Что относится к жанру научной фантастики?

Feb 15, 2021 07:26


Сегодня хочу написать скучный пост.

Много лет писатели спорят, кто пишет научную фантастику, а кто - непонятно что, что не является научной фантастикой.

И каждый писатель в жанре научной фантастики считает, что уж он-то точно пишет именно научную фантастику.



Прежде всего, нужно заключить, что слово "научная" в фантастике говорит не о том, что это фантастика о науке и её развитии. Не о том, что она основана на научных данных.

Практика показывает, что писатели, да и учёные, практически не в состоянии прогнозировать будущее даже на 20-30 лет вперёд. Прогнозы даже одного и того же писателя в одном и том же произведении могут быть одновременно слишком оптимистичны в одном и пессимистичны в другом. Даже если сам писатель - учёный.

Да и прогнозы не так интересны: это, скорее, для бизнеса.

Слово "научная" означает, что писатель моделирует научно-технический прогресс, усугубляет его, рассматривая некоторое будущее цивилизации, идущей по пути научно-технического прогресса. Поэтому, он может применять любые литературные отступления от науки, сюжетные ходы, противоречащие законам сохранения энергии и другим фундаментальным законам физики.

Но фантастика, при этом, остаётся научной.

Научную фантастику можно разделить на несколько видов.

1. Декоративная. Тут технологический прогресс используется как декорация. Таковой является приключенческая научная фантастика Основное их действие - приключения, остросюжетные повороты, перестрелки и так далее.

2. Прямая научная фантастика. Мы как бы освещаем ею будущее. Высвечиваем ею проблемы, которые принесут нам новые машины. Частично, любой фильм/книга, который рассматривает выход машин из повиновения, является прямой научной фантастикой.

Основной замысел данной фантастики - предупредить, раскрыть проблему будущего. Это фантастика предсказательно-предупредительного плана.

3. Обратная научная фантастика. Мы освещаем обратной научной фантастикой не будущее. Мы освещаем себя из будущего. То есть путём помещения человека в нестандартные условия и сюжетные ходы, мы изучаем человека. Мы освещаем из будущего человека настоящего. Это фантастика психологического плана, показывающая внутренние переживания человека.

В реальности мы всегда наблюдаем смеси жанров. В частности, в связи с тем, что научная фантастика - это не просто жанр, это литературный приём. И хороший писатель пользуется им вовсю.

----------------

"Терминатор". [1984 год и далее]

"Терминатор" - боевик. То есть это - декоративная фантастика.

Однако, в нём есть и некоторые ответвления.

Обратная НФ.

Вспомните, как люди, не учитывающие появление терминатора, относятся к безопасности. Полицейские, привёзшие Сару О'Коннор в участок абсолютно уверены, что здесь много народу и они в безопасности. Однако, терминатор убивает любого, вставшего на его пути.

Никто не верит в будущее. Все такие тупые и приземлённые. Все мыслят однобоко и инертно, в привычных рамках.

В "Терминатор-2" спецназ расстреливает учёного, который хочет уничтожить лабораторию. Люди, борющиеся за будущее, выглядят для современников как террористы и экстремисты. Сару О'Коннор помещают в псих-больницу и врут ей про то, что она никогда не видела никаких терминаторов.

Прямая НФ.

Прямая НФ в "Терминаторе" очевидна: основной посыл состоит в том, что искусственный интеллект вышел из-под контроля.

----------------

"Нимани" (иное название фильма - "Восход Эдерлези") [2018 год]

Декоративная фантастика как таковая в фильме отсутствует (или почти отсутствует).

Прямая НФ.

В мире Нимани царит антиутопия. Главный герой летит к другой планете для экспорта политических идей.

В мире работают "социальные инженеры", которые распоряжаются людьми без учёта их желаний.

Главному герою в сопровождение дают робота-контролёра. А возможно, и робота-палача, если что-то пойдёт не так. Но главный герой этого не осознаёт.

Обратная НФ.

- Ты действуешь в соответствии с инструкциями корпорации?

- Я действую в соответствии с целями миссии.

Очень хорошо видно, как робот вышел из повиновения. Теперь Нимани способна нарушать инструкции. Но действует по собственному разумению. В общем-то, это ещё и разница между инициативным и талантивым человеком и безинициативным и бездарным.

Здесь мы видим преображение робота - но и разницу между людьми.

Про отказ от секса я вообще молчу. В конечном итоге он приводит к краху миссии, хотя Нимани отказывалась от секса именно для того, чтобы улучшить состояние главного героя и достигнуть целей миссии. В конечном итоге, мы видим страшное непонимание между не роботом и человеком, а женщиной и мужчиной. Женщине нужно дать мужчине секс, а она решает, что единственное, что она может сделать - это покончить с собой.

Я бы сказал, что жанр этого фильма - обратная НФ.

----------------

"Архив" ("Мой создатель") [2018 год]

Декоративная фантастика довольно слаба. В основном мы видим обычный современный технологический антураж, правда, приводящий к созданию роботов, имеющих личность.

Прямая НФ.

Показывается небольшие проблемы, вытекающие из возможности продлить жизнь сознания человека. Причём продление это идёт, по фильму, сразу двумя разными способами.

Мы также видим некоторые особенности взаимоотношений второго прототипа с его создателем, заканчивающаяся тем, что из ревности и страданий второй прототип оканчивает жизнь самоубийством.

Обратная НФ.

Пожалуй, здесь только сам факт того, что архив даётся только на 3 года. Отношение к этому корпорации и её сотрудников.

----------------

"Пассажиры" [2016-ый год]

Декорации есть.

Прямая НФ.

Сам смысл данного фильма состоит в выживании в одиночку на корабле, напичканном сложными высокотехнологичными устройствами. Которые расчитаны на бесперебойную работу. Но что-то идёт не так. Случилось то, что все справочные системы корабля называют невозможным. В этих условиях жизнь главного героя больше похожа на абсурд.

Обратная НФ.

Концовка показывает выбор главной героини: принять ту судьбу, которая есть или ту, которую она выбрала ранее сама.

В целом, конечно, это прямая НФ с симпатичной главной героиней. То есть имеются приключенческий (декоративный) характер.

----------------

"Меняющие реальность" [2011 год]

Декорации отсутствуют напрочь. Всё происходит в наше время.

Прямая НФ.

Смысл фильма во вмешательстве некоторого Верховного в будущее путём корректировки настоящего.

Мы видим последствия этого вмешательства для обычных людей. По сути, фильм показывает нам нравственность прогрессорства с точки зрения жизни обычных людей. Действия одного из прогрессоров против других, использование их технологий против них самих, их ошибки.

Обратная НФ.

Решения, которые принимают герои, возможны и в нашей действительности. Но проявляются и в фильме.

Previous post Next post
Up