Постоянный новостной фон про переговоры между главами общин порождают самого разного рода бурления в головах, особенно у тех обладателей голов, которые связывают свои кошельки с недвижимостью на оккупированной стороне. Не важно, собственно, продавцы ли это (или посредники) "вилл и апартаментов на берегу теплого моря", или уже состоявшиеся буратины (потенциальные буратины, кстати, более активны в плане защиты голубой мечты), но все они во весь голос уверяют, что никакого объединения не состоится, всё это блеф и, вообще, несите ваши денежки! Впрочем, частенько они сами себе противоречат и, бывает, с одного голоса, но за другим углом, начинают петь песни о том, что нужно срочно вкладывать деньги в их предложения, чтобы занедорого оказаться владельцами недвижимости и ВНЖ в Евросоюзе.
Между прочим, популярный аргумент о том, что, дескать, ничего не изменится, поглядите на многомиллиардные турецкие инвестиции - на деле означает ровно противоположное. Турецкий бизнес срочно вкладывает свои деньги именно в возможность в будущем оказаться в Европе, уж коли сама Турция откровенно сворачивает с провозглашавшегося десятилетиями пути в ЕС. Между прочим, ровно тоже самое, происходило и 12 лет назад, во время подготовки к референдуму по "плану Аннана". Следы того строительного бума в виде заброшенных железобетонных каркасов, можно видеть повсеместно на севере.
Перспектива объединения, казавшаяся фантастикой ещё в начале года, как ни странно, получила толчок от самой Турции, стороны, на первый взгляд, наименее заинтересованной в разрешении конфликта. Невероятная прежде консолидация власти в руках Эрдогана и его окружения, могут позволить, наконец, без каких либо потерь, избавиться от чемодана без ручки. Армия, расквартированная на Кипре, могла бы быть гораздо более полезной для войны на сирийской границе, а субвенции, составляющие до 61% бюджета непризнанной республики - для затыкания внутритурецких дыр. Выторговав, при этом, разумеется и особые условия, позволяющие и далее вмешиваться в дела острова по праву гаранта. Именно эти два вопроса: присутствие иностранных войск на острове, и нерешенные проблемы спорной собственности, и остаются последними (и самыми серьёзными) препятствиями к восстановлению единства народов Кипра. Анкара не стесняется демонстрировать дубину, подтверждая незыблемость своей позиции в отношении "гарантий": в сентябре, Эрдоган, перечисляя традиционные регионы "турецкого мира" (знакомое словосочетание, не правда ли), среди прочих территорий, вроде Крыма, назвал и Кипр.
С другой стороны, столь недвусмысленная позиция Турции, ставит перед греческой стороной, и перед турецко-кипрской тоже, задачу во чтобы то ни стало решить вопрос в кратчайшие сроки. Ибо, для обеих общин продолжение разделения означает неизбежную ликвидацию государства Кипр, как такового. Лидер турок, "президент ТРСК" Мустафа Акинчи, однажды уже "проговорился", что отсутствие решения приведет к тому, что по Кипру пройдет турецко-греческая граница. А элитам Северного Кипра вовсе не улыбается перспектива оказаться в роли региональных турецких чиновников, в отличии от перспективы участия в политике европейского государства.
Да, и заодно, поспешу остудить щенячьи восторги потенциальных и будущих обладателей недвижимости на турецкой стороне. Покупая жильё там, владелец попросту оказывается всего навсего обладателем кота в мешке, ибо, за исключением совсем уж криминальных случаев, никто не даст гарантий, что эти постройки окажутся отвечающими европейским нормам для получения свидетельства о собственности (титула). Соответственно, и реальная стоимость таких объектов может отличаться не в желаемую для владельцев сторону.
И ещё: по определению, большинство иностранных жителей Северного Кипра (исключая отдельную тему турок-переселенцев с материка), физически не смогут получить кипрские виды на жительство, ибо, банально, не располагают требуемыми бюджетами. То есть, выхода для большинства российских граждан, не являющихся миллионерами, всего два. И оба они не самые лучшие: либо пытаться продать жильё до объединения (а в случае реализации намерений это будет все труднее), либо рисковать потерять всё, когда турецкие свидетельства о собственности превратятся в тыкву. Я ещё раз подчеркиваю, что речь идет далеко не обо всем имуществе, но об очень значительной доле, усердно втюхиваемой небогатым россиянам под лозунгами "недорогой рай под южным небом".