накипело... АЗЫ - для тех, кто мнит себя "молодым журналистом"

Jul 27, 2012 01:10

Если кто еще не в курсе - я журналист и главный редактор интернет-издания kurs.ru.

Когда работаешь со "старой гвардией", или берешь на работу людей из тех мест, где точно знаешь, хорошо "воспитывают", корректировать на ходу приходится минимально. И можно подумать о вечном. Например, о перспективах или креативе. Но иногда приходят люди, у которых вроде бы есть все данные и даже какой-то опыт, но... По факту оказывается, что этого опыта категорически недостаточно. И приходится "учить". Журфак - не панацея. Сколько раз приходили ко мне с журфака люди... За все время моей профессиональной деятельности... Пока "в поле" не поработают... даже рядом с журналистом этот выпускник не лежал. Если в бытность мою молодой и зеленой мы работали даже бесплатно - только чтобы науиться "плавать", то сейчас постоянно сталкиваюсь с каким-то ужасным мракобесием - куча народу, которые хотят зарплаты и все такое, но при этом ни опыта, ни желания учиться, ни скромности, ни соображаловки. Одни только оптимизаторские тексты за плечами и на тебе - мнят себя профи. По 100 раз приходится повторять одно и то же, прописные истины и - не доходит.

Вдохновившись сегодня в очередной раз до мата просто очередными перлами неумех, не выдержала и накатала инструкцию о том, как писать новость-комментарий. Подумала - может, кому будет интересно :) Так что выкладываю под кат:

Новость-комментарий. Инструкция по применению.

Итак… Чувствую, назрела необходимость кое-что прояснить и в процессе работы еще неоднократно прояснять разные другие вещи. Так что будем считать это первой "лекцией" для сотрудников Курс.ру. Причем, если после обязательного изучения данного материала я снова наблюдаю косяки, свидетельствующие о недостаточно вдумчивом отношении к тексту, при этом не задаются уточняющие вопросы - гнев мой будет велик.

Снова итак….
Новость-комментарий

Новость-комментарий - особый новостной жанр. К нему, так же как и к обычным новостям, имеет отношение все то же незыблемое правило новостника - "Что-Где-Когда". Причем, "что" имеет отношение вовсе не к изначальному событию, давшему толчок цепи новостей (сюжету), а собственно к новостному поводу сегодняшнего (в крайнем случае - вчерашнего) дня. То есть если автор Курс.ру побывал на мероприятии, где Вася Пупкин много говорил и в том числе сказал, к примеру, что он решил стать Петей Васечкиным, а все остальные его словеса были объяснением этого решения и отвлеченными какими-то рассказами о его личной жизни, и именно эти его слова являются СОБЫТИЕМ - мы начинаем именно с этого. То есть формулируем начало новости примерно так:

Василий Пупкин с 1 февраля 2020 года меняет имя и фамилию на Петю Васечкина. Об этом известный (кто-то там) заявил в среду, 15 мартобря, в ходе встречи с журналистами.

Как показывает моя практика, почему-то именно с определением, что же являетя в новости "что" случается самый большой "затык". Ну дык для этого мы и читаем новости, изучаем информационное поле, копаемся в аналитике и пытаемся разобраться в ситуации ДО мероприятия. Для хорошего и даже просто для нормального журналиста подготовительная работа - это ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ условие. Иначе вы ни в жизнь не разберетесь, что же такого прикольного было на пресс-конференции директора шарикоподшипникового завода и никогда в жизни не узнаете, что наши шарикоподшипники нового поколения на самом деле просто зашибись какая крутая вещь, потому что в России есть ноу-хау - в то время как весь мир перешел на клеенные и пластиковые части, срок годности которых исчерпывается парой лет активного использования, наши, отечественные шарикоподшипники… Ну и далее по тексту. Если чего-то непонятно даже при предварительной подготовке - все эти вопросы можно задать спикерам. Иначе на кой нам вообще ходить и смотреть на этих спикеров? Если не понимаешь темы и не осознаешь, что же в ней важного - ни в жизнь не сможешь передать это нормальными, доступными и разумными словами так, чтобы важность события была понятна всем и каждому. Наша работа не усложнять, а упрощать путь нового в массы. Так что…

Так что вернемся снова к новости-комментарию. Новость-комментарий возможно написать как с меропритяия, так и при личном звонке спикеру, либо представителю компании, либо пиарщику спикера. Для оформления подобных новостей существует довольно ограниченный набор шаблонов, которые можно чердовать друг с другом. Результат - связный логичный текст, который, к тому же, овладев в должной степени этими основными шаблонами-словами, можно писать быстро и оперативно - на голову опережая конкурентов. Особенно если использовать для передачи своих мыслей современную технику и средства связи (для чего мы все их и имеем, и для чего их и придумали - а вовсе не для того, чтобы узнавать, вовремя ли мама покормила кошку. Кормление кошки - вовсе не двигатель прогресса. А вот желание быть первым и лучшим - очень даже да).

Шаблоны
Начинаем с "что". "Что" может быть пересказом прямой речи, а может быть собственно цитатой - если цитата яркая, ёмкая, вмещает в себя всю суть происходящего и в принципе интересна - в том числе и с точки зрения логики и русского языка. То есть, поясняю на пальцах, то есть на примере: "Что-то там как-то… Ну, кароч, мне кажется… если бы мы… выиграли бы мы чемпионат, но….", - заявил Вася Пупкин." - вот это полная херь. А если он сказал что-нибудь навроде: "Если бы Владимир Владимирович Путин лично сидел на трибунах, наша сборная, несомненно, выиграла бы этот Чемпионат" - это уже что-то внятное. Чуете разницу? Надо просто эту разницу определять "на подлете", чтобы потом 10 раз не переслушивать запись с диктофона, теряя таким образом драгоценные минуты.

Далее есть стандартные фразы:

"…. (такой-то такой-то) заявил, что ….. (пересказ прямой речи)" либо "…заявил: "(цитата)"

По мнению (такого-то такого-то), (пересказ прямой речи).

Как отметил (такой-то такой-то)

"(цитата)", - заявил (такой-то такой-то).

"(цитата)", - рассказал в ходе встречи с ….

Вот, собственно, и вся премудрость.

Есть еще один нюанс. Есть множество возможностей назвать спикера. Когда мы называем его в тексте первый раз - указываем его либо со всеми регалиями а также как минимум с именем-фамилией и как максимум - с именем-отчеством-фамилией. Если регалий слишком много - выбираем наиболее значимые и яркие, поясняющие, почему именно по данному вопросу мнение конкретно этого перца особо существенно и важно. Далее есть варианты - "эксперт", "такой-то такой-то (должность)", Имя-Фамилия (мы же один раз уже назвали его полностью - народ уже в курсе, кто он такой), "он" (или "она"). Менять по ходу новости должности с оной на другую категорически не рекомендуется - чтобы у читателя не создалось впечатление, что речь идет о нескольких людях, имя-фамилию парочки из которых автор тупо забыл назвать.

Если человек вообще ничего интересного не сказал - либо придумывайте за него (если он потом не будет подавать на издание и на вас в частности в суд), либо НЕ НАДО НИЧЕГО ПИСАТЬ, а просто надо позвонить другому эксперту.

записки из работного дома

Previous post Next post
Up