«Речь идет о сохранении определенного статуса Польши», - заявил лидер правящей польской партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский. Политик отмечает политическое значение канала, призванного соединить Балтийское море с Калининградским заливом. Есть ли у этого проекта смысл, помимо пропагандистского, или же он принесет лишь вред, как считают европейские экологи и российские транспортники?
Лидер правящей в Польше партии «Право и справедливость», экс-премьер Ярослав Качиньский заявил, что Польша окончательно преодолевает зависимость от России благодаря строительству морского канала через Балтийскую косу, который соединит польский город-порт Эльблонг с Балтийским морем. Это позволит кораблям миновать территориальные воды России, подчеркнул Качиньский. «Речь идет об интересах политического, военно-политического характера, а также о сохранении определенного статуса Польши», - заявил лидер «Права и справедливости».
Заявление пана Качиньского - не просто мнение отдельно взятого политика, пусть даже и лидера партии, имеющей самую большую фракцию в сейме. Выдвиженцы партии Качиньского - действующий президент страны Анджей Дуда и премьер-министр Беата Шидло. В «Праве и справедливости» состоит и одиозный министр обороны Антоний Мачеревич, «прославившийся» своими русофобскими высказываниями.
Что же касается идеи прорытия морского канала через Балтийскую косу, которую польские власти проанонсировали в августе 2014 года, то она объясняется географическим расположением города-порта Эльблонг. Сравнительно крупный порт расположен на берегу залива, который в Польше называется Вислинским, а в России - Калининградским. Залив закрыт от Балтики косой длиной 65 км; северная часть (35 км) принадлежит России, остальное - Польше. Достаточно узкий пролив, позволяющий пройти из залива в море, приходится на российскую территорию.
Режим прохода регулируется специальным контрактом на навигационные права, заключенным между Варшавой и Москвой. Это и дает повод Качиньскому и его однопартийцам заявлять о «зависимости от России».
«Показываем, что мы суверенное государство»
«За счет строительства канала мы закрываем этот вопрос, показываем, что мы суверенное государство», - заявил Ярослав Качиньский, выразив мнение, что Польша «раз и навсегда на сто процентов» покончит с зависимостью от России. При этом лидер правящей партии предсказывает, что Москва будет выступать против строительства канала. По словам Качиньского, со времен Польской Народной Республики Польша не могла построить этот канал, «потому что россияне на это не соглашались».
Новый канал протяженностью 1,3 км и глубиной 5 метров соединит Калининградский (Вислинский) залив с Гданьским заливом. Благодаря нему в морской порт Эльблонга смогут заходить корабли длиной до 100 м, шириной до 20 м и осадкой до 4 м. Инвестиции в строительство составят около 880 млн злотых (220 млн долларов).
Как отмечают эксперты, технически это сделать не так сложно, поскольку наибольшая ширина Балтийской косы составляет 7 - 8 километров. Но вопрос о канале поднимался на щит как правило при возникновении политических или коммерческих трений - особенно до принятия соглашения, предоставляющего облегченный режим выхода в Балтику для польских и русских судов.
Заметим, что в феврале 2015 года сообщалось, что порт в Эльблонге (ради которого собственно и затевается строительство канала, «освобождающего от российской зависимости»), намерен взять ориентир на импорт товаров из России. Порт ранее ориентировался на экспорт товаров в Россию, который застопорился из-за участия Польши в антироссийских санкциях, и «фруктово-овощных» контр-санкций. Теперь же, как пояснил директор эльблонгского порта Аркадиуш Зглиньский, «мы настраиваемся пока на два основных товара (из России): уголь и корма для животных».
«95% политики»
Как отмечал в марте 2015 года калининградский региональный портал «Русский Запад», хотя авторы проекта настаивают, что прямой выход в Балтийское море перенаправит основной грузопоток в обход российской Калининградской области. Польские бизнесмены и транспортники на местах в Варминско-Мазурском и Поморском воеводствах заявляют, что экономические выгоды от этой авантюры сомнительны.
С этим же согласны и по нашу сторону границы, в Калининградской области. «В решении прорыть канал 95 процентов политики. Еще 5 процентов поправка на гонор. Никакой экономики», - подчеркнул в депутат Госдумы 6-го созыва Андрей Колесник, в 2003-2011 годах бывший председателем совета директоров Калининградского морского торгового порта.
«Во-первых, канал будет стоить денег. И немалых. Во-вторых, содержание канала удовольствие дорогое. За все это в виде различных сборов будут платить судовладельцы», - отмечает Колесник. Разумеется, дополнительные тарифы сделают поставку в порт Эльблонга еще менее привлекательными чем в порты Гданьск и Гдыня.
«Помимо этого Эльблонг как порт рискует лишиться своего основного грузооборота, - отмечает эксперт. - Надо четко понимать, что в настоящий момент порт Эльблонг живет за счет сотрудничества с Россией. Мы перебрасываем им дебаркадерами удобрения. Но этот поток может прекратиться. И политика тут ни при чем. После того как будет прорыт канал, вполне возможно что наносы из моря в залив будут замелять внутренний фарватер. Чистить его - удовольствие не из дешевых».
Птичку жалко
Отметим, что авторы проекта при поддержке официальной Варшавы рассчитывали на финансовую помощь от руководства Евросоюза. Однако таковой не последовало из-за протестов экологов.
Как пояснила еще в прошлом году официальный представитель Польского офиса Всемирного фонда дикой природы (WWF) Марта Калиновская, проект, лоббируемый «Правом и справедливостью», «негативно повлияет на возможность достижения целей ключевых экологических директив Европейского союза». «Вислинская коса - это «бутылочное горлышко» для осенних путей миграции хищных птиц. Для некоторых видов ястребиных коса - важнейший миграционный путь в масштабах всей страны».
Об угрозе состоянию уникального природного объекта рассказал руководитель калининградского регионального отделения экологической организации «Зеленый фронт» Олег Иванов. «Решение принято с кондачка вопреки мнению экологов, - подчеркнул собеседник. - К сожалению, природу не обманешь. Не случайно ЕС отказался участвовать в этом сомнительном начинании».
На безрыбье
«Можно долго гадать, что произойдет с косой, станет ли Балтика активнее наступать на берега, но одно знаю точно, при появлении еще одного пролива с морем вода в Вислинском заливе изменит коэффициент солености, - добавил эксперт. - А значит, изменится и эколобаланс водоема. Не удивлюсь, если по прошествии времени рыбаки из того же Фромборка (город-курорт на берегу Вислинского залива - прим.) «скажут спасибо» за отсутствие рыбы в заливе».
Поясним - раньше Вислинский залив был для Польши жизнеобразующим по той простой причине, что русло Вислы - одной из самых полноводных рек Польши, впадало именно туда. Потом течение Вислы поменялось, начало идти в сторону Гданьской бухты (где и расположены Гданьск и Гдыня). В пятидесяти километрах от Эльблонга прямо на Балтику выходят смежные порты, и там уже отлажена работа терминальной, логистической и прочих служб, налажено транспортное сообщение.
В районе Вислинского залива осталось несколько городков, жители которых занимаются в основном рыбацким промыслом, такие, как, например, Фромборк и другие. Здешние рыбацкие суда, предназначенные для ловли в заливе. К слову, если посмотреть на польскую сторону залива с российской стороны, можно увидеть, что практически все побережье заставлено рыбацкими сетями, кроме рыбной ловли у жителей польской части залива, нет каких-то других занятий. Экономическая рентабельность будущего пролива, грозящего «эмиграцией» рыбы в Балтику, сомнительна.
«Правящую партию Польши поразил вирус идиотизма»
Кроме того, существует мнение, что Балтийская коса - временное географическое явление. Пески на Балтике движутся. До 1502 года вместо косы была гряда островов. Она образовалась вследствие большого шторма, образовавшего также Балтийский пролив и засыпавшего старый пролив, находившийся ближе к Калининграду.
На косе произрастает порядка двадцати видов растений, занесенных в Красную книгу. При этом если российская территория косы долгое время была под контролем военных, недоступна для гражданского населения, и потому там сохранилась природа в ее первозданном виде, то польская территория косы застроена.
Там есть город Крыница-Морска, который, несмотря на скромные размеры, является одним из крупнейших туристических центров Польши. Люди активно приезжают туда насладиться первозданной природой Балтийской косы, попить кофе в то время, когда едва ли по улицам самого поселка свободно ходят дикие кабаны.
Наблюдатели констатируют, что размеры песчаной пересыпи сокращаются. Так, уникальная крепость XIX века, построенная на территории Балтийской косы, на данный момент уже наполовину в воде. Если кто-то вторгнется в этот естественный природный процесс, последствия предсказать очень сложно.
Получается, что Польша с подачи правящей партии собирается рыть экономически нерентабельный и экологически опасный канал, исключительно «назло России».
«Я же не раз говорил, что правящую ныне в Польше партию консерваторов давно поразил вирус идиотизма, - подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД доцент Балтийского федерального университета им. Канта, политолог Владимир Абрамов. - Действия, рассчитанные на поощрение заокеанских спонсоров. Какие грузы они собираются перебрасывать через депрессивную Восточную Польшу? Разве что гуманитарные. Эльблонгу это явно не поможет, а вот та же Крыница-Морска в одночасье может перестать быть туристической Меккой».