Фильмам о людях X очень повезло с социальным подтекстом. История о поиске своего места в мире людьми, которых природа сделала непохожими на других, здорово рифмуется с судьбой меньшинств любого толка (начиная от национальных и заканчивая инвалидами), да и просто с мировосприятием многих взрослых и подростков, которым сложно вписаться в общество. Поставленные хорошими режиссерами и сыгранные именитыми актёрами (а с этим у серии, как правило, полный порядок) сюжеты на эту тему смотрятся заведомо содержательнее чем у коллег по комиксному цеху. Возможно, даже более содержательными, чем являются на самом деле...
Но вечно эксплуатировать одну и ту же проблему нельзя, так что последняя часть серии отвлеклась от вопросов взаимоотношений мутантов с людьми, столкнув вместо этого героев с новым грозным врагом - богоподобным мутантом Апокалипсисом. К сожалению, потеря старого смысла не была компенсирована приобретением нового. Апокалипсис - типичный комиксовый злодей, жаждущий уничтожить большую часть Земли, чтобы очистить этим человечество от накопившихся ошибок. Попытки найти хоть какую-то пищу для ума в его пафосных речах оборачиваются неудачей. И этим список претензий к фильму, увы, не заканчивается.
Авторы довольно медленно «запрягают». Вообще режиссёру Брайану Сингеру свойственна определённая тяжеловесность, а запал лёгкости, передавшийся от позапрошлого фильма серии - «Первого Класса» авторства Мэтью Вона в прошлый - «Дни Минувшего Будущего» - уже иссяк. Нам долго представляют знакомых героев в юности: Циклопа, Шторм, Джин Грей, Ночного Змея и т. д.. Молодые актёры не вызывают ощущения мискастинга, но на фоне своих звёздных предшественников (Холли Берри, Фамке Янссен, Джеймс Марсден и пр.) смотрятся блекловато. Змей отвечает за юмор: его шутки забавны, но немного глуповаты, чем диссонируют с традиционно серьёзным для серии настроем.
Со старыми героями всё много лучше, но не идеально. Разыгравшие в прошлых двух фильмах глубокую историю дружбы, любви и ревности треугольник Профессор Х - Магнето - Мистик явно буксуют на месте. Если раньше за ними было интересно наблюдать, как за людьми, теперь они производят всё больше чисто сюжетные функции. Магнето очень жалко из-за происходящих с ним печальных событий, но он ведёт себя крайне нелогично и непостоянно, кидаясь в крайности. Актёрскую мощь Фассбендера тратят впустую. Подобное творится также с МакЭвоем и Лоуренс: с точки зрения человеческих взаимоотношений им играть толком нечего, происходящее сводится к блокбастерным экшн-штампам. Хотя они, безусловно, стараются и смотреть на них приятно.
Кто вызывает безоговорочный восторг, так это Ртуть. Каждая минута его пребывания на экране превращает фильм в праздник. «Дни Минувшего Будущего» показали, что у этого персонажа огромный потенциал и в «Апокалипсисе» его действительно удаётся раскрыть. И да, тут тоже есть чумовая сцена замедления времени, которая даже круче, чем в прошлом фильме. Если про Ртуть сделают сольный проект, готов поспорить, он заткнёт за пояс «Дедпула».
То же хотелось бы сказать и про Росомаху, но Джекман явно халявит, отбывая роль. И всё равно появление его персонажа однозначно радует. Только жаль, что ради этого пришлось пришить к сюжету явно лишний поворот, никак не развивающий основную линию.
Концовка «Дней Минувшего Будущего» давала понять, что история переписана, и нас может ждать всё, что угодно. Несмотря на это Сингер тратит много времени на соединение сюжетных линий со старыми фильмами серии о будущем-настоящем. Вот это - Джина Грей, в ней заточена сила Феникса. Это - Скотт, он в неё влюбится. Леншерр и Ксавьер слово в слово переигрывают диалог из первой части. И т. д. Эти нюансы понятны лишь фанатам - знатокам серии и должны их радовать. Но наоборот скорее огорчают, так как вместо использования открывшихся возможностей для показа чего-то нового нас заталкивают на старые рельсы, которые знакомы всем зрителям первых трёх частей.
При этом нельзя сказать, что фильм плохой. У него куча достоинств: классные харизматичные актёры «взрослого состава», хорошая постановка, драматичные сцены, зрелищные спецэффекты, недурной юмор. Единственное, после почти идеального «Первого Класса», а затем сделанного на том же уровне «Дней Минувшего Будущего», ждёшь от продолжения новых высот, а не некоторого регресса. «Первый Класс» сделал из комикса с социальным подтекстом вдобавок крепкую и одновременно лёгкую в просмотре драму о дружбе-вражде Чарльза и Эрика. «Апокалипсис» же - это в первую очередь фильм-комикс о борьбе с суперзлодеем. Добротно сколоченный, но таких сейчас - завались.
В любом случае все фанаты людей Х, комиксов, да и просто фантастических блокбастеров не пожалеют о просмотре. Если же вы хотите познакомиться со вселенной мутантов или почему-то её недолюбливаете и пытаетесь изменить отношение к ней, посмотрите лучше «Первый Класс». Если «зацепит», то можно будет отправиться в кино на продолжение истории и узнать, что стало с героями дальше.