Этот проект является хорошей иллюстрацией знаменитой пословицы о почках и боржоми. В 1942 году немцы неожиданно осознали что они погорячились, поставив крест на дальней стратегической авиации. Германия стиралась в порошок бомбардировками союзников, а в ответ немцы могли только скрежетать зубами. Ни один из промышленных центров их противников им просто недоступен. Вот тут-то немцы и бросились стахановскими темпами навёрстывать упущенное.
Практически у каждой немецкой авиастроительной фирме было по несколькопроектов дальних стратегов, разной степени футуристичности (нет что бы построить хотя бы несколько штук вполне отработанных четырехмоторных Юнкерсов Ju 89 или Дорнье
Do-19 ). Однако вся эта буря в стакане хоть и ни чем осязаемым не закончилась но родила на свет множество интересных проектов (даже
с дуру стелс-бомбер спроектировали ), об одном из которых и пойдёт речь в этой статье.
Если бы этот самолёт проектировался не в 1942 году и не в Германии, то вполне мог бы успешно летать и в 50-е и в 60-е. Однако же, судьба у него была иная. Несмотря на то, что эта машина так и не покинула чертёжной
доски, ей удалось стать знаменитой. Юнкерс EF 132 (от термина «Entwicklungs Flugzeug» - «экспериментальный самолет») вошёл в
историю как последний самолёт, разрабатывающийся этой компанией в годы войны. И не смотря на то, что он разрабатывался на самой заря реактивной авиации, проект его был очень зрелым и явно опережал своё время. Уже в проекте машина имела стреловидные крылья, расположенные под углом 35 ° к корпусу. Шесть реактивных двигателей Юнкерс Jumo 012 были спрятаны в корневой части крыла, как это делалось на реактивных самолётах 50-х. Моторы бомбера развивали тягу по 24,5 кН каждый.
В Германии было построено несколько моделей этого самолёта, которые были протестированы в аэродинамической трубе,до конца войны на заводе фирмы в Дессау был построен полноразмерный деревянный макет самолета. Что интересно, последние тесты проводились уже в 1945 году.
Согласно тестам самолёт должен был получить действительно выдающиеся характеристики:
Максимальную скорость - 930 км/ч
Диапазон действий - 3500 км
Потолок практический - 10300м.
И всё это он должен был достигать с бомбовой нагрузкой до 5 тонн.Естественно по моде того времени самолёт не обошёлся и без защитного вооружения. Оборонительное вооружение состояло из трех дистанционно управляемых спаренных 20-мм турелей: двух за кабиной (одна сверху фюзеляжа, другая снизу) и одной хвостовой.
Дитер Хервиг и Гейнц Роде в своей книге "Секретные проекты бомбардировщиков Люфтваффе" пишут, что EF-132 "достиг высокой стадии разработки, прежде чем в 1945 году попал в руки русских" и что "испытания в аэродинамической трубе, проводившиеся ещё в начале 1945 года, подтвердили преимущества новой формы крыла с полностью вписанными в его контур реактивными двигателями. Прямая
стреловидность в 35° и сужение крыла 0,475 должны были обеспечить самолёту требуемую высокую скорость" Шесть двигателей Jumo
109-012 тягой по 2500 кгс были по три размещены в корневой части крыла. Таким образом, свободнонесущие плоскости высокоплана не имели никаких «турбулизаторов», что позволяло достигать высоких дозвуковых скоростей. Центроплан располагался в верхней части фюзеляжа, благодаря чему бомбовый отсек имел длину свыше 12 м.
Многие справедливо подумали, что с окончанием войны история этой машины закончилась. Однако, это не так. Конструкторское бюро, разрабатывавшее эту машину, базировалось в Дассау. И именно
туда в 1945 году вошли советские войска. В 1946 году всё конструкторское бюро вместе с конструкторами и уже готовыми наработками
были переправлены в СССР в Дубно на Государственный опытный завод №1, там они и продолжили свою работу.Был разработан "советский" EF-132 с увеличенными размерами,большим взлетным весом,дальностью и бомбовой нагрузкой.Бомбардировщик EF-132 должен был иметь размах крыла 34,4 м, длину - 39,4 м, взлетный вес 87500 кг. максимальную
грузоподъемность - 16 т, экипаж - 5 человек. Силовая установка состояла из 6 ТРД Jumo 012 тягой по 3000 кгс.
Развитие программы Ju 287 с 1942г:
А вот в публикациях другого немецкого автора - Хольгера Лоренца (
http://www.flugzeug- lorenz.de/index.php?id=45 ) "советский" EF-132 уже выглядит совсем иначе. Да и двигатели не так чтобы в корне крыла:
Предполагалась постройка двух опытных машин, однако в 1948 г. программу прекратили. Так что, видимо, под влиянием именно
этой машины наш первый реактивный пассажирский самолёт Ту-104 получил моторы в корневой части крыла. И нельзя отрицать того факта что, именно, инженеры Юнкерса стояли у истоков советской реактивной авиации. Естественно наравне с нашими инженерами.
Источники:
http://en.wikipedia.org/wiki/Junkers_EF_132http://www.luft46.com/mrart/mr132.htmlhttp://alternathistory.com/o-pochkakh-i-borzhomi-ili-proekt-dalnego-bombardirovshchika-yunkers-ef-132-germaniya и другие.