Совершенно малозаметная церковь, расположенная на улице, больше похожей на просёлок с одноимённым названием, вряд ли заинтересует проезжающего изредка мимо случайного туриста. Да даже и иностранца, живущего неподалёку, если он не фанат древней истории, тоже вряд ли чем-то затронет одна из множества византийских церквей, мало ли их по всему Кипру?
Однако, именно у этого храма есть несколько особенностей, позволяющих отнести его если не к уникальным, то к весьма редким строениям, сохранившимся от эпохи, предшествовавшей переходу острова под венецианское правление и носящем все черты, присущие к так называемому Палеологовскому ренессансу.
Изначально древнейшая западная часть церкви была выстроена в форме крестообразного сооружения, весьма необычного для византийской архитектуры, особенно на Кипре. Вторая, более поздняя восточная часть двухкупольного храма, была пристроена примерно в XII веке, по видимому, в результате реконструкции основного здания, пострадавшего от землетрясения.
Несмотря на то, что формально власть на острове принадлежала крестоносцам, византийские культурные традиции проникали из близлежащей восстановленной Византийской империи и находили свое отражение прежде всего в православной традиции. Не забывайте, что церкви были единственными общественными зданиями, никаких муниципалитетов или сельсоветов не существовало, единственное, куда вкладывались деньги и труд всей округи, это были приходские храмы, впитывавшие в себя все достижения своего времени.
Кстати, керамические трубы, которые видны в барабанах куполов - это пример инженерного искусства, заимствованного у арабских строителей для улучшения акустической картины богослужения.
Понятное дело, что колокольни в XIV веке строить было нем принято, поэтому и ныне в восстановленную в 1995 церковь прихожан созывает «походно-полевой» колокол на деревянной раме.
Кстати, как ни странно, именно повреждения в результате землетрясений и многочисленных вторжений арабов, закончившееся окончательным разрушением во время османского завоевания, и спасло эту церковь, вернее, её руины от дальнейших разграблений и перестроек. На стенах и потолке сохранились уникальные фрагменты фресок, относимых к упомянутому выше периоду Палеологовского Возрождения, относимого некоторыми историками к предтечи европейского Возрождения и рассматриваемого в некоторых трудах даже в качестве самого раннего, первого этапа Ренессанса.
Правда, большинство историков скептически относятся к таким выводам. Но, что для нас самой интересное - именно этот этап развития живописного искусства, сменившего дорогую традиционную мозаику на повсеместно доступные краски для создания фресок, отразился не только на стенах церкви Св. Анастасии в Лимассоле, но и на всём русском искусстве. Именно Феофан Грек был носителем этого нового направления, послужившего появлению в России культуры христианской символики, до этого существовавшего в виде редких заморских икон-образов со строго ограниченным типажом и построением.
Ну, а сама Святая Анастасия Великомученица и «зельеисцелительница-фармаколитрия» (Αγία Αναστασία η Φαρμακολύτρια) относится к древним позднеримским персонажам, по преданию, она помогала заключенным христианам принося им в узилища лекарства и болеутоляющее. Впрочем, как обычно есть две святых с таким именем, и какой именно посвящен единственный в Лимассоле храм с таким именем я точно не знаю. Даже сами верующие частенько смешивают в одном образе двух, а то и более святых, живших в разных местах и в разное время.
Оригинал записи опубликован на сайте
Cyprus Butterfly.