Никто, даже из сотрудников фирмы, не мог сказать на каком основании, в соответствии с каким и кого решением эта фирма создала здесь визовой центр.
Этому же корреспонденту посол РФ в ЭР Мерзляков сказал: «Прежде, чем прислать нам название фирмы и дать ей карт-бланш на открытие такого центра здесь, МИД России в Москве проводил тендер. Я к нему никакого отношения не имел». Посол не знает, сколько фирм участвовало в тендере. Ситуацию прояснил Абрамов: «На этот вопрос вам никто не ответит, потому, что эта информация закрытая». Но кем, от кого, на каком основании «закрыта»? Далее Абрамов сказал: «Не было тендера, был отбор обратившихся. Было несколько организаций, которые обратились в МИД России с предложением открыть визовой центр, проводились проверки, в результате которых была выбрана наша фирма». Подтвердил эту информацию и Бреганов - никакого конкурса на оказание этих услуг не объявлялось. Никому не называли и обратившихся в МИД фирм.
«Зашкаливает» противоречивость доводов создания в Талине, где уже очень продолжительное время не было очередей за визами, - коммерческого Визового центра. Его руководитель Бреганов так комментирует прямой контакт принадлежащего ему российского визового центра со Смоленской площадью: «Видимо таким образом МИД хочет отсечь все разговоры о возможной коррупции, чтобы именно консульский работник не контактировал с заявителем лично, не брал мзду, дабы ускорить процесс в рамках своих возможностей». Но по законам России такой контакт обязателен, законодатель эту норму не отменял. Бреганов также сказал, что их фирма была учреждена специально под визовой центр, существенное условие МИД России для компаний-операторов визового центра, чтобы они не должны когда-нибудь быть туристическими, и это при том что фирма, которая стоит за Визовым центром - насквозь туристическая.
Журналист Ирина Каблукова в корреспонденции в еженедельнике «День за днем» сообщает, что по имеющимся сведениям Российские визовые центры в таком виде, в котором они создаются - это лобби одного высокопоставленного чиновника российского МИДА, который контролирует их деятельность.
Посол Мерзляков корреспонденту: «Консульский отдел практически не будет больше заниматься или с каждым днем будет все меньше и меньше заниматься визами, это будет прерогативой визового центра». Он сказал, что центр возник планово, а не в результате критики, которая часто звучит в адрес посольства и консульского отдела, когда речь идет об обслуживании граждан РФ, постоянно проживающих здесь, и обменивающих свои паспорта и что в скором времени подготовка всех анкет по обмену паспортов, подготовке других документов, будет тоже поручена центру.
Речь, между тем идет о жутких очередях по замене паспортов гражданам России, живущих в Эстонии. Но что тогда, (или кто?) мешало увеличить штат консульского отдела в Талине на те же 8-9 едениц и самому отделу без визового центра, без обдираловки российских граждан, которым и так нелегко живется в Эстонии, «оптимизировать работу отдела» по выражению его заведующего Степанова?
Но на самом ли деле есть заинтересованность в работе с клиентами? Тут стоит вспомнить историю с аналогичным, просуществовавшим менее года и закрытым этой весной Центром по подготовке документов для посольства России в Эстонии. Этот центр занимался тем же, что и вновь созданный визовой центр. Его, по договоренности с посольством, создала год назад старейшая в Эстонии юридическая фирма, обслуживающая в основном российских соотечественников. Она предложила обслуживать живущих в Эстонии граждан (каждый третий не эстонец) бесплатно, а еще - минимальные расценки за другие общеюридические вопросы, но это предложение отвергли. Не найдя общего языка с руководством центра, так как бесплатное предоставление услуг фирмой вообще не вызывает у сотрудников консульского отдела интереса по понятным причинам, консульские работники стали возвращать этому центру, якобы неправильно оформленные его сотрудниками документы, и это старейшей юридической фирме с безупречной репутацией. Но консультации с ведущими специалистами в Москве подтверждали правильность оформления документов. То есть, был налицо саботаж со стороны работников консульского отдела, хотя российские дипломаты и по сей день посылают посетителей посольства к юристам этой фирмы за консультациями по российскому законодательству, а ее несговорчивый центр пришлось закрыть. Отказ от создания нового коммерческого визового центра может быть и несколько увеличил бы госрасходы (разговор об обмене паспортов), но это избавило бы пока еще не потерявших связей с Россией небогатых соотечественников - жителей Эстонии от новых, непонятных никому поборов - 1,5 млн.евро в год! Перефразировав советский стих о партии невольно воскликнешь: «Спасибо Родине за это!».
Публикация «Российский беспредел, - что хочу, то и ворочу» «Все отмечают, что визовые центры вообще, как структуры могут иметь право на существование, но только на строго определенных условиях. Правовой основой создания визовых центров посольств любой страны - члена Евросоюза, в том числе в Москве и России, является Визовой кодекс Евросоюза, который строго соблюдается. Он определяет принципы создания и функционирования визовых центров только для участников Евросоюза. А в России организационные вопросы виз зафиксированы в Административном Регламенте исполнения государственной функции по оформлению приглашений, а также принятию решений о выдаче виз иностранным гражданам, утвержденным всего лишь приказом МИД России от 10 мая 2008 года № 7203, подписанным Лавровым, в котором ясно читается, что оформление виз - исключительная компетенция консульских учреждений и передача этих функций коммерческим структурам, противоречит и консульскому уставу, и Административному регламенту. Визовой кодекс ЕС в соответствии с пунктом 3 статьи 40 предполагает создание таких центров только, как «последнее» средство и обязывает исходить при этом из - особых обстоятельств и причин, обусловленных местной ситуацией (спрос превышает предложение), а также отсутствия в стране удовлетворительного географического покрытия этой консульской услугой. Спрашивается, когда в МИДЕ России решали вопрос о сотрудничестве с фирмой, создавшей визовой центр в Талине, какими такими особенностями и местной спецификой руководствовались мидовские учредители? В Талине проблем с оформлением виз не было. Так, что если такой центр создали бы, скажем на периферии (Пярну или остров Сааремаа), то понять инициативу можно. Но нет, и не предвидится оттуда потока людей, рвущихся в Россию. Далее, обязательны еще два, предусмотренных Визовым кодексом условия - соблюдения, во-первых, существующих договорных отношений и, во- вторых, принципа конкурентности. Пункт 7 статьи 43 говорит о том, что в случае сотрудничества дипломатического представительства с внешним поставщиком услуг прилагаются усилия, не наносящие ущерб правилам публичных сделок и конкуренции. В споре же турфирм с посольством налицо конфликт интересов и стремление ставленников российского МИДА монополизировать предоставление визовых услуг. Наконец, избранная российским МИДом фирма была зарегистрирована чуть более полугода назад и согласно статье 43 Визового кодекса при выборе внешнего поставщика услуг заинтересованное государство не только проверяет платежеспособность и надежность организации, прочие позиции, но и должна удостоверяться в отсутствии конфликта интересов. Поэтому у всех и возникают вопросы к тем, кто дал этому проекту «зеленый свет», каким образом фирма с нулевым балансом смогла стать лучшей среди участников тендера, если он был вообще, и почему игнорировался конфликт интересов?»
Публикация «Обдираловка соотечественников» «По мнению всех турфирм, отнесись МИД России к проблеме в интересах дела, а не бизнеса, не было бы гиперцены услуги, неприемлемого обслуживания, отсутствия выбора у клиента. Более того, при государственном подходе, наверное, следовало бы так организовать эту деятельность, чтобы отчисления от доходов Визовых центров направлялись на финансовую помощь российским соотечественникам, обеспечивали их правовую защиту, а не шли бы в карманы мидовских чиновников. То есть деньги шли бы на то, на что сегодня выделяются огромные средства из госбюджета России, т.е. российских налогоплательщиков, причем все чаще используемых малоэффективно или вовсе не по назначению. Наконец, российских соотечественников можно было бы вовсе освободить от визовой платы. Вместо этого, как все уже открыто говорят в Эстонии, вырученные деньги, падающие с неба, явно не соответствующие трудозатратам (турфирмы берут от 3 до 7 , а не 21 евро), пополняют карманы ушлых коммерсантов, связанных с российским МИДОМ, напоминающих больше хапуг и барыг, а уплаченные с полученных доходов налоги - казну Эстонского, а не российского государства. Даже цента не достается российскому государству из им самим организованной беспроигрышной прибыльной чиновничьей кормушки. Проигрывают и российские соотечественники за рубежом, а их банальная обдираловка московскими коммерсантами от МИДА России сопровождается красивыми речами о необходимости крепить «Русский мир». Столь проблемное журналистское расследование проблемы обусловлено тем, что она, как видно по большому счету носит не столько туристско-дипломатический, сколько политический характер и выводы напрашиваются нелицеприятные, даже жесткие. Наивно думать, что запевалы коммерциализации государственной деятельности в России - только Министерство иностранных дел России. Проблема глубже и шире. Сегодня даже нам, русским гражданам, находящимся за пределами России видно, что всю российскую государственную систему управления, подобно лианам-паразитам, обвивающим стволы тропических великанов и питающихся за их счет, пронизывает дух коммерциализации, алчности, стяжательства, корыстолюбия алчных российских чиновников.
История с созданием в Талине ненужного по сути Визового центра вписывается в общую нарисованную картину и вполне типичную в плане того, как российское государственное ведомство и его сотрудники озабочены не столько решением проблем людей, отстаиванием их интересов, сколько удовлетворением бюрократического «хобби» - превращением службы в доходное место. Такая же картина, судя по отзывам в СМИ, наблюдается в Латвии и Литве.
Напоследок, еще один очень важный нюанс. Предоставление виз - дело государственное, и в наше время, когда на каждом углу говорят о терроризме и экстремизме, оно должно всячески усиливать контроль за теми, кто въезжает на территорию России. Поэтому, странно, что МИД РФ, взявший курс на создание сети центров по оформлению документов для выдачи виз, передает такую важную функцию государства коммерческим структурам, которые действуют, в отличие от визовых центров иностранных государств, расположенных на территории России, в обход консульских отделов российских посольств, несмотря на заключенные с посольствами договоры.
Если учесть, что основная задача коммерческой структуры - получение прибыли, то в ситуации, когда местные посольские чиновники так или иначе оказываются вне самого процесса оформления виз, можно априори утверждать - защита интересов государства не станет первой задачей чиновников или будет формальна.
Внешнеполитическим ведомством России создан реальный механизм выкачивания легких денег, то есть государство лоббирует коммерческие интересы частных лиц и фирм. Это неслыханно. Такая беспочвенная, но трогательная забота о доходах коммерческих структур объяснима лишь в одном случае, если этими доходами делятся.
В условиях экономического кризиса многие организации соотечественников, работающие, как правило, на одном энтузиазме, тратят последние силы и средства на проведение хоть каких-то мероприятий, а тут такие «подарки» с увеличением платы за визы каким то сомнительным структурам.
Одним из основных вопросов последнего саммита «Россия - Евросоюз» были проблемы безвизового режима. Но происходящее в Эстонии и других государствах Прибалтики, позволяет евро-чиновникам и политикам Евросоюза на основе объективных данных усомниться - способна ли Москва решать такие проблемы цивилизованно?»
Владимир Владимирович, отзывы о создании и работе Российских визовых центров в других странах - двойники вышеизложенному, поэтому для экономии места, письмо и так получилось очень большое, хотя мы не подняли еще и сотой доли негативных мидовских проблем, это все впереди, в Приложении № 6 мы даем только заголовки и небольшие выдержки из публикаций СМИ различных стран. Зная наших оппонентов, которые будут говорить о происках «желтой прессы», мы хотели бы заметить, что ниже приведены многие публикации, не относящиеся к таковой, но, все равно, если любая пресса более чем в 20 странах негативно высказывается о каких либо действиях российских государственных структур по одним и тем же вопросам, с этим надо срочно разбираться, поскольку государственный механизм где-то дает сбой.
Теперь посмотрим, как эта работа должна была бы проводиться в теории. Одними из Ваших первых поручений, Владимир Владимирович, стали поручения по ключевым направлениям развития страны, которые ранее были обозначены Вами в программных предвыборных статьях, а необходимость переосмысления роли соотечественников, в частности, Вы особо подчеркнули в своем выступлении в МИДЕ.
Анализ ведущихся в последние годы экспертных дискуссий, а также критических замечаний, высказанных в СМИ и Интернете позволяет достаточно точно определить вектор государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом и, соответственно, их поддержка, должны быть развернуты и направлены на содействие их потенциала на пользу России, или, говоря другими словами, на интеграцию соотечественников в социальную, экономическую и политическую жизнь страны. Владимир Владимирович, может мы что-то не знаем?
Может быть, МИД России создал не механизм выкачивания легких денег для коммерческих структур, а наоборот, все эти фирмы не грабят соотечественников, а собирают деньги для создания, правда, потом, впоследствии, позитивного образа России? РИА «Новости» в свое время опубликовала позицию МИДА России о цене позитивного образа России за рубежом. Заместитель директора департамента и печати МИД России Троянский на заседании «круглого стола» в Совете Федерации по проблемам международного имиджа России сказал, что для создания позитивного образа России за рубежом потребуется (заметьте временные и финансовые диапазоны специалиста МИДА и знание реалий) от 3 до 20 лет и 1-1,5 млрд. долларов в год. По его мнению, в связи с нехваткой средств Россия должна активнее использовать инновационные подходы, сочетающие средства маркетинга и создания нового бренда. Он отметил, что в восприятии облика России за рубежом сейчас существуют серьезные проблемы. В нынешних условиях особенно важно, чтобы мировая общественность видела в России надежного партнера, воспринимало нашу страну не как мировое пугало, а как страну, куда интересно поехать, страну с миролюбивой политикой, сказал дипломат. Он отметил, что на формировании образа страны отражаются и объективные факторы, и то, как политика государства подается дипломатами, политиками, бизнесменами и журналистами.
Владимир Владимирович, представляете себе, какой имидж России создали в странах, где учредили Российские визовые центры? Иногда хочется воспользоваться Вашим лексиконом, когда подумаешь, что надо сделать со многими мидовскими чиновниками. Вот, Вы прекрасно знаете российский менталитет, внутренний мир простых людей, скажите, пожалуйста, при создавшейся ситуации, имеется ввиду существование рядом, в соседнем здании Российского коммерческого визового центра, будет ли у посла или у заведующего консульским отделом мотивация и стремление положить «живот» на благо Отчизны и отдать все силы на улучшение и оптимизацию работы консульского отдела, ликвидацию очередей, внедрение инноваций в организацию работы по выдаче виз и паспортов? Правильно, Владимир Владимирович, конечно, нет, поскольку, чем медленнее, неразворотливее и хуже работает консульский отдел или генконсульство на этом направлении, тем больше денег у Визового центра, который теперь объективно связан с организацией работы консульского отдела.
Но есть еще одна немаловажная деталь, на которую почему-то никто не обратил внимание. В создавшейся ситуации стимул для организации нормальной работы консульского отдела, другого консульского учреждения не только стремиться к нулю, он приобретает отрицательное значение. Ведь консульский сбор взимается и при выдаче виз и паспортов только непосредственно консульскими отделами и при выдаче их визовыми центрами, но нагрузка на консульских работников в одних случаях чрезвычайно высокая, а в других никакой, при одинаковых показателях консульских учреждений по количеству выданных виз и паспортов, а также финансовых результатах.
То есть, произошло что? За счет фактического увеличения стоимости визы, практически полностью разгрузились консульские отделы, которые теперь уже только формально должны просматривать документы, поскольку, даже в случае непосредственного обращения к консульскому работнику за визой, он десять раз найдет формальные причины для отказа в приеме документов, для того, чтобы клиент, после одиннадцатого обращения вынужден был пойти за визой в визовой центр. Если помните, Визовой центр в Талине, предоставлявший бесплатные услуги, закрыли именно из-за этих игр.
Подводя итог, можно сказать, что мидовские чиновники создали почти безукоризненную коррупционную схему, в которой самое плохое, что клиент усматривает ни на чем не основанное и не мотивированное государственное вымогательство денег, а зависимый, от Консульского департамента, посольства, консульского отдела и т.д., Визовой центр или фирма - его учредитель, (схема «недоброкачественной подготовки документов с таким же успехом может применяться в случае отказа в откатах и к визовому центру), вынужден будет платить под угрозой замены его на другую, более сговорчивую фирму. Но откроем Вам, Владимир Владимирович еще один, но большой секрет. На местах, послу и заведующему консульским отделом Визовые центры вынуждены будут отстегивать, но - мелочевку, поскольку все основные откаты были уже определены с фирмами - учредителями визовых центров, когда их «подбирали» по этому принципу - договоренности об откатах. Мы специально опубликовали Список и справку по вопросам создания и функционирования российских визовых центров за рубежом, осуществляющих прием документов на оформление российских виз, завизированные заместителем директора консульского департамента Климовым.
Если внимательно посмотреть на неизвестно откуда взявшихся учредителей - иностранные компании (справка должна бы сказать об этом, но она скромно молчит), то видно, что они являются учредителями нескольких, а Lex Systems, с «явно иностранным адресом» - Москва, ул.Усачева 64, - аж, 47 российских визовых центров в 17 странах, а Visa Handling Servises - 29 центров. Теперь понимаете, зачем все это сделано? Понимать нечего. Зачем устраивать тендеры в каждой стране? Все на виду, соотечественники, пресса, журналисты. А тут договорился с одной фирмой, и сразу откат за 47 визовых центров. Теперь о деньгах, о цене вопроса. Например, Великобритания и США (выделено, поскольку ниже пойдет отдельный разговор) 75 и 100 тысяч виз, соответственно, Франция - 100 тысяч виз, Германия 450 тысяч виз, Эстония 70 тысяч виз. Соответственно, ГАРАНТИРОВАННЫЙ ГОДОВОЙ ДОХОД Российских визововых центров - иностранной фирмы, аффилированной с МИДОМ России, в Великобритании и США - 1,5 и 2 с лишни млн. долларов в год соответственно. Про Германию говорить нечего - свыше 10 млн. в год и т.д.
Начали мы с российских визовых центров в Великобритании и США неспроста. Как видно из приложенной справки, в отличие от всех остальных консульских отделов и генеральных консульств, как это указано в приложенной справке, которые, правда, формально, только на бумаге, (реальную ситуацию Вы прочитали), принимают документы наряду с визовыми центрами, консульские отделы и генконсульства в Великобритании и США почему то составляют исключение, они принимают документы на оформление российских виз только через визовые центры, без всяких, даже формальных альтернатив. Недавно гражданин Лавров посетил один из визовых центров и естественно был в восхищении от его работы. Надо сказать, еще бы (дальше, Владимир Владимирович, Вы будете смеяться), но восхищен Лавров, был, больше всего потому, что работа визовых центров в США и Великобритании контролируется непосредственно американским гражданином Суреном Семеновичем Сантуряном, и вся прибыль от них идет к нему в карман непосредственно, который на удивление всем, до настоящего времени является ближайшим помощником Лаврова, который до настоящего времени работает заместителем начальника ГЛАВУПДК по капстроительству своего и лавровского благосостояния. Это по его указанию проводился отбор всех фирм, создавших российские визовые центры за рубежом и со всеми без исключения у него имеются договоренности об откатах, да и как не откатить, когда все знают, что за его спиной стоит Лавров, когда тебя, если что, сразу поменяют на другую фирму, желающие поиметь такие гарантированные халявные деньги - стоят в очереди. Нам бы разрешили, нас бы отобрали, представляете, - снять офис, оборудовать окошечками, посадил несколько человек, оборудовал оргтехникой и через год ты «зеленый» миллионер, настоящий, конечно, надо отстегивать, ну миллионером будешь не через год, то через два, точно. Кстати, Советы ветеранов МИДА, СВР и других организаций влачат жалкое существование, так пусть они учредят эти визовые центры, пусть эти деньги идут на благие дела, а не в карманы мошенников.
Еще одна маленькая пикантная деталька, Владимир Владимирович. Если Вы посмотрите на официальную справку, то на ее 2 странице увидите, что визовые центры (о, чудо) принимают консульские сборы за оказанные посольством консульские услуги, а, кроме того, еще оказывается и сборы в счет возмещения фактических расходов за оформление российских виз, а потом перечисляют их посольству. Так, что авторы публикаций в Эстонии и других странах, не совсем до конца поняли структуру платежей. Они думали, что консульский сбор + сервисный сбор визового центра + сервисный сбор турфирмы + (оказывается еще) сборы консульства (консульский сбор само собой, это отдельно) в счет возмещения фактических расходов. А самое смешное знаете что? Никогда не догадаетесь.
Только то, что все эти 4 (ЧЕТЫРЕ) платежа за одну и ту же работу - подготовку документов для выдачи визы. Обхохочешься. Интересно еще и то, что посольства передают коммерческим структурам выполнение государственных функций - принимать документы, необходимые в соответствии с законодательством России для оформления виз (это паспорта и т.д., а в случае утери, как это было с 20 паспортами в российском центре во Франции, отвечать будет посольство?), принимать за посольство консульские сборы, выдавать посетителям паспорта, ну, прям, серьезная госструктура а не авантюрная шарашка. Надо понимать еще одно, главное, из-за любых шероховатостей в работе коммерческого российского центра, к организации работы которого посольство не имеет формально никакого отношения, оно может втягиваться в любые скандалы, которые на этом направлении не сложно инициировать по мере необходимости, причем, раздувать их на любом уровне, и всегда посольство окажется под ударом. В заключительном слове по докладу о продовольственном налоге В.Ленин сказал: «Формально правильно, а по существу издевательство». Добавить к этим словам нечего. Но главное, может быть, и не это. В самом начале мы говорили об уйме контролирующих органов, от которых, как показывает практика, толку мало. Сейчас для России время не простое и на международной арене. Так, неужели, на нашлось ни одной организации, про МИД мы не говорим, оно, наоборот, будет в сложившейся ситуации всячески скрывать истинное положение вещей, ни одного органа, ни одного человека (а за рубежом достаточно представителей российских органов), который бы честно поставил в известность Президента России, Правительство, еще, кого нужно, о том, что по некоторым важным и чувствительным для наших соотечественников направлениям деятельности России, мы, мягко говоря, идем не в ту сторону, что крайне отрицательно сказывается на отношении к России тех же наших соотечественников, а также на создаваемом, на протяжении многих лет и никак не создающемся, в том числе и из-за визовых центров, позитивном образе России за рубежом. Неужели вся, без исключения, система прогнила, поскольку Президент России не знает о достаточно важных вещах, неужели перевелись настоящие русские люди? Юрий Викторович, (Ушаков) Вам же обо всем этом должны докладывать.
А теперь, Владимир, Владимирович, пришла пора поговорить о министре иностранных дел гражданине Лаврове. Мы уже говорили, что не хотели выносить на широкое обсуждение вопросы, касающиеся личностей, но поскольку никаких мер не принимается по чисто формальным, а не объективным причинам, мы коснемся и этой темы. Материалов подобного свойства у нас очень много и мы будем их публиковать руководствуясь словами г.Пескова об отсутствии неприкасаемых. В этом письме, мы расскажем о сущности гражданина Лаврова, которую мало кто знает, в частности, расскажем и приложим соответствующие документы о нечестных, мягко говоря, путях и методах решения гражданином Лавровым своих жилищных вопросов. Есть у нас документы и о других сторонах его жизни, но позже. В [Приложение 7]Приложении № 7
мы поместили анализ динамики доходов и личного имущества Лаврова за 2005-2009 годы, сделанный «Ведомостями» по официальным источникам. Выводы «Ведомостей» однозначны - за последние годы доходы высокопоставленных чиновников, в том числе гражданина Лаврова, росли гораздо быстрее инфляции, и мировой финансовый кризис оказался бессильным перед их материальным благополучием. Кроме этого, в [Приложение 8]Приложении № 8
мы также поместили данные о доходах Лаврова и его жены, позаимствованные с официального сайта Правительства России за 2005, 2006 и 2011 годы. Анализ показывает, что Лавров в декларации показывал не все свои доходы, а только заработную плату, которая за почти 9 лет пребывания министром, составляла от 60 до 110 тысяч долларов в год. Его жена М.Лаврова за этот же период также показывала не все свои доходы, а тоже только заработную плату, которая составляла от 8 до 12 тысяч долларов в год.