Загадочная картинка, не правда ли? Многие знают про кипрскую железную дорогу, но никто никогда не слышал о железной дороге в Лимассоле. А её тут и не было. Были, как и в каждом относительно большом морском порту подъездные рельсовые пути, по которым перемещались тележки с грузами. И вот, на верхнем фото, мы как раз и видим на переднем плане участок такой портовой «железной дороги», подходящей к одному из зданий лимассольской таможни. Так, по крайней мере я могу атрибутировать этот дом по некоторым косвенным сведениям. Но утверждать наверняка не берусь.
Разветвлённая сеть рельсовых дорог с узкой колеёй существовала в Лимассоле со времен перехода Кипра под британское управление. Все новшества и удобства внедрялись прежде всего в самых важных и доступных местах - в главных пунктах соприкосновения морского владычества Империи с туземными экономиками. Поэтому, ничего удивительного в том, что порты Кипра, как и остальные важные в торговом отношении точки, не уступали по своему оборудованию гаваням других государств региона. Однако, в виду того, что сам порт Лимассола был недостаточно вместителен, большая часть кораблей разгружалась и погружалась на рейде.
Напротив отеля Continental, на том самом причале, куда приставали гидросамолёты
авиалинии Лондон-Калькутта, тоже были такие рельсы.
Порт Ларнаки:
Грузы переваливались на плоскодонные барки и шхуны, в том числе и асбест, доставленный в нынешний район Enaerios
канатной дорогой из Амианто. Правда, там использовались самые настоящие шахтные опрокидывающиеся вагонетки:
Поэтому, на всем протяжении тогдашней набережной существовали многочисленные причалы-пирсы, на которых тоже были проложены рельсовые пути, не имевшие соединения с основной портовой системой, простиравшейся, говорят аж до складов KEO (нынешняя пивоварня) через территорию заброшенного сегодня кирпично-черепичного завода. Кстати, оставшиеся рельсы убрали уже во время строительства марины на месте Старого порта.
Но, не везде, конечно, была возможность эти пути проложить из-за узости и малой прочности сооружений. Тогда обходились обычными тележками, почти такими, какими ещё относительно недавно пользовались в советский аэропортах и на вокзалах багажные и почтовые службы. Как вы уже догадались, разумеется, никаких «локомотивов» тогда не существовало. И платформы по рельсам выкатывали либо сами докеры, либо неизменные кипрские ослики.
Даже на самых популярных для прогулок публики молах были такие же «железнодорожные пути» на случай прихода особо большого корабля.
К середине 50-х годов прошлого века потребность в такой «малой железной дороге» постепенно отпала, и очень быстро пути пришли в упадок и были сданы в металлолом. Рельсовые тележки заменили обыкновенными, при этом, что интересно, главным тягловым средством стали вовсе не тракторы, а джипы - лендроверы и лендкрузеры. На скриншотах из кинохроники тех лет можно видеть транспортировку сцепки тележек лендровером, и проезжающий лендкрузер (1956 год, автомобиль производится всего 5 лет!):
В отдалении видны джипы-буксировщики:
Интересно, кстати, разглядывать надписи на отгружаемых с Кипра ящиках:
Судя по всему, продукт экспорта в 1956 году - какие-то загадочные картофелечистки местного производства, но, может, кто глубже разбирается в английский терминологии, меня поправит.
Прогуливаясь по территории нынешней марины можно уже только предполагать, где именно находились здания, видимые на старых фотографиях, и в каких местах можно было ещё в 2010 году увидеть отдельно сохранившиеся рельсы XIX века.