Совершенно случайно, сегодня, в разговоре по поводу недавнего "захвата заложников" на борту египетского авиалайнера, обнаружил, что весьма известный эпизод из череды многочисленных террористических актов, сотрясавших мир в 70-х годах прошлого века, малознаком, а то и вовсе неизвестен русскоязычной публике. По крайней мере, ничего похожего на подробное описание случившегося на Кипре в феврале 1978 года, в рунете найти не удалось. Итак, что же произошло в 18-19 февраля 38 лет назад?
в 11:20 утра 18 февраля 1978 года двое вооруженных людей, иорданец и кувейтянин, 28 и 26 лет вошли к конференц-зал отеля Hilton в Никосии, и хладнокровно расстреляли генерального секретаря Юсеф эс-Сибаи (ас-Шабаи) проходившей там Азиатско-Африканской конференции, В числе 16 заложников оказались двое членов Организации Освобождения Палестины. Убитый Юсеф эс-Сибаи был министром культуры, известным писателем, журналистом и редактором множества ведущих изданий Египта. Будучи личным другом президента Анвара Садата, он поддержал план мирного урегулирования арабо-израильского конфликта, приведшего к установлению дипломатических отношений и создании зоны безопасности между двумя государствами. Будучи опознанным террористами, он был немедленно убит как "предатель египетского народа".
Захватчики потребовали беспрепятственный проезд из Никосии в аэропорт Ларнаки и заправленный самолет с экипажем. В 13:40 микроавтобус с террористами и заложниками, включая двоих кипрских политиков, министра внутренних дел и обороны (совмещавший оба поста) Христодулоса Вениамина, прибывшего в качестве переговорщика и добровольно ставшего заложником, и председателя социал-демократической партии ЕДЕК Вассос Лиссаридес, являвшийся вице-президентом движения азиатско-африканского сотрудничества, отправился из Никосии в Ларнаку.
Click to view
Вечером 18 февраля, в 20:40, DC-8 Cyprus Airways с 12 заложниками и 4 членами экипажа вылетел из Ларнаки. Двоих киприотов захватчики отпустили. Однако, на этом драма не закончилась: самолёту последовательно оказали в разрешении на посадку Ливия и Саудовская Аравия, после чего авиалайнеру разрешили дозаправится в Джибути. В 17:30 19 февраля DC-8 вынужден был вернутся в аэропорт вылета. И тут началась вторая, и самая драматическая и кровавая часть истории. Разъяренный убийством эс-Сибаи, президент Египта Анвар Садат обратился с просьбой к президенту Кипра Спиросу Киприану помочь в разрешении кризиса и освобождении заложников. Киприану, прибывший лично в аэропорт наблюдать за происходящим и руководить переговорами или возможным штурмом, заверил египетского коллегу о том, что кипрская сторона сделает всё возможное для разрешения ситуации мирным путём. Однако, одновременно с просьбами, египтяне начали готовить собственную операцию по освобождению заложников, явно вдохновленную успехом израильских коммандос в Уганде двумя годами ранее. Вечером 19 февраля, в воздух поднялся транспортный самолет египетских ВВС C-130 Hercules со спецназом на борту. Официально было заявлено, что на борту пребывающего самолета находится министр обороны Египта, прибывающий для координации действий по спасению удерживаемых на борту "дугласа" людей. Впоследствии, кипрская сторона, в доказательство уверенности, что встречает официальную делегацию, подчеркивала, что от имени президента Киприану приготовила букет цветов для министра обороны Египта.
Из приземлившегося "Геркулеса" выехал джип, сопровождаемый автоматчиками. Солдаты кипрской Национальной Гвардии, охранявшие захваченный самолет, после безуспешных предупреждений открыли огонь на поражение, джип сразу же был подорван выстрелом из РПГ. Завязавшийся бой длился 50 минут, в течении которых египетский транспортник был уничтожен противотанковой управляемой ракетой, при этом погибли все три члена экипажа С-130. Обстрелу египетских десантников подверглась башня управления полетами, где находился в это время президент Кипра.
Поняв, что миссия провалена, и улететь не удастся, египетские военнослужащие были вынуждены сдаться киприотам. Всего, потери египетской стороны составили 18 человек, включая 3 пилотов, и ещё 15 человек оказались в госпитале Ларнаки с различными ранениями. Пока шел бой между киприотами и египтянами, боевики, уже и ранее склонявшиеся из-за безвыходного положения к сдаче, сложили оружие. Оба террориста: Сари Мухам Катар и Саид Али предстали перед кипрским судом и переданы в Египет, где были приговорены к смертной казни, впоследствии замененной пожизненным заключением.
Следствием инцидента стал разрыв дипломатических отношений между двумя странами. Египетский президент возложил вину за гибель своих солдат на кипрскую сторону, не стесняясь в выражениях обзывая президента Киприану прямо на камеры и микрофоны. Кипр последовательно настаивал на своей правоте и защите законных интересов и суверенитета республики, не позволяющим иностранным армиям вести боевые действия на своей территории без согласования и одобрения правительства и парламента. Дипотношения были восстановлены уже при президенте Хосни Мубараке 30 мая 1984 года
Ещё раз напоминаю - данный текст, по всей видимости, представляет собой наиболее полную картину произошедшей 38 лет назад трагедии, хотя и освещавшейся в советской прессе, но совершенно забытой в современной картине прошлого Кипра и Ближнего Востока на русском языке.