содержать уже не одно, а два сооружения. Что, разумеется, скажется на бюджете. Кстати, многие выступающие против строительства второй очереди хранилища, на той же, уже выведенной из оборота территории, почему-то возмущаются фактом бюджетного финансирования ХТРО. Странно, что их не возмущают расходы на оборону, медицину и науку, ведь именно следствием использования радиоактивных источников в этих отраслях является необходимость сбора и утилизации отработанных радиоактивных компонентов. Кстати, утилизация радиоактивных источников, вовсе не всегда бесплатны.


Примерно так выглядит ХТРО внутри.

Господин Гурген Поповян, глава Большесальского сельского поселения, несколько кривит душой, утверждая: "Я так думаю, что этот объект никогда не построят, потому что по законодательству на работу с атомными отходами добро дает сельское поселение. По закону положено так. А мы никогда такого не позволим". Смею поправить главу Больших Салов, процитировав законодательство:
Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ
"Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"



Следовательно, такого уж прямого согласия самого населения, не требуется. Достаточно лишь взвешенного и ответственного подхода со стороны администрации. Которая может быть настроена конструктивно, а может, заниматься популизмом, для удовлетворения "общественного запроса" местных жителей на социальный эгоизм. Дескать, "Пусть хранят где хотят, только не у нас!", забывая, что хранилище уже создано и функционирует, причем, никаких проблем с радиационной безопасностью и загрязнением, на объекте не происходило и не может случится в принципе, благодаря типу самого содержимого и соблюдению предусмотренных норм. Кстати, о нормах. Во многом, необходимость создания второго помещения, вызвана необходимостью сортировки и упаковки уже накопленного содержимого, требующего вывоза в связи с истечением срока хранения.
Что же касается, действительно, повышенной заболеваемости раком, в частности, молочной железы, то, к неудовольствию борцов с радиацией, этот прискорбный факт имеет совершенно прозаическое, далекое от радиации, объяснение:


Критическое состояние окружающей среды в районе объясняется прежде всего наличием 7 свалок и проблемами с очистными сооружениями. Нельзя сказать, что администрация района ничего не предпринимает для решения проблем, но можно точно утверждать, что существующий объект не вносит никакого неблагоприятного воздействия на окружающую среду. По крайней мере, контролирующие органы никогда не отмечали каких либо утечек или нарушений регламента. Зато, очень хорошо распространяются "городские", пардон, сельские легенды, про трех мальчиков, умерших после купания в ручье (имена и фамилии которых никто вспомнить не может), и охранников, недоживших до пенсии. Могу заметить, кстати, что при всей неблагоприятной обстановке, продолжительность жизни в Мясниковском районе, несколько выше, чем в целом по области. Поэтому, увы, столь прискорбное наблюдение, несет в себе скорее всего известные всем российские беды, приводящие к ранней смерти мужского населения, уж точно, никак не связанные с радиоактивным облучением.

Видя благоприятную среду для создания в регионе очага социальной напряженности, на происходящее уже кидают взгляд экстремисты, устроившие на пустом месте в Воронежской области массовую истерику, переросшую в погромы и поджоги, результаты которой до сих пор сказываются на обстановке в районе. Я бы, на месте администрации и активистов, прежде чем поднимать волну протеста, попытался бы внимательно разобраться, и получив все ответы на задаваемые вопросы, обеспечил бы и спокойствие местных жителей, и строительство столь необходимого всему Югу России объекта. А я в свою очередь, готов приложить весь свой опыт и силы, на организацию конструктивного диалога между всеми сторонами данного конфликта, возникшего по чистому недоразумению.

протест, большие салы, сми, экология, радиация, ростов

Previous post Next post
Up