Здравы будьте больные и недообследованные! Сегодня поговорим про школьно-стокгольмский синдром.
Есть такой психологический феномен - стокгольмский синдром. Это когда к примеру заложники начинают оправдывать захвативших их террористов, или жертва привязывается к насильнику. Они начинают отождествлять себя с ними и оправдывать эти поступки, проникаясь их тактикой достижения "высоких идеалов". В расширенном смысле - это когда жертва симпатизирует агрессору, находя в его омерзительных действиях некий рациональный смысл.
Психологи до сих пор не определились, что же такое стокгольмский синдром - парадоксальное расстройство психики, или же вполне нормальная защитная реакция в ответ на травмирующую ситуацию, выход из которой у жертвы не получается узреть в чём то ином.
Как бы то ни было, этот самый феномен (его ещё называют «синдромом здравого смысла») можно отследить практически у каждого(ой) взрослого(ой) представителя. Как? Да очень просто. Спросите хотя бы про их школьные годы.
Что услышишь в ответ? Скорее всего, добросовестное трындение про то, что школа была хорошая, учителя хорошие, класс хороший и вообще всё было хорошо, ахх ностальгия, "Школьные годы чудесные"" и прочее бла бла бла.
Но не отставайте, ныряйте глубже и спрашивайте дальше: болезный, а почему ты так любил выходные и каникулы? Почему так цеплялся за всякую простуду, только бы остаться дома? Ведь если твоя школа, как ты говоришь, была таким замечательным и расчудесным местом, то почему же ты не бежал туда со всех ног, даже несмотря на температуру под 39? Молчишь? А я тебе скажу. Хернёй была твоя школа, и ты, и все это знают, но далеко не все понимают и осознают рационализируя и пытаясь забыть.
Я почти не сомневаюсь, что из школьного курса т.н. «наук» ты мало чего помнишь. Закон Ома, первый бал Наташи Ростовой, биквадратные уравнения… Вспомнил? Не вспомнил, но поёжился. Ибо кое-что всё-таки засело в твоей голове. Но не «науки» конечно. Нет, ты прекрасно помнишь другое: как за закон Ома жирная физичка изощрённо чморила тебя у доски, а за биквадратные уравнения батя херачил тебя ремнём. Благодаря же Наташе Ростовой в пересказе училки ты раз и навсегда возненавидел не только Льва Толстого, но и всю грёбаную русскую классику.
Вывод? Из школы ты вышел таким же неучем, каким туда и входил. А читать-писать и складывать простые числа тебя наверняка научили ещё родители «в рамках подготовки к первому классу». Что же до действительно нужных знаний и профессиональных навыков, то ты их волей-неволей получаешь сейчас, методом самообразования. Без всякой школы. И даже если бы что-то из школьной программы сохранилось в твоих мозгах, ты вряд ли нашёл бы применение этой безжизненной белиберде.
Вот и доказана первая нехитрая теоремка: ШКОЛА ЗНАНИЙ НЕ ДАЁТ, ОНА ЛИШЬ ПЫТАЕТСЯ НАУЧИТЬ ТЕБЯ ВЫЗУБРИТЬ ИХ НА НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ. Десять-одиннадцать лет человеку набивают голову ненужными ему опилками, даже не удосуживаясь толком объяснить их функциональное назначение. Десять-одиннадцать лет жизни улетают, коту под хвост. И каких лет! Когда энергию детства можно черпать вёдрами, когда душа восприимчивей всего, а мозги работают так, как возможно уже не будут работать никогда.
Вспомни, две главных эмоции, которые у тебя вызывала школа. Ну?
Всё верно: СКУКА и СТРАХ. Скука и страх на протяжении десяти-одиннадцати лет. Посмотри правде в глаза: школьный процесс «передачи знаний» и система оценки этих самых «знаний» работают как очень эффективные орудия психологического террора. Всё это дополняется мелочными требованиями соблюдать дисциплину и безоговорочно подчиняться старшим.
«Садись, два», «завтра в школу с родителями», «останешься на осень», «вызываем на педсовет» - даже сейчас, будучи взрослым, ты не можешь без омерзения и ужаса вспоминать эти слова.
Да, школа надоедала кучей разнообразнейших способов. те кто постарше вспомнят мудозвонскую школьную форму (она сейчас, кстати, возвращается); туалеты без перегородок, несъедобные котлеты из вонючей столовки. Те, кто подревней, оживят в памяти унылый кошмар октябрятства-пионерства-комсомольства. Слюнявые сказки про доброго дедушку Ленина и т.д. и т.п.
Собственно, сама необходимость сорок пять минут молча-неподвижно торчать за неудобной партой и слушать скучнейший бред - уже террор. Дополним же это постоянными окриками и придирками обиженных училок с указками - недалёких, на фиг никому не интересных, но защищённых непрошибаемой бронёй «педагогического авторитета». Однако получивших карт-бланш на твоё унижение.
Главная подлость школы состояла в том, что, терроризируя нас, она делала соучастниками террора наших самых, казалось бы, близких и надёжных людей - родителей. Собственно, мы и сами часто становились мучителями наших одноклассников, а они, в свою очередь, мучили нас.
Один из распространённейших доводов «в пользу школы» - миф о том, что школа якобы помогает детям социализироваться, готовит к жизни «в обществе». Хороша же подготовка: сколотить тридцать-сорок одногодков в искусственный коллектив-террариум и тихонечко наблюдать со стороны, как в террариуме вырастает и функционирует жестокая иерархическая пирамида. И вот что интересно: наверху пирамиды всегда оказываются почему-то самые наглые, подлые и хитрожопые. Ах, как это странно и неожиданно!
Со школьным буллингом учителя, как правило, не боролись и не борются. "Проблемы негров шерифа не колышут". Шериф и так в делах по уши, ведь над ним - школьная администрация, директор, районо-гороно (или как эта хрень сейчас называется). Словом, куда ни глянь, - везде работает единая пирамида насилия, автоматически вычисляющая слабые места и болевые точки и прицельно долбящая по ним.
Вот и получается: если школа и готовит к «жизни», то к жизни противоестественной: армейско-тюремной. Там тоже всё построено на создании искусственной общности с неизбежной людоедской иерархией. И ведь многие так и живут в уверенности, что именно эта схема является самой что ни на есть нормальной.
Вот и ещё одна теоремка доказана: ШКОЛА КАЛЕЧИТ ДУШУ И ПРИВИВАЕТ ИЗВРАЩЁННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНИ И ОБЩЕСТВЕ.
Но и тело без воздействия школы не остаётся. В СМИ регулярно слышно слёзное кудахтанье врачей: мол, из всей массы школьных выпускников доля абсолютно здоровых людей из года в год не превышает одного-трёх процентов. Подавляющее большинство обзаводится в школе гастритом, сколиозом, болезнями глаз и прочей психо-соматической хернёй. И чему ж тут спрашивается удивляться? Школа просто заточена под причинение вреда на всех уровнях. Но самое печальное, что все это так или иначе понимают… Но ничего не меняется. Значит, вполне можно предположить, что школа в её существующем виде кому-то НУЖНА. Кому? Догадайся сам(а). Не маленький(ая). И не надо обвинять меня в конспирологических измышлениях.
Школа, как и всякая репрессивная система, необыкновенно живуча. Она постоянно накручивает миф о своём несокрушимом моральном приоритете. Этот миф обслужен сотнями представителей интеллектуальной шушеры: режиссёрами детского кино, текстовиками-песенниками, писателями, художниками и прочими людьми искусства.
«Школьные годы чудесные», «не смейте забывать учителей»… И целый ворох электроников, алис селезнёвых, петровых-васечкиных и прочих нереальных персонажей. Таких милых, таких чудесных на фоне образцово-показательных школ с зимними садами и бассейнами.
Сейчас в меня полетят помидоры. Как же! На святое замахнулся! Люди, уясните себе: есть категории, которые с общекультурного уровня запрещают подвергать анализу. В культуре есть "идеальные" понятия, о которых не рекомендуется думать с объективной точки зрения. Поэтому я вот, к примеру, не могу с прежним ностальгическим восторгом смотреть приключения Сыроежкина. Хотя бы по причине того, что основное место действия там - детская тюрьма, замаскированная под филиал Эдема, ну или как минимум "Сад посвящения". Куда честнее «Доживём до понедельника» или беспощадное «Чучело»…
А твоя ностальгия по школе - не более чем стокгольмский синдром. Ты десять лет провёл(а) в статусе заложника. Тебе десять лет втирали про необходимость хорошо учиться и слушаться старших. Возможно, при этом тебя ещё и шлёпали ремнём, чтобы крепче усвоил(а). И ты, конечно, усвоил(а).