Китайский театр или русский железобетон.

May 26, 2018 16:18


Чтобы жители Царского села стали окончательно счастливы, нужно совсем чуть-чуть. Восстановить разрушенный людьми и временем екатерининский Китайский театр. Да, помню, да, знаю, есть еще и Ламский павильон, и пенсионерные конюшни, и мосты через каналы прудов, и оккупированные сельхозом казармы конвоя и вокзал и прочая, и прочая… Но! Это будет уже полное, безоговорочное счастье, а как жить без мечты?

Итак, Китайский театр. Кстати, в этом году ему стукнет ровно 240 лет. Наверняка у всей «китайщины» царскосельских парков есть поклонники. Наверняка есть противники. Но большинство, признавая китчевую сущность этих творений Ринальди, давно смирились с ними и полюбили, как любят странноватого, но милого, в сущности, родственника, со всеми его нелепостями, чудачествами и экстравагантными выходками. Вот и я из числа последних. Писано о театре много и, в смысле исторических деталей, добавить мне нечего и эта заметка, в сущности, взгляд на то, как и с помощью каких приемов, здание было построено и перестроено в последствии. Часть исторических снимков, приведенных тут, позаимствованы из различных открытых источников, надеюсь те, кто их опубликовал, не в обиде, ну а фото с места - мои.



Вот он, каков на старой открытке:





Поближе:

Очень не хотелось бы язвить, но не покидает ощущение, что идея придать зданию в китайский колорит пришла архитектору когда он уже возводил стропильную систему кровли. А до этого он был увлечен готикой. И впрямь, его окна больше подходят стоящей неподалёку Шапели:



Павильон Шапель

В плане здание выглядело так:



План 1779 года

Но шло время, менялись монархи, менялись функциональные требования, и, наконец, в 1908 году, по высочайшему повелению, архитектором Данини, был составлен проект реконструкции. Можно сравнить:



План архитектора С.А. Данини

Красная заливка - это пристроенные массивы вестибюлей и лестниц. Вот, собственно, и все, с бумагами покончено, на воздух!

Не знаю, остался ли в живых кто-то из видевших это здание в былом великолепии. Но будем надеяться, что мы последние, кто видит его в таком виде! Грустное зрелище, хотя нужно признать, что чугун - материал на века:



Утраты огромны. Это пристройка Данини:



Основное здание. Видна обширная осадочная трещина, позднее мы увидим ее внутри.



Крыльцо для реквизита и персонала:



Виден пандус для тележек с тяжестями. А ворота маловаты.

Ну… Неплохо, в общем:



Угол здания. Незатейливый прием, позволявший усиливать каменную кладку кованым стержнем и перевязывать горизонтальные и вертикальные оси здания. Прообраз современной арматурной сетки:



Этот стержень идет по всей наружной стене. Внутренней, кстати, тоже. Обратите внимание - он не один, в разрушенном оконном проеме виднеется еще одна характерная «кочерга»:



Юго-западный фасад. По крайней мере, стабилен:



Внутри, за сценой. Тут в сентябре 1941 года был пожар. Светлые следы на стене от деревянных конструкций рухнувших последними. Стальные штыри, забитые в кладку свидетельствуют об этом. Стена пробита снарядом, другого объяснения не подберу. Потрясающая каменная кладка. Обратите внимание: раньше кирпич клали либо с чередованием «тычок» и «ложок» (вдоль и поперек стены), либо один ряд «тычок», другой «ложок» (как на уже упомянутой башне Шапель), тем самым достигалась максимальная монолитность кладки.



Центральный выход на сцену. Глядя на пологость свода арки у любого строителя ёкнет сердце. Но с аркой все, слава богу, в порядке и, к слову сказать, не только ему. Попозже мы приоткроем секреты проемов Китайского театра.

Три ряда гнезд сверху - следы сложной пространственной конструкции деревянного перекрытия. Екатерининского еще!



А этот портал, дамы и господа, и есть сцена. Заметьте, он перекрыт железобетонной (!) балкой. Конечно, это дело рук Данини. Во времена Ринальди и Неелова ничего подобного не было. Разумеется он покрыт многочисленными трещинами (об этом говорит некоторый провис), но он все еще стоит!



Пилоны - кирпич, вдоль пилона клепаная конструкция. Какая-то механизация сцены?



Хм… Просто кирпичики. Чем не сувенир?



А это перекрытия вестибюля лож первого и третьего ярусов (так написано на плане) и оно тоже бетонное! Полоски - следы деревянной дранки. Почему они не штукатурили сразу по бетону?



Плитка, та, что снизу на ступени. Она тут всех переживет!



А перекрытие делалось так: пространство от стены до стены перекрывалось двутавровыми балками а между балок устраивалось множество длинных арочных перекрытий из монолитного бетона. Сверху это выглядит так:



Прямо скажем, не блестящее решение, но уже не дерево! Вот как это выглядит в доходных домах того времени (фото из блога уважаемого Vezenin):



Вот еще ракурс:



То из чего они делали бетон, сегодня вызывает усмешку. Ага, это кирпичный бой:



Но были там и другие бетонщики. Бетонщики мастера, бетонщики виртуозы. Взгляните! Это монолитная железобетонная лестница, ведущая к верхним ярусам и в ложу их императорских величеств:



Тонко, изящно, легко! Как это сделано?!

Внутри кованая арматура. Щебень - гранит. Оштукатурено прямо по бетону, а не по дранке, как делали устроители сводчатых перекрытий. Я не представляю, как это сделать сейчас, как же они это делали тогда?!









Обратите внимания на стену. Монолит со следами опалубки!



А вот секрет сводчатого проема:





А тут бетонные перекрытия рухнули:



Вот как крепились двутавровые балки перекрытий:



А вот та трещина, которую видно с фасада. Кто-то пытался остановить разрушение стены, но опоздал. Тут екатерининские мастера со сводчатыми перемычками облажались.



На противоположной стене та же картина:



А вот и фундаменты. Бутовый камень. А под ним плита?! Чудно…



Остатки инженерных систем:

Вентиляция:



Водоснабжение:



Понятно, что это следы реконструкции 1909 года, но металл оцинкован и выглядит как будто ему не 110 лет а 5-7.

Показаны снимки 2015 года, несколько штук 2012го. Разумеется, ходить там небезопасно и я приношу свои извинения администрации за пролаз и прополз, но уж очень хотелось взглянуть! А если кого-то из читателей занесет в эти руины нелегкая, то не ходите по тем самым бетонным перекрытиям! Чревато! А если уж невтерпеж, то наступайте на стальные балки!

Да, и кто-нибудь знает, когда же, наконец, там начнется реставрация?

Ринальди, Китайский театр, Царское село, Русский железобететон, Китайщина

Previous post
Up