Неожиданно: Багаевский гидроузел.

Aug 15, 2013 19:38




Вчера, в сквере примыкающему к Храму Преполовения Пятидесятницы в г. Ростове-на-дону, состоялась пресс-конференция организации "Зелёный Дон", организованная Юрием Михайловичем Дегтяревым, кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ростовской области по Железнодорожному одномандатному округу, заместителем атамана станицы Гниловская, .
Прошу извинить меня за столь официальное вступление, но должен же я один раз подробно представить человека, во многом, кстати, моего оппонента, столь крепко болеющего за родной край. Снова, извиняюсь за банальный слог.
[Да, этот текст не заказуха]Да, этот текст не заказуха и не джинса, это просто вступление к освещению назревающей проблемы, остающейся пока неизвестной даже большинству ростовчан.
Итак, пресс-конференция Юрия Дегтярева была посвящена возможному строительству Багаевского гидроузла на реке Дон и связанными с этим неблагоприятными последствиями. Это далеко не первое выступление Юрия Михайловича на эту тему, но в этот раз оно совпало с его избирательной кампанией.

Присутствовало довольно много журналистов местных изданий и интернет-ресурсов, преимущественно, казачьей тематики.

Суть проблемы: в рамках Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" планируется постройка гидроузла на Дону в целях обеспечения судоходства по Волго-Донскому каналу. Казалось бы, вполне разумная цель, по оценкам специалистов, потери грузопотока составляют до 2 миллионов тонн в год, при 12 миллионах перевезенных. Доводы минтранса РФ можно прочитать тут: http://www.morflot.ru/bagaevka/ Но! Впрочем, продолжу о самой встрече.



В своем выступлении, кандидат рассказал о проблемах, неизбежно возникающих в случае реализации проекта, и видящихся ему в этой связи способах противодействия, поставленных им, наряду с возрождением местного самоуправления, во главу избирательной кампании в ЗакСобрание РО. Его поддержали приглашенные участники встречи Владимир Викторович Лагутов, научный руководитель экологической НКО "Зеленый Дон" и Алексей Юрьевич Лебедев, общественный активист-эколог. Думается, многие уже напряглись, представив меня в такой компании :)
С коротким изложением собственного мнения, выступил и я.



Действительно, для меня сам предмет оказался столь неожиданным, я узнал о нём буквально недавно, из переписки с Дегтяревым, но буквально пары дней мне хватило для формирования резко отрицательного отношения к проекту. Почему, напишу ниже.
Присутствовавшие журналисты задавали довольно толковые вопросы, особенно Елена Ткачева, из ростовского представительства газеты "Водный Транспорт".




После окончания формальной части пресс-конференции, состоялось живейшее обсуждение с участием представителей казачества, иногда высказывавших весьма спорные аргументы :) Впрочем, и выступающие, и зрители были единодушны: Багаевский гидроузел, ничего, кроме освоения государственного бюджета и неизбежных неблагоприятных экологических последствий, не несет.

А теперь, окончание "официальной части" и мое собственное мнение.
[Коротко о моей точке зрения]Видимо, я напишу несколько постов, подробно обосновывающих аргументы против строительства плотины, но сейчас выскажу короткое заключение. Не вдаваясь сейчас в экологию, опишу ситуацию: сегодня, основным перевозчиком по Волго-Дону, являются сухогрузы того же наименования. Проблема в том, что при грузе в 5000 тонн, эти суда имеют осадку до 3,5 м, в то время как судоходная глубина для такого типа судов составляет 4 м. Дон мелеет, и в прошлом году гарантированная глубина судового хода на участке Кочетовского гидроузла до станицы Багаевская была установлена в 340 см. Из этого делается вывод в необходимости строительства подпорного гидросооружения.




Вполне логичный с точки зрения покорителей природы и строителей строек века ход мыслей. Но, ещё раз, не вдаваясь сейчас в подробности очевидных и не очевидных негативных последствий, приходит в голову гораздо более простой вывод - изменение тоннажа судов. Причем, никаких чудес техники изобретать не нужно, осадка существующих уже полвека судов река-море типа "Славутич", при сравнимой грузоподъёмности в 3000 тонн, составляет 3 м 20 см. Знатоков и профессионалов морского и речного дела прошу не кидаться тапочками, я специально не использую "правильных" терминов и взял самый очевидный пример. И - всё... Получается, никакая плотина на Дону не нужна, достаточно сменить тип основного судна!
Да, понимаю, что могут прозвучать возражения, что осадка "Славутичей" слишком велика, особенно в перспективе дальнейшего обмеления. Но строительство плотины никак не гарантирует увеличения расхода воды в дону, наоборот, в этом случае потребуется неизбежно возведение следующих плотин и шлюзов, и так, до бесконечности.
Поэтому, возможным критикам и оппонентам предлагаю ознакомиться с концепт-проектом судна "Рейн-Макс" http://meb.com.ua/news/news.html?508 , не говоря уже о множестве существующих судов меньшего тоннажа. Возражения, что, дескать меньший тоннаж повлечет увеличение себестоимости, сразу же отвергаю. В Европе основная масса речных перевозок осуществляется судами меньшего тоннажа, а если уж вдруг выйдет, что суда река-море нерентабельны, всегда есть выход в перевалке грузов на баржи и специализированные речные суда, не имеющие потребности выхода в море. И не говорите мне, что перевозки по рейнско-дунайской систем дешевле донских! :)

В общем, я берусь за эту тему, несмотря на мое критическое и скептическое отношений к казакам. В случае борьбы за здравый смысл, я не вижу причин не поддержать здравые и обоснованные опасения относительно грозящего Дону бедствия, имеющего в своей основе исключительно корыстные, нет не коммерческие, а именно корыстные, цели по созданию новой многолетней кормушки по добыче денег госбюджета. Следите за новыми публикациями! :)

UPD Появилось некоторое развитие сюжета в параллельном посте в ROSTOV_DON
Неужели это все только из за танкеров «Палмали»???

UPD2
[Экспертное заключение ЮНЦ РАН]
From Багаевская

From Багаевская

From Багаевская

From Багаевская

From Багаевская

From Багаевская

From Багаевская

From Багаевская

From Багаевская

From Багаевская

From Багаевская

багаевский гидроузел, россия, экология, казаки, ростов

Previous post Next post
Up